Год алюминиевого дракона

Точка зору

Год начался с объявления ведущими мировыми производителями планов о снижении объемов производства алюминия. Увы, ни для кого это не стало рождественским сюрпризом. В ситуации, когда более 30% производителей уже покинули зону рентабельности, такие шаги кажутся логичными.

В четвертом квартале 2011 года алюминий на LME стал стоить меньше $2000 за тонну, в результате чего на грани рентабельности оказалась часть алюминиевых производств. Больше всего падение цены повлияло на предприятия, которые расположены в зоне высоких энерготарифов: затраты на энергию в себестоимости производства алюминия составляют в среднем около 35%. У «Русала» данный показатель равняется 26%, и это одна из причин, почему его производство рентабельно даже при цене $1900 за тонну. В среднем для мира цена, при которой производство алюминия эффективно, – $2100.

В 2012 году по нашим прогнозам цена на LME вновь поднимется выше критической отметки и будет менее подвержена колебаниям, чем в прошлом году. Это произойдет в результате следующих событий в отрасли:

 
  1. Сокращение производства за счет вывода из строя нерентабельных мощностей. В начале 2012 года о снижении выпуска алюминия на 12% уже объявила Alcoa и на 10% – Rio Tinto. В Европе сокращение мощностей уже в первой половине года может составить 16%, в результате чего рынок лишится около 0,8 млн тонн.
  2. Снизится влияние Китая. Себестоимость производства алюминия в этой стране очень высока из-за проблем с энергоресурсами. Около 31% китайских мощностей (5,9 млн тонн в год) нерентабельны при текущих ценах. С декабря Китай уже снизил объем производства на 490 000 тонн в год.
  3. Рост спроса. В 2012 году мировое потребление первичного алюминия достигнет 48,2 млн тонн, что на 7% больше, чем в 2011-м. Спрос на алюминий главным образом вырастет в развивающихся странах – Китае (+11% по сравнению с 2011 годом) и Индии (+10%). Также прогнозируется увеличение потребления в Японии (+4%), Северной Америке (+5%). Потребление в Европе в 2012 году останется на прежнем уровне.

Итого сокращение производства в 2012 году по всему миру (исключая Китай) достигнет 3 млн тонн. Еще 1,2 млн тонн добавит Китай. Итого общемировой спад производства составит 4,2 млн тонн или 9% всего годового объема. В итоге цены на алюминий могут вернуться на уровень $2400–2500 за тонну уже летом.

Китай вообще оказывает значительное влияние на мировой рынок. Страна занимается масштабными инфраструктурными проектами, в частности в северо-западных провинциях, которые пока слабо развиты. Строительство, развитие транспортных коммуникаций требуют использования большого количества алюминия. Потому Китай пока лидирует и в производстве (42% от мирового), и в потреблении (43%) этого металла. Однако себестоимость алюминия там очень высока из-за дороговизны электроэнергии, львиная доля которой производится на угольных ТЭЦ. Аналитики «Русала» не исключают, что в скором будущем Китай станет нетто-импортером алюминия. Само по себе это будет очень мощным драйвером для рынка.


Но не только поэтому мы так оптимистичны. Алюминий – металл, который широко востребован в новых технологиях. Уровень развития страны можно определять по потреблению алюминия на душу населения. Например, Западная Европа за счет развитой индустрии является лидером по этому показателю: 20–25 кг на душу населения. В Китае порядка – 12 кг, в Индии – менее 2 кг. Более дорогие, удобные, прогрессивные решения в транспорте, строительстве, компьютерных технологиях, быту требуют увеличения использования именно этого металла.

Так, в производстве автомобилей удельный вес алюминия на одну машину с каждым годом увеличивается, причем в разы. Если пятнадцать лет назад на одну машину приходилось 10–15 кг, то сейчас – порядка 140 кг. Во-первых, такая машина меньше подвержена коррозии, во-вторых, легче (сокращается расход топлива), в-третьих, лучше выглядит с точки зрения дизайна. Потому, если раньше алюминиевые детали использовались в сегменте премиальных автомобилей, таких, как Rolls-Royce или Jaguar, то сегодня это общеотраслевой тренд. Понятно, что такое решение увеличивает стоимость машины, но его преимущества очевидны. Та же тенденция прослеживается и в других отраслях. Вспомните хотя бы компанию Apple, которая сделала алюминиевые детали частью фирменного стиля. Наконец, перед нами открывается новый большой рынок: производители кабелей низкого напряжения постепенно замещают медь алюминием, который в несколько раз дешевле (алюминий – $2200 за тонну, медь – около $8500).

Олег Мухамедшин

Новини

25 Листопада 2022

Україна планує залучити 500 млн дол від МБРР

Українські аграрії зібрали 40 млн тонн зернових

Південна Корея надасть Україні 20 потужних генераторів

Релокація дозволила зберегти понад 35 тисяч робочих місць

ДТЕК відновив роботу своїх електростанцій та мереж

Дефіцит в український енергосистемі знизився до 30%

Метінвест передав розвідникам зимовий тактичний одяг

Велика Британія обіцяє надавати Україні допомогу стільки, скільки буде потрібно

В Укренерго розповіли про можливі обсяги експорту електроенергії з Європи

Україна отримає грант на 4,5 млрд долл від Світового банку

З початку року введення в експлуатацію житла скоротилось на 45%

В ЄС домовилися прибрати російський газ з угод про спільну закупівлю

24 Листопада 2022

ЄС готує дев'ятий пакет санкцій проти росії - фон дер Ляєн

ДТЕК заявив про відновлення роботи своїх електростанцій і електромереж

АрселорМіттал Кривий Ріг призупинив роботу через перебої з електропостачанням

Японія дасть Україні на закупівлю генераторів та ламп понад 2 млн долл.

ВСІ НОВИНИ ⇢