Под гнетом резолюции

Точка зору

Одним из заметных для Украины международных событий начала 2012 года могла стать зимняя сессия ПАСЕ. Первые же дни работы Парламентской ассамблеи для украинской делегации ознаменовались "кадровым"скандалом. А ведь впереди еще было принятие потенциально нелестной для Киева резолюции.

Тучи сгущаются?

Зимняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы приятных сюрпризов официальному Киеву не обещала. Еще в ноябре 2011 года содокладчицы ПАСЕ по Украине Майлис Репс и Мариетта де Пурбе-Лундин в интервью предупреждали, что "изменится язык резолюции, ее тональность". Предполагалось, что в январе сравнительно мягкие формулировки и относительно аккуратно выраженные надежды на скорое проведение реформ сменятся куда более жесткими требованиями. Время от времени в ноябре-декабре в публичных заявлениях представителей Совета Европы проскальзывало и неприятное для Украины слово "санкции" — правда, по большей части, в контексте а-ля "Но крайних мер хотелось бы избежать". "Мне все-таки кажется, что украинские власти чувствительны к критике, что они найдут возможность не зайти в тот тупик, из которого затем будет очень сложно выйти. Мы донесли до власти сигнал, что у Украины заканчивается время. Думаю, власть нас поняла", – цитировал "Коммерсант-Украина" в начале декабря прошлого года слова Мариетты де Пурбе-Лундин.

В полной мере трудно сказать, как именно правящий лагерь истолковал донесенный до него "сигнал". Во всяком случае, со времени высказанных содокладчицами надежд на понимание, как минимум, в "делах Тимошенко", которые превратились в символ специфики работы отечественного правосудия, подвижек к лучшему не произошло. Напротив, в декабре 2011 года защита экс-премьера проиграла апелляцию, а саму бывшую главу правительства сначала повторно арестовали прямо в камере, а затем — отправили отбывать наказание в колонию. К началу зимней сессии ПАСЕ в Европе такая судьба видной оппозиционерки продолжала вызывать недоумение, смешанное с возмущением. "Сейчас я чрезвычайно обеспокоен в отношении состояния, в котором женщина, которая занимала высшее положение в Украине, находится в тюрьме. Президент и ПАСЕ, особенно ПАСЕ, должны оставаться чрезвычайно обеспокоенными, конечно же, не вмешиваясь в деятельность судебной системы в Украине", – делился опасениями избранный 23 января президентом Парламентской ассамблеи Жан-Клод Миньон, делегированный от лояльной по отношению к "Батьківщине" Европейской народной партии. Тем не менее, украинская сторона продолжала рассчитывать на лучшее. "Мы надеемся, что в результате дискуссии парламентская ассамблея примет сбалансированную резолюцию, в которой объективно будет отображаться нынешняя динамика реформ в Украине и уровень сотрудничества нашего государства в рамках Совета Европы", – оптимистично заявлял 24 января пресс-секретарь МИД Украины Александр Дикусаров.

Как бы то ни было, в ходе зимней сессии ассамблеи украинская делегация дважды успела привлечь внимание Совета Европы еще до того, как ПАСЕ взялась пристально рассматривать проблемы функционирования демократии в Украине. В обоих случаях речь шла о решении вопросов, которые в той или иной степени можно назвать кадровыми. Для начала произошла замена представителей украинских властей в мониторинговом комитете ПАСЕ. Двадцать третьего января на смену сравнительно нейтральному и известному в Страсбурге "регионалу"-юристу Сергею Головатому пришла сестра нынешнего главы АП Юлия Левочкина, которую трудно заподозрить в недостаточном уважении к позиции правящего лагеря. Собственно, если судить по словам главы украинской делегации Ивана Попеску, Головатого подвела как раз-таки "нейтральность", которая, по всей видимости, не позволяла ему в полной мере представлять интересы ПР в ПАСЕ…

Если ответственность за перестановку в мониторинговом комитете украинская сторона на себя брать отказалась, то второе "околокадровое" разбирательство, которое едва не привело к масштабному скандалу, уже лежало "на совести" украинских оппозиционеров. Как выяснилось в тот же день, 23 января главы фракций БЮТ-Б и НУ-НС в парламенте попросили отозвать с сессии трех делегатов от Верховной рады. Речь шла о нардепах Владимире Пилипенко, Валерии Писаренко и Александре Фельдмане, которые в Страсбурге по старой памяти представляли БЮТ, тогда как на сегодня соратники Андрея Портнова Писаренко и Пилипенко являются внефракционными депутатами, а Фельдман и вовсе успел войти во фракцию ПР… В сущности логичная просьба оппозиционеров, тем не менее, едва не привела к процедурному казусу, в рамках которого своих полномочий украинская делегация могла лишиться полным составом. Что предсказуемо вызвало возмущение власть предержащих. "Партия регионов считает, что оппозиция наносит большой вред Украине… Столько ненависти, вреда, сколько наносит в настоящее время оппозиция, Украине не приносили даже жестокие враги… Думаю, что следующим шагом Кожемякина и Мартыненко будет обращение к Парламентской ассамблее Совета Европы с просьбой лишить Украину членства в ассамблее", – негодовал глава фракции ПР Александр Ефремов. Однако в конечном итоге в ПАСЕ было принято решение, претендующее на звание соломонова. "Полномочия будут восстановлены, мы их под вопрос не ставим – мы решили, что это не такая страшная ситуация, чтобы лишить Украину права голоса, но то, что порядка в нашем общении не хватает, это – факт", – отметил глава комитета по вопросам правил процедур Эгидиюс Варейкис. Однако, судя по всему, Страсбург все-таки планирует посоветовать Верховной раде окончательно разобраться с "квотным" вопросом. Пока защищать интересы Украины в ПАСЕ предстояло прежнему составу делегации. А с учетом текста проекта резолюции, защита официальному Киеву в самом деле могла понадобиться.

Санкционная угроза

Предварительный вариант документа действительно нельзя было назвать доброжелательно-мягким по отношению к Украине. От нейтральности более ранних заявлений мониторинговый комитет планировал перейти к практически незакамуфлированным требованиям. Упоминая о некоторых достижениях украинских властей, проект резолюции все же оглашал весь перечень привычных претензий к официальному Киеву: огрехи правосудия, политизированность процессов против экс-чиновников-оппозиционеров, проблемное функционирование судебной системы, трудности со свободой слова, несовершенство избирательного законодательства — но формулировал их жестче обычного. "Отсутствие независимости судебной системы на Украине, чрезмерно частое и продолжительное содержание под стражей подозреваемых, отсутствие "равенства оружия" обвинения и защиты, а также неадекватное правовое обоснование прокуратурой и судами официальных документов и решений приводит к серьезным порокам в деятельности судебной системы этой страны", – клеймились в проекте несоответствия украинских реалий европейским стандартам.

Даже с учетом того, что проект резолюции изначально обещал быть суровым, представители украинского правящего лагеря с первых дней сессии надеялись на то, что "резких заявлений или каких-то санкций к Украине не будет применено". И в самом деле, 26 января к моменту голосования текст потенциальной резолюции выглядел уже помягче. По настоянию украинской стороны в него были добавлены или скорректированы пункты, "приветствующие"-таки успехи украинских властей и хвалящие их демократизирующие намерения. При этом складывалось впечатление, что одним из главных достижений делегации Украины считается непременное упоминание в тексте резолюции факт отправки в Верховную раду (а не принятия, которое еще только впереди) проекта нового Уголовно-процессуального кодекса. Надо заметить, что изначальный проект резолюции, хоть и критиковал ход знаковых процессов, но в первую очередь содержал претензии к уже действующему Уголовному кодексу — к самому факту существования знаменитых статей 364 и 365. "Ассамблея хотела бы подчеркнуть, что оценка политических решений и их последствий является прерогативой парламентов и, в конечном итоге, электората, а не судов. Она считает необходимым разработать жесткие международные стандарты, разграничивающие политическую и уголовную ответственность", – гласил предварительный текст…

По "статейному" пункту, в конечном итоге, симпатикам украинских властей удалось добиться некоторых успехов. Первоначальная версия о "немедленно исключить" была заменена на куда более нейтральное "изменить в соответствии со стандартами Совета Европы" (но украинская оппозиция сомневается и в том, что власть предержащие в Киеве прислушаются и к смягченной просьбе). В других случаях ряд замечаний о "незамедлительно" превратился в "срочно", прибавилось комплиментов в адрес недавно принятого закона о выборах, а опасения по поводу его норм от "повлияют" перешли к "могут повлиять". Однако сами упомянутые опасения из проголосованного варианта резолюции никуда не делись: ПАСЕ сетует на то, Украине не удалось перейти к пропорциональной системе с открытыми региональными списками, как то было рекомендовано, и настоятельно советует на приближающихся выборах снизить проходной барьер и подумать над возвращением блоков. Подчеркивается в резолюции и значимость будущей кампании: "Ассамблея полагает, что предстоящие парламентские выборы как лакмусовая бумага позволят проверить приверженность Украины демократическим стандартам. Ассамблея полагает, что участие в этих выборах международных наблюдателей будет существенно способствовать их проведению в соответствии с демократическими принципами".

Помимо "предвыборных" сомнений резолюция содержит и ожидаемые рекомендации "снять обвинения с бывших должностных лиц правительства" (разумеется, после пересмотра "злоупотребительных" статей), позволить им участие в выборах, а до этого — решить проблему с длительными арестами и другими особенностями взятия под стражу оппозиционеров. И, хотя словосочетание "политические заключенные" в тексте резолюции не употребляется, в ПАСЕ не исключают, что Юлию Тимошенко, Юрия Луценко, Валерия Иващенко еще могут счесть таковыми… А наибольшее внимание привлекал тот факт, что в резолюцию все-таки попал пункт о "возможном рассмотрении санкций, если требования Ассамблеи не будут выполнены".

Неприятное известие в Украине было встречено по-разному. Представители правящей партии к содержанию документа отнеслись сравнительно спокойно. В МИД традиционно занялись поиском позитива. "Критические замечания, которые содержатся в резолюции, в целом направлены на поощрение Украины к проведению правовых и политических реформ", – гласило заявление Департамента информационной политики внешнеполитического ведомства. Оппозиционеры, напротив, восприняли резолюцию почти апокалиптически. "Немедленное требование освободить Юлию Тимошенко, закрыть уголовное производство, ввести свободный суд, ограничить полномочия прокуратуры, остановить политические репрессии, а в случае невыполнения этих требований – введение санкций: это и является ответом 47-и стран Европы, которые входят в Парламентскую ассамблею, диктаторскому режиму Януковича", – уверен "бютовец" Сергей Соболев

Между тем, стоит помнить, что санкции санкциям рознь. "Санкции вводят тогда, когда считают, что они будут иметь эффект… Нас считают настолько больными, настолько такими, что запутались в своей геополитической политике, наш уровень дипломатии – настолько низким, что никто не сможет сказать, что санкции будут иметь результат. Трудно сказать, кто на самом деле – какие круги населения – пострадают от санкций", – аккуратно оценивал будущее накануне голосования ПАСЕ директор социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко. Те самые страшные санкции (от запрета чиновникам на въезд до блокирования счетов и более неприятных явлений), которые уже несколько месяцев на головы власти призывали оппозиционеры, – прерогатива, скорее, руководства ЕС, которое по-прежнему пока не намерено принимать резкие решения. Санкции ПАСЕ — иной механизм. "Самое жесткое, что может предпринять Ассамблея – это лишить украинскую делегацию право голоса. Это предпринимается в исключительных случаях. Как правило, перед тем, как предпринять такой шаг, Ассамблея проводит несколько дебатов и пытается объяснить, к чему это может привести", – пояснила Майлис Репс в интервью "Украинской правде". И все же недооценивать неодобрение Парламентской ассамблеи не стоит. Признание того, что украинские проблемы с демократией имеют такие масштабы и требуют незамедлительного решения — уже весьма нехороший "звоночек". "Резолюция будет иметь большое влияние на доступ Украины в Европу в целом. Я знаю, что Украина уже подписала экономическую часть соглашения об ассоциации. Но там есть еще и политическая часть переговоров. И поверьте, в Европе очень серьезно отнесутся к результатам мониторинга и резолюции ПАСЕ", – уточняет содокладчица по Украине. Как бы оптимистично ни был настроен правящий лагерь, не следует забывать о том, насколько часто в заявлениях Брюсселя звучит мотив "Украина должна разделять европейские ценности". И если официальный Киев и в самом деле стремится плотнее интегрироваться в европейское сообщество, ему все же придется это наглядно демонстрировать.

Ксения Сокульская

Новини

11 Жовтня 2024

Подорожчало страхування суден, які йдуть українським експортним морським коридором у Чорному морі

Уряд погодив продаж ОГХК власнику оператора Vodafone за 4 млрд

Світовий банк створить для України траст-фонд на 10 млрд дол

Індонезія запровадить антидемпінгове мито на плоский прокат з покриттям з трьох країн

Україна отримає від Канади додатковий кредит на 300 млн дол

Держава має створити кращі умови для швидкого будівництва зеленої енергетики

Туреччина запровадила антидемпінгові мита на імпорт прокату з Китаю, Індії, Японії та Росії

УЗ має надати економічні розрахунки щодо свого тарифоутворення – експерт

Українській бізнес отримав 355 млрд грн пільгових кредитів – Шмигаль

Колумбія запровадила захисні заходи щодо імпорту арматури

Кількість українських біженців в країнах ЄС зросла до майже 4,2 млн осіб

США у серпні збільшили експорт металобрухту на 28%

Експорт металобрухту з країн ЄС у першому півріччі скоротився до 7,36 млн тонн

Україна реалізує програму розбудови 1 ГВт розподіленої генерації до кінця року

EUROFER занепокоєна зростанням надлишкових сталеливарних потужностей

Велика Британія сподівається що до неї не застосують механізми СВАМ

ВСІ НОВИНИ ⇢