Попробуй оценить

Точка зору

Когда 19 января министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко впервые заявил о том, что Киев объявил конкурс на выбор оценщика главного богатства нашей страны — украинской газотранспортной системы, он слукавил. Тендер был объявлен лишь через неделю — 27 января. Но переполоха среди компаний, претендующих на роль победителя в нем, министр наделал.

Проекты такого масштаба выпадают украинским аудиторам не каждый день. Цена ГТС «на глаз» — $9-20 млрд. Комиссионные за оценку могут составить $500 тыс. Конечный срок для подачи заявок — уже следующий понедельник, 27 февраля. Но, вопреки надеждам правительства, очереди из компаний на участие в нем пока нет.

Попытка №3

Это делали уже дважды. Сначала в 2007 году цену ГТС пыталась определить украинская компания «Имидж». Через два года — тоже отечественная «Увекон» (сегодня известная под брендом BDO). Оценки отличались разительно — $24,8 млрд. против $9,9 млрд.

Такой разброс в цифрах вызвал здоровый скепсис и в Кабмине, и у его партнера в диалоге о создании консорциума по управлению ГТС — «Газпрома». А потому третью, анонсированную Юрием Бойко, оценку национального газового достояния, по его словам, должен провести тот, чьи выводы не вызовут сомнений или вопросов: крупная компания с международным опытом. Речь, по словам Бойко, идет обо всех компаниях «большой четверки» и даже американских специалистах, занимающихся аудитом в этой сфере.

Правда, у этих планов мало шансов на осуществление. В условиях тендера есть сразу несколько пунктов, которые могут перекрыть путь для участия в нем иностранных оценщиков. Из всех опрошенных «ИГ» компаний официально говорить о тендере не взялся никто. Но неофициально некоторые рассказали о подводных камнях стартовавшего тендера.

Сами условия бизнес называет довольно прозрачными. Это — новость: к большинству тендеров, проводимых в Украине, условия прописывают так, чтобы выиграть их смогли лишь «избранные». Сейчас искусственных рамок, на первый взгляд, не видно. «Конкурс достаточно понятный и открытый», — говорит представитель аудиторской компании второго эшелона. Например, одно из требований — опыт работы с клиентами, чья выручка за год составляет не меньше 1 млрд. грн., что должно отсеять небольшие подставные компании.

И все же открытыми условия покажутся, скорее всего, лишь украинским компаниям. Если подать заявку решит, скажем, американский аудитор, о котором говорит Юрий Бойко, у нее могут возникнуть сложности еще на самом раннем этапе, если только это не специально подготовленная американская компания. По условия тендера, оценщик должен иметь опыт оценки активов в нашей стране, не иметь задолженности по уплате налогов и т.д. Но вряд ли крупные международные компании станут возиться с такими справками. «И даже если организатор тендера закроет глаза на невыполнение одного из пунктов, результаты оценки всегда можно будет опротестовать», — говорит один из собеседников.

Нет желающих

Но и «большая четверка» может подвести. По оценке одного из участников рынка, за оценку ГТС аудиторы «второго эшелона» могут запросить от $300-400 тыс., «четверка» — дороже. Немало, с учетом того, что доход одного из лидеров рынка аудиторских услуг — компании PwC — за 2010 год составил $35 млн. Но и эта стоимость выглядит заниженной. Ведь когда год назад НАК «Нафтогаз Украины» проводила тендер на аудит, она заплатила за него компании BDO $1,37 млн.

По состоянию на 17 февраля две компании «большой четверки» еще думали о том, чтобы подать документы. «Мы ценим, что КПМГ в Украине пригласили участвовать в тендере, и пока не приняли решение», — говорит Флорис Шуринг, управляющий партнер КПМГ в Украине. В процессе обдумывания вопроса и «Делойт». Их коллеги – Ernst & Young и PwC — от комментариев отказались. По словам источника в PwC, компания еще даже не начала подготовку документации, то есть, скорее всего, участия в конкурсе принимать не станет. Ряд аудиторов поменьше также пропустят этот шанс заработать. BDO проводила аудит НАК «Нафтогаз» в 2011 году и решила не участвовать, чтобы избежать конфликта интересов. «Мы не занимаемся оценкой и не будем участвовать в этом тендере», — говорит и Инна Новак, управляющий партнер компании Legis, которая в январе примкнула к международной сети Grant Thornton, и долго специализировалась на работе с «Нафтогазом».

У такой пассивности несколько причин. Как рассказали в одной из компаний «четверки», их команда оценщиков сейчас слишком занята. «Если мы не сможем гарантировать, что в заданный срок — до 1 августа 2012 года — качественно проведем оценку ГТС, мы не будем даже браться за нее — наша репутация нам дороже», — рассказали здесь. Других смущает то, как прописаны условия конкурса.

«Если говорить образно, то задание оценки поставлено примерно так: «Оцените всю Украину», — описывает проблему собеседник «ИГ». Ведь официальная задача — оценить активы системы магистрального трубопроводного транспорта газа Украины, включая подземные хранилища газа и объекты его инфраструктуры. Но никаких деталей, объяснений (скажем, количества объектов или длины трубопровода) не дано. Богдан Соколовский, энергетический эксперт, считает, что причины еще глубже. «Потенциальные участники тендера привыкли работать с экономическими категориями и оценивать экономические активы. Но ГТС — это лишь частично вопрос экономики. В не меньшей степени это — вопрос политики. Любая цена, указанная оценщиком, будет субъективной», — говорит он.

Наконец, ни бизнес, ни политики особо не понимают, кому и зачем нужна эта оценка. Формально для нее есть два объяснения. Первое — зная стоимость ГТС, «Нафтогазу» будет легче привлекать кредиты международных финансовых организаций и выходить на IPO. Но Антон Усов, старший советник ЕБРР в Украине, говорит, что для работы в рамках проектов, намеченных меморандумом от 2009 года, банку достаточно оценки, проведенной компанией Mott MacDonald, и реальных шагов по реформированию «Нафтогаза» и сектора. Проведение IPO — также сомнительное объяснение. «Инвесторы хотели бы вкладываться в долговые бумаги и акционерный капитал предприятия с прозрачной инфраструктурой и прогнозируемыми финансовыми потоками», — говорит Усов.

Вторая причина проводить оценку — получить аргумент в разговоре с Россией, если речь всерьез зайдет о создании консорциума по управлению ГТС. Тогда долей Украины будут именно ее трубы, и ей нужно знать их точную стоимость. Но Соколовский не верит, что это поможет, и аудиторы с ним согласны. «Аргументом «Газпрома» всегда будет то, что цена нашей газотранспортной системы зависит от объемов прокачки газа, а это, в свою очередь, от самого «Газпрома», — сказал «ИГ» один из аудиторов. По крайней мере до тех пор, пока он будет оставаться единственным, кто может заполнять украинскую трубу газом.

Дария Марчак

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢