Кто спасет Белоруссию от экономических санкций

Точка зору

Международные санкции обычно считаются мерой показушной и малоэффективной, не способной оказать серьезного влияния на власти страны, против которой применяются. Но санкции, который ввели ЕС и США против Белоруссии, видимо, оказались достаточно болезненны. Потому что не успели Россия, Казахстан и Белоруссия объявить о создании Евразийской экономической комиссии, которая должна отвечать за интеграцию трех государств, как Минск тут же обратился туда с просьбой помочь добиться отмены антибелорусских санкций. Сейчас в рамках этих санкций въезд в ЕС запрещен 200 белорусским чиновникам, ответственным, по мнению европейцев, за нарушения прав человека. Санкции были введены в январе 2011 года в ответ на жесткое подавление акции протеста оппозиции, не согласной с итогами президентских выборов 19 декабря 2010 года. Тогда было арестовано около тысячи человек, в том числе семь из девяти альтернативных кандидатов в президенты. Два экс-кандидата (Николай Статкевич и Андрей Санников), а также несколько активистов оппозиции были осуждены на длительные сроки заключения (до 6 лет) и сейчас сидят в тюрьме.

В конце февраля ЕС планирует расширить список невъездных белорусов еще на 135 человек. А это уже национальное бедствие. Ведь это не уборщицы, а люди, занимающие высокие государственные должности и руководящие крупными компаниями, которые должны заниматься развитием своих структур. Помимо запрета на въезд в ЕС, санкции включают в себя замораживание активов не только белорусских чиновников, но и компаний, связанных с правительством страны.

По неофициальным данным, одного из самых богатых бизнесменов Белоруссии Владимира Пефтиева это так достало, что он предложил $1 млн тому, кто добьется исключения его фамилии из «черного списка». ЕС летом 2011 года ввел санкции в отношении трех компаний, подконтрольных Пефтиеву: ЗАО «Белтехэкспорт» (занимается экспортом вооружений), ЗАО «Спорт-пари» (президентский спортивный клуб, возглавляемый сыном главы Белоруссии Дмитрием Лукашенко), ЧУП «БТ Телекоммуникации» (инвестиционная и инновационная деятельность, недвижимость и строительство). В «черном списке» бизнесмен фигурирует в качестве «главного экономического советника президента Лукашенко и ключевого финансового спонсора режима». Журнал Forbes в 2010 году назвал Владимира Пефтиева самым богатым белорусом, оценив его состояние в $1 млрд.

Власти США в 2011 г. тоже закрыли въезд для ряда белорусских чиновников и запретили американским компаниям сотрудничать с некоторыми белорусскими предприятиями, входящими в концерн «Белнефтехим». Кроме того, американские банки, если обнаружат у себя активы данных предприятий, должны их тут же заморозить. Но американские санкции, в отличие от европейских, особых неудобств Минску не доставляют – на торговлю с США приходится менее 1% белорусского товарооборота.

Белорусский вице-премьер Сергей Румас, которого сделали главным по борьбе с санкциями, подает большие надежды и выделяется на фоне серой массы минских руководителей своим либеральным подходом и адекватным восприятием действительности. Его попытки добиться отмены санкций через интеграционные структуры похвальны, но, к сожалению, обречены на провал. Максимум, чего получится добиться от союзных России и Казахстана, – резолюции с призывом отменить санкции, но не более того.

Россия и Казахстан не будут лоббировать отмену антибелорусских санкций уже хотя бы потому, что никакого корыстного интереса от этого они не получат. Да и подходящих инструментов для решения этого вопроса у них нет. Открывать для Белоруссии двери в Европу Россия тем более не будет.

Консолидированной позиции в рамках тройки (Россия, Беларусь, Казахстан) по большинству вопросов вообще не существует. Например, несмотря на многочисленные заявления высокопоставленных чиновников о синхронном вступлении в ВТО участников Таможенного союза, Россия провела самостоятельные успешные переговоры, оставив в стороне и Казахстан, и Белоруссию. Еще один пример отсутствия единой политики стран-участниц – переговоры о безвизовом режиме с ЕС и США. Каждая страна здесь проводит свои переговоры, и дальше всех в этом вопросе продвинулась РФ.

Вице-премьер Сергей Румас обратился не по адресу. Ключик к отмене экономических санкций находится не в Москве, не в Вашингтоне и не в Брюсселе, а в Минске. Главная проблема, из-за которой эти санкции и вводились, – это наличие в Белоруссии политических заключенных. Хотя на практике эти люди не представляют никакой угрозы белорусскому режиму.

Тут, с одной стороны, месть, с другой – предмет торга с Западом. Политзаключенных после президентских выборов 2006 года белорусские власти держали до поры до времени и в нужный момент обменяли на диалог с Европой и даже добились присоединения Белоруссии к аморфному Восточному партнерству. Но добиваться успеха с помощью одной и той же уловки много раз подряд невозможно. В ЕС уже поняли, что вести диалог с белорусским режимом бессмысленно и невозможно из-за его полной недоговороспособности.

Очевидно, что экономические и иные санкции не приведут к смене режима в Белоруссии, который получает финансовую поддержку Москвы. На ужесточение экономических санкций ЕС не пойдет, потому что это ударит также по его собственной экономике. Не всей, конечно, но Литва, Латвия, Польша это почувствуют. К тому же, более жесткие экономические санкции могут привести к еще большей изоляции республики и перекосу ее в сторону Москвы.

С другой стороны, совершенно непонятно, чего ради Минску тянуть с освобождением политзаключенных. Ведь репутационные, экономические и политические потери от санкций для Белоруссии только растут. Например, в 2009 году, во время короткого потепления отношений с Западом, Белоруссия добилась права принять у себя Чемпионат мира по хоккею 2014 г. Но теперь соревнования под угрозой срыва.

В начале 2012 г. Вашингтон уже призвал не проводить чемпионат мира по хоккею в Минске в 2014 г. Того же мнения придерживаются все больше европейских политиков. Международная федерация хоккея уже отреагировала на подобные заявления: на ближайшем Конгрессе МФХЛ, который состоится в мае 2012 г., любая из стран-членов может поставить вопрос о целесообразности проведения игр в Белоруссии в 2014 г. Даже если чемпионат не перенесут, то многие хоккейные державы (США, Канада, Чехия и др.) могут его бойкотировать.

Поэтому белорусскому вице-премьеру стоит направить свою просьбу не в Евразийскую комиссию, а совсем по другому адресу. И потребовать всего-навсего освобождения политических заключенных в Белоруссии. Ведь никто не ждет от Минска чудес либерализации – просто элементарных вещей в области соблюдения прав человека. Без этого о каких-либо инвестициях, модернизации и развитии говорить бессмысленно.

Дмитрий Болкунец

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢