ОСАГО пойдет на убыль

Точка зору

Рынок страхования автогражданской ответственности в этом году продолжит менять свое лицо. Требования к деятельности участников рынка ужесточаются, в то время как выплаты по ОСАГО в результате действия новых тарифов продолжают нарастать. Такие тенденции приведут к дальнейшему перераспределению рынка и уходу с него ряда игроков.

По данным Моторно-транспортного страхового бюро (МТСБ), в 2011 г. страховые компании увеличили объемы привлеченных премий по полисам ОСАГО на 33% — до 2,28 млрд. грн. Одновременно с этим росли и возмещения автовладельцам — убытки страховщиков от ДТП составили 918,6 млн. грн., что на 27% больше, чем годом ранее.

Такая стремительная динамика обоих показателей обязана введению летом 2011 г. новых корректирующих коэффициентов, используемых для расчета цены полиса. Ведь если рассматривать продажи самих договоров ОСАГО, то они увеличились незначительно, всего на 2,4% — до 8,3 млн. штук. Это говорит о том, что охват рынка по количеству автовладельцев уже практически максимален, и объемы могут расти разве что за счет корректировки тарифов.

Несмотря на высокую динамику роста премий, выплаты страховые компании проводили далеко не оперативно. Почти половина осуществленных страховщиками возмещений производилась в срок более одного года. Такие задержки во многом объясняются слишком беспечной политикой ценообразования СК — в борьбе за клиента страховщики готовы двигать в его пользу значения корректирующих коэффициентов, установленные законом. А учитывая тот факт, что страховым агентам уплачивается 20-50% от полученной премии, а кроме этого — взносы в гарантийные фонды МТСБУ и налоги, на выплаты клиентам денег остается немного.

В этом году компаниям, работающим с ОСАГО, придется еще сложнее. Прибыли от введения новых тарифов уже были получены, а убытки только начинают догонять их. По экспертным оценкам, если премии по автогражданке в 2012 г. вырастут не более чем на 5% (до 2,4 млрд. грн.), то возмещения прирастут еще на 30% (до 1,3 млрд. грн.).

«В первом полугодии 2012 г. страховщики выплатят на 40-45% больше, чем в 2011 г. Убытки по проданным в прошлом году полисам будут доходить до страховых компаний еще как минимум год,— полагают эксперты страховой компании PZU Украина.— Для ведущих страховых компаний ОСАГО так и останется нерентабельным».

Подтверждают это мнение и в других СК. «Учитывая, что уровень убыточности даже при правильном управлении портфелем ОСАГО составляет 60-70%, то если прибавить к этой цифре агентскую комиссию более 30%, то уже получаем минус — отрицательный финансовый результат»,— говорит директор по маркетингу СК «Наста» Ольга Ильюхина.

В таких условиях, добавляет она, МТСБУ вынуждено будет применять санкции к недобросовестным страховщикам во избежание волны невыплат. В результате этого однозначно произойдет передел рынка. Крупные компании за счет диверсифицированного портфеля и больших объемов премий по другим видам страхования будут чувствовать себя более уверенно, чем СК среднего размера, активно демпингующие на рынке (как, к примеру, СК «Инвестсервис», оставившая за собой в прошлом году хвост обязательств перед МТСБУ и клиентами).

В свою очередь, это постепенно «очистит» рынок и заставит страховщиков вести более продуманную ценовую политику, а значит улучшит показатели скорости выплат. Поспособствовать этому может также ожидаемая реализация механизма прямого урегулирования убытков СК, при которой клиент получает выплату в той компании, в которой застраховал свою ответственность, а не в СК виновника ДТП.

«Это позволит значительно сократить сроки урегулирования страховых случаев по ОСАГО и сформирует принципиально иные принципы выбора страховой компании по автогражданке»,— резюмируют в СК «PZU Украина».

Олег Сорочан

Новини

25 Квітня 2024

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

На півдні Україні окупанти пошкодили обладнання вітрової станції

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢