Змеиный не стал островом сокровищ

Точка зору

Суд в Гааге провел морскую границу между Украиной и Румынией. Гаагский суд вчера поставил точку в давнем споре Украины и Румынии. Киев услышал две новости – хорошую и плохую. Хорошая: Змеиный все-таки является островом, а не скалой, на чем настаивали румыны. Плохая новость: остров – не повод для расширения экономической зоны Украины в Черном море.

Остров Змеиный не может считаться частью прибрежной линии Украины и определять границу континентального шельфа и исключительной экономической зоны Украины. Такое решение Международного суда ООН вчера было объявлено в Гааге президентом суда Розалин Хиггинс. «Учет острова Змеиный означал бы юридический пересмотр географии», – заявила она. В вердикте суда подчеркивается, что маленькие острова «могут не приниматься во внимание при делимитации».

Площадь Змеиного и в самом деле небольшая – каких-то 20 гектаров. При других обстоятельствах этот остров вряд ли представлял бы интерес для любого государства. Внимание Украины к нему было приковано прежде всего потому, что Змеиный являлся своего рода козырем в переговорах с Румынией. Владея им, Украина могла бы претендовать на большую часть водной глади и дна Черного моря. Это позволило бы нашей стране получить доступ к огромнейшим нефтяным и газовым запасам морского дна.

Украина этот доступ получила. Правда, не в такой мере, как ей изначально хотелось. Это хорошо видно даже невооруженным глазом на приведенном нами рисунке – Румыния фактически добилась желаемой линии разграничения шельфа и исключительных экономических зон.

Несмотря на это, украинские дипломаты оценили решение Гаагского суда как своеобразный выигрыш. Мол, главное, что снят с повестки дня вопрос о том, чем является Змеиный – островом или скалой. «Это – остров с 12 милями территориальных вод», – подчеркнул вчера «24» начальник пресс-службы МИД Украины Василий Кирилич. Дипломат также отметил, что решение в суде было принято единогласно. «И это свидетельствует о том, что оно было объективным», – отметил представитель МИД.

Почему украинские дипломаты пытаются соблюсти хорошую мину при плохой игре? Так уже было в прошлом году, когда Украина не получила ПДЧ на саммите НАТО в Бухаресте. Вначале украинская делегация собиралась объявить демарш и срочно покинуть встречу. Однако спустя несколько часов украинцы поостыли и заявили: решение саммита – это наша победа… Похоже, и в случае с Гаагой украинские чиновники не хотят признавать очередного внешнеполитического поражения.

Как стало известно «24», украинские дипломаты специально изначально запрашивали у Гааги максимальную площадь исключительной экономической зоны. Дескать, всегда надо просить больше, чтобы не дали совсем мало. Поэтому вполне возможно, что официальный Киев получил такую площадь экономических зон и шельфа, на какую реально и рассчитывал.

Теперь лишь нужно выяснить: какие запасы нефти и газа принадлежат Украине, а какие – Румынии. Только после этого можно окончательно заявить: кто же выиграл. В МИД Украины пока не отвечают на этот вопрос.

Решение по Змеиному на самом деле может иметь далеко идущие последствия. Ведь до сих пор не разрешен спор Украины с Россией по поводу делимитации границы в Керченском проливе. И в этом случае Киев также претендует на большую часть пролива (если, конечно, при определении координат будет учтен известный остров Тузла). А если Россия решит обратиться в Гаагу? А тамошние судьи заявят, что Тузла – слишком маленький остров, чтобы его учитывать при определении границ? Поэтому вчерашнее решение в Гааге уж никак нельзя считать выигрышным для Украины.

А судьи кто

Международный Суд ООН состоит из 15 независимых судей. Более половины дел, которые рассматривает Суд, касаются территориальных и пограничных споров. Суд начал работу в 1946 г. Его решения обжалованию не подлежат. Если одна из сторон отказывается выполнять вердикт, другая сторона может обратиться за помощью в Совет безопасности ООН. Из стран СНГ в этом суде сейчас рассматривается дело Грузии против России. Тбилиси обвиняет россиян в дискриминации грузинского населения в Южной Осетии и Абхазии.

Дипломатический словарь

Исключительная экономическая зона – район, находящийся за пределами территориального моря. Ширина этой зоны не должна превышать 200 морских миль. Здесь можно проводить разведку и разработку природных ресурсов.

Континентальный шельф – морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря государства.

Новини

2 Травня 2024

ArcelorMittal очікує на відновлення попиту на сталь у ЄС

Аграрії просять уряд на три місяці продовжити чинне бронювання працівників

ДТЕК Енерго спрямував прибуток за минулий рік на відбудову ТЕС

В Брюселі пройде форум ЄС-Україна з питань оборонної промисловості

Через активну роботу СЕС вдень в Україні зафіксований профіцит електроенергії

Іспанська Tubos Reunidos заявляє про намір стати першім у світі виробником труб без викидів вуглецю

ArcelorMittal закрил коксохімічне виробництво у місті Зениця

Проблеми з судноплавством у Червоному морі можуть тривати до кінця року

Австралія має намір побудувати 25 ГВт вітроенергетичних потужностей

Індійські металурги занепокоєні зростанням імпорту сталі

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

Після розблокування кордону держбюджет додатково отримав 2,5 млрд грн

Свириденко прогнозує зростання економіки на рівні 4,6%

ВСІ НОВИНИ ⇢