Два года Президента Януковича: достижения и неудачи

Точка зору

Два года назад Виктор Янукович, получив победу на президентских выборах, поклялся на Пересопницком Евангелии, что будет верен украинскому народу и данным обещаниям. «Главред» вместе с экспертами подводит промежуточные итоги работы Гаранта.

Победа нынешнему Президенту далась нелегко, разрыв между ним и Юлией Тимошенко, его соперницей на высший государственный пост, был чуть более трех процентов. В том, что ему удалось победить, решающую роль сыграли не столько его лидерские и деловые качества, сколько разочарование народа в разбалансированных действиях «оранжевой» команды.

Несмотря на посткризисную ситуацию в стране, в ходе избирательной кампании кандидат в президенты Виктор Янукович давал щедрые обещания украинскому народу. Приступив к исполнению своих должностных обязанностей на посту Президента и сформировав правительство, он стал действовать несколько иначе, чем обещал: «покращення вже сьогодні» в том виде, в каком его представляли себе избиратели, не наступило. Президент решил идти к улучшению жизни в стране интенсивным путем – не раздавая материальные блага, а преумножая, путем проведения социальных и экономических реформ. Как справедливо сказал политолог Андрей Ермолаев, это была «большая политическая смелость». Перечень реформируемых отраслей, оглашенный правительством, состоял из 21 пункта и предполагал изменить коренным образом всю жизнь, начиная от системы пенсионного обеспечения и заканчивая качеством питьевой воды. Но если воду украинцы пьют ту же, что и при предыдущих президентах, то Налоговый и Таможенный кодексы у нас уже новые, начата Пенсионная реформа, отменена конституционная реформа 2004 года, с помощью чего выстроена четкая вертикаль власти, и скоро, по всем приметам, будет принят новый Уголовно-процессуальный кодекс.

Правда, ассоциированным членом Евросоюза, как собирались, мы пока не стали. Там не очень одобрили наш Закон «О выборах народных депутатов» и не понимают, почему в Украине ведется уголовное преследование членов бывшего правительства, посему требуют привести наше законодательство в соответствие с европейским. Теперь юристы Администрации Президента и Верховная Рада усердно этим занимаются.

До номинального срока завершения президентских полномочий Виктора Януковича еще три года и подводить итоги вроде бы как еще рано. Но «Главред» с помощью экспертов и политологов решил дать оценку тому, что уже удалось сделать, выявить слабые места проводимых реформ и озвучить ожидания от дальнейшего правления Гаранта.

  Андрей Ермолаев, директор Национального института стратегических исследований:

За последние 7-10 лет как-то незаметно сформировалась новая реальность, в которой объединяются высокий уровень персонификации восприятия с мифологизацией восприятия. Мы рассматривает то, что с нами происходит, сквозь действия персоны, уже наделенной какой-то ролевой функцией. Мы постоянно скатываемся к судьбе отдельных политиков - тех, кто у власти и кто не у власти, и воспринимаем их сквозь призму их судьбы и их характеристики, сформированной в собственном сознании информационным пространством, вместо того, чтоб разобраться в происходящем.

Что же касается итогов второго года президентства Виктора Януковича, то «итоги» - это слишком ответственное определение, поскольку их логично подводить тогда, когда завершено какое-то действие или какая-нибудь конкретная реформа, или если завершен срок права на действие. Для президента будет логичным подводить итоги тогда, когда завершится срок его полномочий, и когда можно будет сравнивать заявленное с выполненным. А для направлений деятельности, которые связаны с его инициативами, можно давать оценку с точки зрения результата.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: Янукович рассказал, когда помилует Тимошенко ВИДЕО

Если вспомнить дискуссии последних 5-7 лет в экономике, то постоянно муссировалась тема постсоветского наследства, которое нам никак не удавалось преодолеть. С чем это связано? В первую очередь с тем, что украинская политика оказалась очень слабой с точки зрения смены ориентиров, идеологической всеядности и постоянной смены государственного менеджмента в зависимости от того, какая политическая сила находится у власти. Почти каждый год целые эшелоны менеджеров - от министра с его командой до государственной администрации - менялись слишком часто. Это привело к тому, что все жили «сроком» или даже одним днем. Это касается всех менеджеров, независимо от того, какой политической силы у него мандат.

Но если бы даже при таких вводных у нас сохранялась память действий, преемственность плана действий, то ситуация не очень страдала бы. А у нас со сменой команды меняются и планы действий. Поэтому, говоря о потере времени, надо говорить не о потере в годах, а о потерях от разрыва цикла. Шанс на постсоветскую трансформацию в мягком, управляемом варианте мы потеряли еще в начале 2000-х.

Какие вызовы предстали перед нами в начале второго десятилетия независимости? Во-первых, Украина проиграла вхождение в глобальный мировой трансформационный кризис, проиграла по всем статьям – интеллектуально, структурно и экономически. Это касается не показателей, а готовности идти дальше. Вопрос угрозы дефолта, конкурентоспособности бизнеса, легализации деятельности граждан привели к тому, что мы оказались не готовы к переменам, которые сейчас разворачиваются у нас на глазах: меняются потребительские настроения, меняется структура расходов, меняется сама модель так называемого стимулирования экономического роста в мире. Вместо задачи трансформационных преобразований, которые мы должны были решать в начале второго десятилетия независимости, мы начали двигаться сразу в двух направлениях - стабилизации условий мирового кризиса и начала изменения структуры страны.

Наверное, было бы проще, если бы Виктор Янукович сразу после победы заявил, что он бросит все силы на стабилизацию и борьбу с кризисными явлениями. Его бы поняли, потому что такого сигнала ждали. И это, конечно, большая политическая смелость со стороны Президента, понимая, что на деле придется потратить год или больше на сугубо антикризисную политику, заявить политику реформ. Соединение антикризисной политики с политикой реформ – это амбиция, которая присуща далеко не всем странам. Примером тому может служить Греция, это страна, которая сознательно шла к катастрофе, страна, которая может стать причиной кризиса европейской идентичности.

Смелость его политического шага еще и в том, что на самом деле реформаторские действия, с точки зрения формирования новых условий, возможны только в обстановке стабильности. Понимание этого парадокса было с первого дня, но молчать и пользоваться только объяснениями, что нам надо «подлатать», накормить, поддержать и ждать – это означало бы проиграть историческое время.

Еще в 2007 году, до начала кризиса, при правительстве Януковича был создан первый комитет по проведению реформ. Потом последовало решение о роспуске парламента, и мы потеряли три года, когда можно было проводить институциональные преобразования в условиях стабильности и относительного баланса бюджета. Сейчас все выглядит совершенно иначе.

Таким образом, модернизация и программа реформ – это, наверное, первый и главный шаг, с которым связана деятельность Януковича как Президента в первый и второй годы. В первый – была наработка направлений, логистика, так как план реформ – это логистический план на несколько лет. В нем некоторые направления заявлены, но пока не задействованы, потому что для них не созданы условия. Срыв одного направления блокирует реализацию другого. Как пример: затягивание с Налоговым кодексом привело к тому, что момент его запуска запоздал и был утрачен темп преобразований.

Экономические реформы – это тот важный сигнал, с которого началась деятельность Президента. Второй год показал, что все-таки ключевой момент курса модернизации – это новая гуманитарная политика. Украинская политика модернизации отличается от, скажем, российской тем, что у них вопросы образования, науки, медицины рассматриваются сквозь призму социальной политики. Мы в этом более современны, так как рассматриваем эти вопросы как гуманизацию жизни в целом, и советский принцип «социалка по остаточному принципу» сейчас, наконец, демонтируется.

Во внешней политике, по моему мнению, произошли существенные изменения, как доктринальные, так и психологические. Украинская политика стала прагматичной, состоялся определенный поворот к новым центрам роста, которые привлекательны не только экономически, но и с точки зрения новой геополитической архитектуры. Состоялся прорыв в отношениях с Китаем, Японией. Речь идет о формировании новых осей взаимодействия. Когда этот прорыв преобразуется в качественные договорные документы, имеется в виду подписание программ сотрудничества и договоров о сотрудничестве, то это будет новое позиционирование Украины в евразийском регионе.

Новая власть воспринималась изначально как провосточная, пророссийская. Но мы предложили формулу, над которой сначала посмеивались, но потом оказалось, что она универсальна для всех стран СНГ, которые пошли на формирование Зоны свободной торговли и столкнулись с феноменом сотрудничества с Таможенным союзом. «3+Х» - это особенные отношения стран, которые очень интегрированы рынками и производителями, но имеют разные интересы относительно таможенных правил. На сегодня после первой критики и скепсиса эта формула наиболее продуктивна как для Украины, так и для других стран Содружества.

Павел Розенко, эксперт Центра им. А. Разумкова:

Нынешняя власть пришла в страну с откровенно популистскими и ярко социальными лозунгами. Можно вспомнить целый ряд обещаний Виктора Януковича, которые он давал как в своей программе, так и во время избирательной кампании. Самые яркие – это повышение минимальной пенсии в 2011 году до уровня 1200 грн., повышение размера минимальной заработной платы почти до 2000 грн., приведение минимального размера пенсии до уровня на 20% выше прожиточного минимума, выплата ежемесячной помощи на каждого ребенка в зависимости от возраста от 300 до 500 грн., недопущение повышения пенсионного возраста, защита прав чернобыльцев, афганцев и работающих пенсионеров.

Это была яркая картинка, с которой пришел нынешний Президент к власти. Но главным последствием этих двух лет стало то, что фактически ни одно из социальных обещаний, задекларированных Президентом Украины, до сих пор формально и фактически не выполнено, кроме одного пункта – была проиндексирована помощь при рождении ребенка. Хотя и это было сделано очень интересно: сумма была увеличена, но вдвое растянут срок ее выплаты – от трех до шести лет. Таким образом, ежемесячная выплата стала еще меньше, чем была до этого.

Вместо выполнения обещаний обществу была предложена совершенно иная идеология – идеология проведения социальных реформ. Власть сказала, что она отходит от идеологии социального популизма во имя проведения реформ.

В принципе, два года назад общество восприняло эту идеологию нормально, потому что, если брать социальную сферу, то все понимали, что пенсионная система в таком виде дальше существовать не может. Средняя пенсия, которая составляет 1200 грн., не обеспечивает нормального выживания пенсионеров. Система льгот тоже у нас разбалансирована. Согласно нынешнему законодательству, на льготы, выплаты, компенсации ежегодно надо тратить 180 млрд грн. для полного их обеспечения. На самом же деле в бюджете выделяется около 30-40 млрд грн., все остальные выплаты ограничиваются законами и подзаконными актами, после чего обиженные льготники обращаются в суд. Проигрывают от этого как граждане, так и государство.

В социологических исследованиях того периода (См. таблицу «Поддерживаете ли…») идею реформирования страны поддерживала значительная часть нашего общества, по разным оценкам, 50-60% граждан нашей страны тем или иным образом поддерживала действия Президента.

Но за два года сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, не были выполнены социальные обязательства, с другой, - реформы в социальной сфере тоже не были проведены. Нет ни одной реформы, о которой можно было бы сказать, что она проведена профессионально, эффективно и качественно. Та же Пенсионная реформа свелась фактически к повышению на 5 лет пенсионного возраста для женщин, увеличению страхового стажа для всех на 10 лет, ограничению прав льготных категорий населения, научных сотрудников и работающих пенсионеров. А в отношении простого гражданина для улучшения его пенсионного обеспечения ничего не произошло. Пенсионная система отнюдь не стала более справедливой, после реформирования у нас по-прежнему остаются две разные системы: одна - для обычных граждан, которая предусматривает выплату пенсий в размере 45% от заработной платы и вторая - для элитных чиновников, где пенсионные выплаты составляют около 80% заработка. То есть Пенсионная реформа фактически не реализована.

Нам обещали Президент и правительство, что следствием проведения Пенсионной реформы в 2012 году будет существенное снижение дефицита бюджета Пенсионного фонда Украины. Однако в Законе «О Госбюджете на 2012 год» дефицит ПФ составляет почти 58 млрд грн., то есть ровно столько же, сколько было в прошлом году. Таким образом, и в направлении сокращения дефицита Пенсионная реформа не оправдала никаких ожиданий. Она фактически дискредитирована, потому как не дала никакого эффекта ни для граждан, ни для Пенсионного фонда, и общество уже выступает против нее.

Реформируя систему льгот, правительство пошло тем же путем. Необходимость изменения этой системы никто не отрицает. Но правительство зарегистрировало два законопроекта (№№9127, 9516): первый ограничивает льготы афганцев, чернобыльцев, детей войны и инвалидов, второй предлагает урезать госпомощь одиноким матерям. В то же время никаких ограничений льгот членам правительства, народным депутатам и чиновникам разных уровней, которые получают неплохую заработную плату, правительство ввести не предлагает. Такой подход, безусловно, никогда не будет поддержан обществом, и потому реформа системы льгот остановилась, так и не начавшись. Хотя медлить с ее проведением нельзя, иначе этот узел судебных исков и неудовлетворенности граждан будет все больше и больше затягиваться. Мы видим, что в 2011 году начали протестовать чернобыльцы и афганцы, сейчас – шахтеры-инвалиды. Этот процесс грозит стать непрерывным.

Можно сделать вывод, что полностью разочарованной оказалась та часть общества, которая надеялась, что Виктор Янукович «покращить життя вже сьогодні». Но разочарованными также оказались и те, кто поддерживал эту власть и верил, что она все-таки начнет реформы. В течение двух лет идет лишь общая риторика о реформах, а на деле ничего подобного не происходит. Совершенно очевидно, что сегодня протестные настроения в обществе очень серьезно усилились. Уровень поддержки действий Президента за два года с 60% снизился до 7-8%, а доверие общества к правительству вообще не выше 4,5%.

Фактически такая ситуация вместе с избирательной кампанией ставит много вопросов о дальнейшем курсе проведения реформ в Украине, так как в настоящий момент они приостановлены, и продолжения их не предвидится. Началась практически эпоха застоя, и Украина остановилась в своем развитии. А в современном мире это очень опасно, потому что мы остановились, а Европа хоть с определенными сложностями, но движется вперед. Мы отстает от цивилизованного мира, и у нас, кроме усиления протестных настроений, более никаких позитивных сигналов от общества власти не поступает.

фото: president.gov.ua, Главред

Наталья Кондратьева

Новини

7 Грудня 2022

США нададуть Україні додаткову безпекову допомогу на 800 млн дол

Китайські меткомпанії у листопаді скоротили імпорт залізної руди

Газ на європейському ринку подорожчав до 1500 дол за тис куб м

Укренерго повідомляє про обстріли підприємств енергетики на сході країни

Сентравіс скоротив виробництво труб на 34% з початку року

Російські окупанти двічі обстріляли енергетичне підприємство ДТЕК

росія різко збільшила морський експорт вугілля

В Укренерго сказали, коли Україна зможе повернутися до відключень світла за графіками

Експорт газу із США до Великої Британії буде збільшений 

В 2025 році ВДЕ стануть головним постачальником електрики на планеті – МЕА

Українці стали дещо менше боятися інфляції та девальвації

Резерви Нацбанку перевищили довоєнний рівень

Нафта дешевшає на тлі занепокоєння щодо глобального попиту

6 Грудня 2022

Європа має намір запровадити заборону на інвестиції в гірничодобувний сектор РФ

Дефіцит потужності в енергосистемі України становить 19%

Енергетикам потрібно ще кілька діб для усунення пошкоджень завданих останнім ракетним ударом РФ

ВСІ НОВИНИ ⇢