Янукович прошелся по вертикали

Мнение

Проблемы взаимодействия центральной власти и регионов, которые обнажил "тарифный" конфликт Кабмина и местной власти, не остались незамеченными и президентом. 21 февраля Виктор Янукович критиковал "неисполнителей" реформ. На этот раз внимание главы государства досталось виновникам на местах.

Сразу же после победы на выборах Виктора Януковича одной из самых обсуждаемых обновленным правящим лагерем тем стала необходимость выстраивания эффективной вертикали власти. Собственно, как показали события 2010 года, поначалу руководство страны именно этим преимущественно и занималось. Расширение коалиции (а со временем — и полный от нее отказ благодаря политреформе-2004), "перетряхивание" органов власти сверху донизу, местные выборы, первый этап админреформы, который переформатировал и правительство, и систему органов центральной власти — работу в заданном направлении трудно было не заметить. Необходимость достижения властного равновесия обосновывалась просто — напоминаниями о разброде и шатаниях времен президентско-премьерского конфликта между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко. А "брендовые" для программы Виктора Януковича "стабильность и реформы" требовали четкого взаимодействия между воплотителями президентской воли в жизнь.

Однако уже в 2011 году обещанная модернизация всех сфер украинской жизни по 21 направлению начала существенно страдать "болезнью исполнителей". В промедлении с внедрением реформ в жизнь периодически обвинялись регулярно "несправляющиеся" или "отстающие" министры и губернаторы. Тем не менее, к радикальным мерам Центр прибегал нечасто. Так, по итогам напряженного совместного заседания Кабинет министров и Комитета по экономическим реформам в начале ноября 2011 года, свои кресла сохранили все министры, а в отставку были отправлены только два губернатора — Львовской и Запорожской областей. Однако затем, уже в январе-феврале 2012, президент начал точечно перестраивать правительство. В течение месяца сменились министры финансов, обороны, здравоохранения, в Кабинете появился новый "просто" вице-премьер — Раиса Богатырева, которая и сменила бывшего главу Минздрава, зато все еще остается свободным пост первого заместителя премьер-министра, который был покинут отправленным в СНБО Андреем Клюевым... Однако пока "оптимизирующая" деятельность Банковой сосредотачивалась на правительственном уровне и перестановках в силовых структурах. На местах кадровая буря в последнее время задевала только ряд глав райадминистраций. Но надолго ли сохранится статус-кво, если учесть, что поводов для недовольства у Центра хватает?

Первой ласточкой-признаком существования заметных осложнений между центральными и местными властями послужил январская "тарифная" война между Кабинетом министров и руководством ряда регионов. Масштабы премьерского гнева, обрушившегося на головы мэров впечатляли. "Люди не понимают, как считаются тарифы. Местная власть манипулирует завышенными нормами потребления. Соответствующие материалы уже переданы в правоохранительные органы. Антимонопольный комитет, а также Агентство ценовой политики должны подключиться к этой работе", - грозил несознательным градоначальникам возможными карами премьер 25 января. С разворачиванием скандала во многих регионах повышение тарифов действительно было "откачено" назад. Тем не менее, вопрос особенностей взаимодействия центра и регионов, действия которых прямо противоречили друг другу, заметно прибавил в актуальности.

То, что руководство страны готово озаботиться выполнением своей воли на местах, в очередной раз подтвердило и заседание Совета регионов. Если судить по целому ряду сделанных Виктором Януковичем 21 февраля заявлений, взаимопонимание с местными властями у Банковой и правительства и в самом деле осуществляется туговато. Каких бы тем глава государства ни касался: от трудностей реализации земельной и медицинской реформ до все той же болезненной проблемы тарифов — он от разу к разу повторял схожие тезисы о значимости "низовой" реализации спущенных сверху проектов.

Из слов гаранта можно сделать вывод, что с выполнением требований Центра у регионов дело не всегда обстоит благополучно. "Мы хорошо понимаем, что прикрываясь слишком низкими температурами, некоторые руководители прикрывали свой беспорядок и свое безответственное отношение. Нам нужно сделать выводы и я этого жду от Кабинета министров. Николай Янович, температуры начали повышаться, приближается весна, выводы надо сделать", - так, например, глава государства комментировал "тарифно-коммунальный" вопрос. "… Сколько бы пилотных проектов не было начато, какие бы средства не выделялись на их реализацию, никакого эффекта не будет без конкретного движения вперед", - переживал Виктор Федорович за судьбу затеянных преобразований. Даже когда он давал поручения Кабмину — как в случае с проектом мониторинга инфраструктуры села — все равно заметная часть его слов была адресована все-таки губернаторам. "Поэтому задачи сельского развития - коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, должны быть среди первоочередных у региональной власти", - настаивал гарант. В отдельных же случаях, президент прямым текстом призывал руководство регионов проявлять большую чуткость. Чуткость и к проблемам народа: "Прежде всего, обращаюсь к председателям областных государственных администраций - принимайте людей на личных приемах". И к реформационным намерениям центральных властей. "Преимущественное большинство глав областей ориентируется и своевременно делает выводы по тем реформам, которые мы начали. Но есть и такие, которые ждут, как говорят, когда петух прокукарекает или клюнет в одно место. Ждать этого не нужно, уважаемые коллеги", - говорил Виктор Янукович. И почти тут же добавил: "Кто-то ждет указаний сверху, как всегда, а их ждать не нужно. Нужно поехать к соседу, посмотреть в пилотный регион: как это делается, какие есть проблемы, какие есть преимущества, какие есть недостатки, и сделать для себя выводы".

"Выводопроизводство" может получиться увлекательным занятием для обеих сторон. То, что ответственность за внедрение реформ в жизнь понемногу перекладывается на плечи все более низкого уровня исполнителей, в последнее время становится все заметнее. Как и учащение обсуждения темы "Регионы саботируют" в широком "диапазоне" — от повышения тарифов до проблем дерегуляции. "Премьер буквально бьется за сохранение тарифов, отдает распоряжение по регионам, пытается уволить даже трех губернаторов, а в ответ местное чиновничество разворачивается и делает все с точностью да наоборот. В частности, на требование премьера бросить все резервы на "социалку" и обеспечить максимальную лояльность мелкому бизнесу – на местах возникают новые поборы", - пояснял в недавнем интервью советник президента — политолог Дмитрий Выдрин.

Плавное вытеснение по направлению к конечному исполнителю может показаться тем логичнее, чем ближе парламентские выборы. Сейчас власти, как никогда, заинтересованы в том, чтобы как можно удачнее показать лицом товар "Забота о народе". И если с заботой не во всем складывается — кто-то должен понести за это имиджевую ответственность. А поскольку местные выборы уже миновали — неудивительно, что и проблемы "низовой" репутации могут быть сочтены не самыми актуальными. Хотя, возвращение к практике даже частичной "мажоритарки" будет требовать еще более внимательной работы именно на местах...

Однако, с другой стороны, аргументация в стиле "Исполнители подвели" — оружие обоюдоострое. Во всяком случае, сетование на нерадивых "антиреформаторов" не дает объяснения тому, почему так заботливо выстраиваемая вертикаль власти на нижних своих "этажах" дает настолько заметные сбои. Стоит предположить, что решаться такая проблема может по-разному: либо путем дальнейшей централизации "кадрово-реформенных" процессов (то есть, все несправляющиеся по мере возможности будут сменяться более перспективными реформаторами и так — до победного конца или окончательного исчерпания кадрового потенциала), что уже сейчас предсказывают эксперты; либо — наоборот — путем расширения прав регионов, которое сделало бы их полноправными участниками пресловутого реформационного процесса, а не теми неуклюжими исполнителями, которые, если судить по заявлениям центрального руководства страны, периодически демонстрируют неспособность поработать на общий результат. Что показательно, готовность действовать в духе второго варианта ядро правящего лагеря заявляло неоднократно. Президент не раз упоминал о необходимости пересматривать модель распределения средств между центром и "местами" (а откорректировать нынешний бюджет в этом направлении было одной из основных задач, поставленных перед правительством в конце декабря-январе...). Кроме того, немало внимания, во всяком случае, на словах, уделяется и проблеме расширения прав местного самоуправления. "Реформа местного самоуправления - это требования времени... И никто этого лучше не сделает, чем местное самоуправление, потому что именно вы ближе всего к людям, знаете их потребности, знаете наши возможности, как на уровне регионов, так и на уровне государства", - отмечал глава государства в ноябре прошлого года. Однако запланированный "второй этап" административной реформы, в ходе которого и предполагалось пересмотреть схему распределения полномочий между избранниками народа и губернаторами-ставленниками центра, так и не запущен. И пока этого не произошло, проблемы взаимодействия с регионами, пожалуй, будут решаться по-старинке: разносами, перестановками и объяснениями, кто хотел, как лучше, и почему получилось, как всегда.

Ксения Сокульская

Новости

25 октября 2021

Украина решила осваивать космос вместе с Японией

ММК нарастил чистую прибыль в 8 раз

Мировое производство нержавеющей стали остается стабильным

За год Кабмин не смог добиться упрощения доступа украинских товаров к госзакупкам ЕС

Газпром сохранит объемы поставок газа в Европу

В Саудовской Аравии заявили, что странам ОПЕК+ рано расслабляться

ЕК предоставила Украине 600 млн евро кредита

Аграрии заявили, что УЗ искусственно создает дефицит подвижного состава

Сталелитейное сырье в мире продолжает дорожать

Запасы угля на складах ТЭС и ТЭЦ продолжают падать

Германия рассмотрит предложение Украины о доптранзите 55 млрд куб. м газа по специальным условиям

С начала 2021 года Азовсталь освоила производство 15 новых видов металлопродукции

К 2028 году мировой рынок стали, по прогнозам, составит 1,43 трлн долл.

Газпром решил оставить Молдавию без газа

Украина готова производить разноцветный водород

Укрэнерго проведет аукцион для импорта электроэнергии из РФ и Беларуси по резервному механизму

ВСЕ НОВОСТИ ⇢