Власти вновь озаботились поддержкой украинской нефтепереработки
Точка зоруВ правительстве и Верховной Раде пытаются создать условия для развития отечественной нефтепереработки, объемы которой снижаются. Однако единого мнения в Кабмине нет. А эксперты полагают, что предлагаемые меры сулят огромные бюджетные потери и рост цен на нефтепродукты.
Народные депутаты от Партии регионов Сергей Кивалов и Валерий Келестин предлагают отменить НДС при импорте в Украину нефти для дальнейшей переработки на НПЗ внутри страны. В соответствии с законопроектом, который они зарегистрировали в парламенте, по нулевой ставке предлагается облагать налогом операции импорта и последующей продажи нефти, вплоть до ее реализации на НПЗ. Также НДС не взимается при первой продаже заводом готовых нефтепродуктов, произведенных из импортируемого на льготных условиях сырья.
Авторы законопроекта убеждены, что его принятие будет способствовать развитию украинской нефтепереработки и не принесет вреда импортерам топлив, поскольку украинские НПЗ из-за технической отсталости не смогут производить бензины и дизельное топливо, соответствующее экологическому классу «Евро-5».
Однако текст документа и содержание пояснительной записки к нему не полностью соответствуют. В пояснительной записке говорится, что украинские НПЗ не смогут претендовать на возвращение НДС при экспорте мазута, производимого из необлагаемой нефти. Но в самом законопроекте такая норма прямо не упоминается, что может создать предпосылки для злоупотреблений и, как следствие, приведет к нарушению налогового баланса.
Также в пояснительной записке к законопроекту указано, что продукция украинских НПЗ в большей степени используется в сельском хозяйстве. На самом деле единственный работающий сейчас украинский НПЗ — Кременчугский — снабжает нефтепродуктами сети АЗС, подконтрольные группе «Приват».
Идея по отмене НДС на импорт нефти и полученные из нее нефтепродукты впервые была озвучена менеджментом компании «ТНК-ВР Коммерс», владеющей мощным Лисичанским НПЗ, остановленным в марте текущего года.
Помимо этого, Дидье Казимиро, президент и главный управляющий директор ООО «ТНК-BP Коммерс», предлагал государству установить временные квоты на ввоз моторных топлив в Украину, а также в рамках договора с ВТО увеличить связные ставки с действующих 5% (бензин) и 2% (дизель) до 15% и 10% соответственно, обеспечить стабильность толлинговых операций для НПЗ. Эти предложения сегодня также содержатся в перечне мер Минэнергоугля по поддержке отрасли.
Геннадий Рябцев, заместитель директора по научной работе научно-технического центра «Психея», считает, что для поддержки НПЗ на государственном уровне необходимо предпринять следующие шаги: возобновление проверок качества топлива на заправках, что увеличит долю на рынке легально произведенного отечественного топлива дополнительно на 20%, а также облегчение налогового бремени на НПЗ, которые и так, согласно отчетности, убыточные.
В частности, речь идет об освобождении от ввозного НДС и ряда других налогов оборудования, необходимого для модернизации заводов. Также эксперты обращают внимание, что реализация планов Кабмина по освобождению 10 млн. т нефти от НДС приведет к потерям госбюджета в размере около 25 млрд. грн. в год. Из них 12 млрд. — потери непосредственно «импортного» НДС на нефть, до 10 млрд. — потеря НДС от импортных нефтепродуктов, более 3 млрд. грн. — возмещение НДС на экспорт мазута.
Премьер Николай Азаров считает, что вывести из кризиса отечественные НПЗ будет непросто.
«Почему они стоят? Потому, что наши друзья в России установили такую вывозную пошлину на нефть, которая в совокупности с ценой нефти делает при нынешних ценах на заправках нерентабельной переработку нефти»,— отметил он. Также глава правительства обратил внимание, что Украина связана обязательствами перед ВТО, имеет обязательства в рамках подписанного соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, которые предусматривают создание равных условий для конкуренции отечественных и западных игроков.
Сам премьер также признал, что ограничение конкуренции при поставках топлива на рынок страны приведет к росту цен на бензин и дизель. Эксперты также подчеркивают, что закрытие импорта приведет к росту зависимости Украины от России в поставках нефти, что сулит нашему государству проблемы, аналогичные газовым.
Светлана Долинчук
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram