Под гнетом резолюции
Точка зоруОдним из заметных для Украины международных событий начала 2012 года могла стать зимняя сессия ПАСЕ. Первые же дни работы Парламентской ассамблеи для украинской делегации ознаменовались "кадровым"скандалом. А ведь впереди еще было принятие потенциально нелестной для Киева резолюции.
Тучи сгущаются?
Зимняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы приятных сюрпризов официальному Киеву не обещала. Еще в ноябре 2011 года содокладчицы ПАСЕ по Украине Майлис Репс и Мариетта де Пурбе-Лундин в интервью предупреждали, что "изменится язык резолюции, ее тональность". Предполагалось, что в январе сравнительно мягкие формулировки и относительно аккуратно выраженные надежды на скорое проведение реформ сменятся куда более жесткими требованиями. Время от времени в ноябре-декабре в публичных заявлениях представителей Совета Европы проскальзывало и неприятное для Украины слово "санкции" — правда, по большей части, в контексте а-ля "Но крайних мер хотелось бы избежать". "Мне все-таки кажется, что украинские власти чувствительны к критике, что они найдут возможность не зайти в тот тупик, из которого затем будет очень сложно выйти. Мы донесли до власти сигнал, что у Украины заканчивается время. Думаю, власть нас поняла", – цитировал "Коммерсант-Украина" в начале декабря прошлого года слова Мариетты де Пурбе-Лундин.
В полной мере трудно сказать, как именно правящий лагерь истолковал донесенный до него "сигнал". Во всяком случае, со времени высказанных содокладчицами надежд на понимание, как минимум, в "делах Тимошенко", которые превратились в символ специфики работы отечественного правосудия, подвижек к лучшему не произошло. Напротив, в декабре 2011 года защита экс-премьера проиграла апелляцию, а саму бывшую главу правительства сначала повторно арестовали прямо в камере, а затем — отправили отбывать наказание в колонию. К началу зимней сессии ПАСЕ в Европе такая судьба видной оппозиционерки продолжала вызывать недоумение, смешанное с возмущением. "Сейчас я чрезвычайно обеспокоен в отношении состояния, в котором женщина, которая занимала высшее положение в Украине, находится в тюрьме. Президент и ПАСЕ, особенно ПАСЕ, должны оставаться чрезвычайно обеспокоенными, конечно же, не вмешиваясь в деятельность судебной системы в Украине", – делился опасениями избранный 23 января президентом Парламентской ассамблеи Жан-Клод Миньон, делегированный от лояльной по отношению к "Батьківщине" Европейской народной партии. Тем не менее, украинская сторона продолжала рассчитывать на лучшее. "Мы надеемся, что в результате дискуссии парламентская ассамблея примет сбалансированную резолюцию, в которой объективно будет отображаться нынешняя динамика реформ в Украине и уровень сотрудничества нашего государства в рамках Совета Европы", – оптимистично заявлял 24 января пресс-секретарь МИД Украины Александр Дикусаров.
Как бы то ни было, в ходе зимней сессии ассамблеи украинская делегация дважды успела привлечь внимание Совета Европы еще до того, как ПАСЕ взялась пристально рассматривать проблемы функционирования демократии в Украине. В обоих случаях речь шла о решении вопросов, которые в той или иной степени можно назвать кадровыми. Для начала произошла замена представителей украинских властей в мониторинговом комитете ПАСЕ. Двадцать третьего января на смену сравнительно нейтральному и известному в Страсбурге "регионалу"-юристу Сергею Головатому пришла сестра нынешнего главы АП Юлия Левочкина, которую трудно заподозрить в недостаточном уважении к позиции правящего лагеря. Собственно, если судить по словам главы украинской делегации Ивана Попеску, Головатого подвела как раз-таки "нейтральность", которая, по всей видимости, не позволяла ему в полной мере представлять интересы ПР в ПАСЕ…
Если ответственность за перестановку в мониторинговом комитете украинская сторона на себя брать отказалась, то второе "околокадровое" разбирательство, которое едва не привело к масштабному скандалу, уже лежало "на совести" украинских оппозиционеров. Как выяснилось в тот же день, 23 января главы фракций БЮТ-Б и НУ-НС в парламенте попросили отозвать с сессии трех делегатов от Верховной рады. Речь шла о нардепах Владимире Пилипенко, Валерии Писаренко и Александре Фельдмане, которые в Страсбурге по старой памяти представляли БЮТ, тогда как на сегодня соратники Андрея Портнова Писаренко и Пилипенко являются внефракционными депутатами, а Фельдман и вовсе успел войти во фракцию ПР… В сущности логичная просьба оппозиционеров, тем не менее, едва не привела к процедурному казусу, в рамках которого своих полномочий украинская делегация могла лишиться полным составом. Что предсказуемо вызвало возмущение власть предержащих. "Партия регионов считает, что оппозиция наносит большой вред Украине… Столько ненависти, вреда, сколько наносит в настоящее время оппозиция, Украине не приносили даже жестокие враги… Думаю, что следующим шагом Кожемякина и Мартыненко будет обращение к Парламентской ассамблее Совета Европы с просьбой лишить Украину членства в ассамблее", – негодовал глава фракции ПР Александр Ефремов. Однако в конечном итоге в ПАСЕ было принято решение, претендующее на звание соломонова. "Полномочия будут восстановлены, мы их под вопрос не ставим – мы решили, что это не такая страшная ситуация, чтобы лишить Украину права голоса, но то, что порядка в нашем общении не хватает, это – факт", – отметил глава комитета по вопросам правил процедур Эгидиюс Варейкис. Однако, судя по всему, Страсбург все-таки планирует посоветовать Верховной раде окончательно разобраться с "квотным" вопросом. Пока защищать интересы Украины в ПАСЕ предстояло прежнему составу делегации. А с учетом текста проекта резолюции, защита официальному Киеву в самом деле могла понадобиться.
Санкционная угроза
Предварительный вариант документа действительно нельзя было назвать доброжелательно-мягким по отношению к Украине. От нейтральности более ранних заявлений мониторинговый комитет планировал перейти к практически незакамуфлированным требованиям. Упоминая о некоторых достижениях украинских властей, проект резолюции все же оглашал весь перечень привычных претензий к официальному Киеву: огрехи правосудия, политизированность процессов против экс-чиновников-оппозиционеров, проблемное функционирование судебной системы, трудности со свободой слова, несовершенство избирательного законодательства — но формулировал их жестче обычного. "Отсутствие независимости судебной системы на Украине, чрезмерно частое и продолжительное содержание под стражей подозреваемых, отсутствие "равенства оружия" обвинения и защиты, а также неадекватное правовое обоснование прокуратурой и судами официальных документов и решений приводит к серьезным порокам в деятельности судебной системы этой страны", – клеймились в проекте несоответствия украинских реалий европейским стандартам.
Даже с учетом того, что проект резолюции изначально обещал быть суровым, представители украинского правящего лагеря с первых дней сессии надеялись на то, что "резких заявлений или каких-то санкций к Украине не будет применено". И в самом деле, 26 января к моменту голосования текст потенциальной резолюции выглядел уже помягче. По настоянию украинской стороны в него были добавлены или скорректированы пункты, "приветствующие"-таки успехи украинских властей и хвалящие их демократизирующие намерения. При этом складывалось впечатление, что одним из главных достижений делегации Украины считается непременное упоминание в тексте резолюции факт отправки в Верховную раду (а не принятия, которое еще только впереди) проекта нового Уголовно-процессуального кодекса. Надо заметить, что изначальный проект резолюции, хоть и критиковал ход знаковых процессов, но в первую очередь содержал претензии к уже действующему Уголовному кодексу — к самому факту существования знаменитых статей 364 и 365. "Ассамблея хотела бы подчеркнуть, что оценка политических решений и их последствий является прерогативой парламентов и, в конечном итоге, электората, а не судов. Она считает необходимым разработать жесткие международные стандарты, разграничивающие политическую и уголовную ответственность", – гласил предварительный текст…
По "статейному" пункту, в конечном итоге, симпатикам украинских властей удалось добиться некоторых успехов. Первоначальная версия о "немедленно исключить" была заменена на куда более нейтральное "изменить в соответствии со стандартами Совета Европы" (но украинская оппозиция сомневается и в том, что власть предержащие в Киеве прислушаются и к смягченной просьбе). В других случаях ряд замечаний о "незамедлительно" превратился в "срочно", прибавилось комплиментов в адрес недавно принятого закона о выборах, а опасения по поводу его норм от "повлияют" перешли к "могут повлиять". Однако сами упомянутые опасения из проголосованного варианта резолюции никуда не делись: ПАСЕ сетует на то, Украине не удалось перейти к пропорциональной системе с открытыми региональными списками, как то было рекомендовано, и настоятельно советует на приближающихся выборах снизить проходной барьер и подумать над возвращением блоков. Подчеркивается в резолюции и значимость будущей кампании: "Ассамблея полагает, что предстоящие парламентские выборы как лакмусовая бумага позволят проверить приверженность Украины демократическим стандартам. Ассамблея полагает, что участие в этих выборах международных наблюдателей будет существенно способствовать их проведению в соответствии с демократическими принципами".
Помимо "предвыборных" сомнений резолюция содержит и ожидаемые рекомендации "снять обвинения с бывших должностных лиц правительства" (разумеется, после пересмотра "злоупотребительных" статей), позволить им участие в выборах, а до этого — решить проблему с длительными арестами и другими особенностями взятия под стражу оппозиционеров. И, хотя словосочетание "политические заключенные" в тексте резолюции не употребляется, в ПАСЕ не исключают, что Юлию Тимошенко, Юрия Луценко, Валерия Иващенко еще могут счесть таковыми… А наибольшее внимание привлекал тот факт, что в резолюцию все-таки попал пункт о "возможном рассмотрении санкций, если требования Ассамблеи не будут выполнены".
Неприятное известие в Украине было встречено по-разному. Представители правящей партии к содержанию документа отнеслись сравнительно спокойно. В МИД традиционно занялись поиском позитива. "Критические замечания, которые содержатся в резолюции, в целом направлены на поощрение Украины к проведению правовых и политических реформ", – гласило заявление Департамента информационной политики внешнеполитического ведомства. Оппозиционеры, напротив, восприняли резолюцию почти апокалиптически. "Немедленное требование освободить Юлию Тимошенко, закрыть уголовное производство, ввести свободный суд, ограничить полномочия прокуратуры, остановить политические репрессии, а в случае невыполнения этих требований – введение санкций: это и является ответом 47-и стран Европы, которые входят в Парламентскую ассамблею, диктаторскому режиму Януковича", – уверен "бютовец" Сергей Соболев
Между тем, стоит помнить, что санкции санкциям рознь. "Санкции вводят тогда, когда считают, что они будут иметь эффект… Нас считают настолько больными, настолько такими, что запутались в своей геополитической политике, наш уровень дипломатии – настолько низким, что никто не сможет сказать, что санкции будут иметь результат. Трудно сказать, кто на самом деле – какие круги населения – пострадают от санкций", – аккуратно оценивал будущее накануне голосования ПАСЕ директор социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко. Те самые страшные санкции (от запрета чиновникам на въезд до блокирования счетов и более неприятных явлений), которые уже несколько месяцев на головы власти призывали оппозиционеры, – прерогатива, скорее, руководства ЕС, которое по-прежнему пока не намерено принимать резкие решения. Санкции ПАСЕ — иной механизм. "Самое жесткое, что может предпринять Ассамблея – это лишить украинскую делегацию право голоса. Это предпринимается в исключительных случаях. Как правило, перед тем, как предпринять такой шаг, Ассамблея проводит несколько дебатов и пытается объяснить, к чему это может привести", – пояснила Майлис Репс в интервью "Украинской правде". И все же недооценивать неодобрение Парламентской ассамблеи не стоит. Признание того, что украинские проблемы с демократией имеют такие масштабы и требуют незамедлительного решения — уже весьма нехороший "звоночек". "Резолюция будет иметь большое влияние на доступ Украины в Европу в целом. Я знаю, что Украина уже подписала экономическую часть соглашения об ассоциации. Но там есть еще и политическая часть переговоров. И поверьте, в Европе очень серьезно отнесутся к результатам мониторинга и резолюции ПАСЕ", – уточняет содокладчица по Украине. Как бы оптимистично ни был настроен правящий лагерь, не следует забывать о том, насколько часто в заявлениях Брюсселя звучит мотив "Украина должна разделять европейские ценности". И если официальный Киев и в самом деле стремится плотнее интегрироваться в европейское сообщество, ему все же придется это наглядно демонстрировать.
Ксения Сокульская
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram