Киев переходит на азбуку Морзе

Точка зору

Вчера в Киеве начался раунд переговоров об условиях базирования Черноморского флота. Хотя все вопросы, вынесенные на рассмотрение экспертов, обсуждаются уже несколько лет, быстрого их решения не ожидается. Киев неофициально связывает условия базирования российского флота с темой новых газовых соглашений.

Официальный представитель МИД Украины Олег Волошин, сообщая во вторник о продолжении диалога по вопросам базирования флота, отметил: «Стороны планируют рассмотреть ряд проектов двусторонних соглашений, которые на данном этапе проходят согласование экспертами и касаются отдельных видов деятельности Черноморского флота. В частности, относительно гарнизонной службы военных подразделений ЧФ будет определен порядок их деятельности».

Руководитель севастопольского аналитического центра «НОМОС» Сергей Кулик сказал «НГ», что не надеется на результативность встречи: «Рабочие группы и разные подкомиссии регулярно проводят переговоры. Это длится годами, сколько было проведено раундов – даже чиновники не упомнят. Но пока на высшем уровне и с обеих сторон не будет проявлена политическая воля решить актуальные проблемы, переговоры экспертов так и останутся протокольными мероприятиями. Думаю, на период до президентских выборов в России и парламентских в Украине ожидать уступок ни с той, ни с другой стороны не стоит».

Эксперт перечислил те вопросы, связанные с базированием флота, которые на слуху с момента прихода к власти Виктора Януковича: перевооружение ЧФ, правила передвижения флотских частей за пределами мест дислокации, а также условия несения гарнизонной и караульной службы. «Последний вопрос связан с тем, что вооруженным российским военнослужащим приходится передвигаться по украинской территории, выходя за пределы воинских частей», – пояснил Кулик. Как известно, в период президентства Виктора Ющенко этот вопрос регулярно приводил к скандалам: украинская власть пыталась ввести разрешительный, а не уведомительный порядок передвижения военнослужащих и техники ЧФ за пределами арендованной базы.

Предполагалось, что команда Януковича быстро решит подобные проблемы. Год тому назад речь шла даже о скором разрешении гораздо более сложного спора – о перевооружении флота. Согласно объявленным ранее российским планам, в ближайшие годы на крымскую базу флота должны были поступить шесть новых фрегатов, пять-шесть подводных лодок 636М, шесть корветов, малые ракетные и малые артиллерийские корабли, а также суда обеспечения. До 2025 года в составе флота должно было насчитываться четыре десятка новейших кораблей.

Теоретически вопрос перевооружения ЧФ мог бы быть выгоден Украине, ведь с позапрошлого года обсуждается возможность загрузки простаивающих украинских судостроительных предприятий российскими заказами. Год тому назад руководитель российской Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко анонсировал возможность создания к концу 2011 года совместного предприятия в этой отрасли. Но с тех пор проект не продвинулся в развитии. Один из украинских чиновников ранее пояснил «НГ», что созданию СП мешает разная форма собственности украинских судостроительных заводов, он сказал, что государство не может заставить частного собственника влить его предприятие в состав межгосударственного производственного объединения.

Эксперт Кулик уточнил: «С российской стороны тоже особого рвения создавать СП не было. На словах это звучит красиво. На деле же у российских судостроителей, которые тоже не перегружены заказами, возникает вопрос – а зачем делиться контрактами с украинцами? Кроме того, военные опасаются, что передача технологической документации – пусть в соседнюю и дружественную страну, но все же за границу РФ – породит в будущем ряд проблем». Он отметил, что для Украины загрузка судостроительных заводов действительно была бы выгодной: «Это и рабочие места, и отчисления в бюджет».

Но с момента провозглашения амбициозных планов ситуация в межгосударственных отношениях сильно изменилась. Главной украинско-российской проблемой стала цена газа. Хотя формально эта тема никак не связана с вопросами условий базирования флота, но на политическом уровне такая связь существует, признают эксперты в Киеве. «Россия располагает газом, в котором заинтересована Украина. На территории Украины базируется российский флот, в котором заинтересована РФ. Это наш, украинский козырь, было бы странно, если бы мы его не использовали в ситуации, когда российская сторона не хочет ни на йоту уступить нам в газовых переговорах», – пояснил «НГ» руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко.

Вместе с тем он отметил важность нынешних переговоров на уровне экспертов: «Это очень хорошо, что диалог не заморожен, что стороны не перешли к взаимному выдвижению ультиматумов. Эксперты не просто чай пьют, они сверяют цифры, обсуждают аргументы, напряженно ищут варианты решений, которые будут приемлемы для обеих сторон. На этой базе министры иностранных дел, главы правительств и президенты позже смогут подписать новые соглашения». Правда, ни Бондаренко, ни Кулик, ни украинские чиновники не могут сказать, когда же будут подписаны документы. «По крайней мере пока не решены газовые вопросы, с флотом ничего решено не будет. Говорят, до апреля – мол, состоятся российские президентские выборы, а все подпишут. Но, думаю, это произойдет только после украинских парламентских выборов – может быть, к концу года. Посмотрим еще, как будут развиваться газовые переговоры, как мы сможем платить за российский газ и сколько сможем его закупить. Это комплекс проблем», – пояснил «НГ» один из чиновников.

Татьяна Ивженко

Новини

10 Жовтня 2024

ДМЗ за підсумками вересня виробив 1,98 тис. тонн прокату

Глобальні викиди CO2 від енергетики досягнуть піку цього року

Термінові потреби України на відновлення становлять $5 млрд 

Acerinox зупиняє завод в Іспанії через низький попит та втрату клієнтів

В Україні прискорилось зростання споживчіх цін

Японський експорт металобрухту продовжує скорочуватись

Україна підписала меморандум про співпрацю з Японською організацією зовнішньої торгівлі

Вперше в історії джерела з нульовим рівнем викидів вуглецю склали понад 40% електроенергії, виробленої у світі

В Україні зростає споживання електроенергії

Верховна Рада прийняла законопроєкт щодо збільшення податків

Німеччина не бачить причин для занепокоєння через можливе зупинення транзиту газу через Україну

SAIL та BHP підписали угоду щодо скорочення викидів вуглецю

Світовий банк прогнозує уповільнення економіки Китаю у 2025 році

Білоруський завод постачав до України добрива з РФ і Білорусі через компанію в ОАЕ

Транзит російської нафти через Україну зріс на 37% у вересні

Бразилія збільшує експорт залізної руди

ВСІ НОВИНИ ⇢