Налоговую лишили полномочий

Точка зору

Народные депутаты легким движением руки лишили Государственную налоговую службу большинства функций и полномочий в сфере нормативно-правового регулирования, передав их Министерству финансов и другим государственным органам.

За принятие в целом закона №10224 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (о Государственной налоговой службе и в связи с проведением административной реформы в Украине)» проголосовали 262 депутата. Закон, в частности, лишает ГНС права формирования и утверждения плана-графика проведения документальных плановых проверок, перечня рисков и их разделения на степени риска, и наделяет такими функциями Министерство финансов. Отныне именно министерство будет определять формат и порядок предоставления налогоплательщиками документов должностным лицам ГНС в ходе проверок, а также устанавливать порядок рассрочки и списания налогового долга.

Отойдет Минфину и функция утверждения форм налоговых деклараций, а также установления порядка налогового учета и отчетности о результатах совместной деятельности. Теперь именно Минфин, а не налоговая совместно с Таможенной службой, будет устанавливать порядок контроля таможенными органами за уплатой плательщиками НДС, акцизного и экологического налога. Министерству придется также вести Единый реестр налоговых накладных в электронном виде и принимать решения об изменении основного места учета налогоплательщика.

При этом документ наделяет налоговую милицию функцией сбора и анализа информации о нарушениях налогового законодательства и прогнозирования тенденций развития негативных процессов уголовного характера в сфере налогообложения.

Следует отметить, что реализованная нынче передача нормативно-методологических функций налоговой к Минфину на уровне идеи существовала давно. «Вот только налоговая обладала слишком большим влиянием на фоне отсутствия политической воли часто сменявшихся составов правительства. Поэтому реализовать идею все никак не удавалось»,— вспоминает экс-замминистра финансов Александр Савченко. Тем не менее начинание очень прогрессивно. «Не должно государственное ведомство писать для себя методологию и само же ее реализовывать. Писать должны одни, а реализовывать — другие»,— отмечает собеседник «і», добавляя, что подобная практика отвечает образцам лучших мировых экономик. Вселяет оптимизм и то, что, судя по всему, решение является политическим, а значит, особых проблем с его реализацией быть не должно.

Другое дело — как именно инициатива будет внедряться в условиях отечественной бюрократической машины. И основная проблема здесь — кадровый потенциал. Именно об организационно-кадровые рифы, как правило, разбивалось большинство прогрессивных начинаний отечественных бюрократов, отмечает советник министра экономики Сергей Яременко. В текущей ситуации немаловажно то, что в штате Министерства финансов нет достаточного количества специалистов, имеющих опыт нормативно-правового творчества. А сама передача функций от налоговой к Минфину и вовсе является полумерой. В идеале, уверен господин Яременко, методологическим центром, создающим нормативно-правовую базу деятельности государственных органов власти, стоило бы сделать Министерство экономики. Именно оно, а не Минфин, должно руководствоваться в своей деятельности общегосударственными приоритетами и формировать экономическую стратегию развития государства в целом, без учета узковедомственных интересов исполняющих сторон. В таком случае Министерство финансов выполняло бы роль «общегосударственной бухгалтерии», а Налоговая служба была бы таким себе «солдатом», всего лишь исполняющим предписания свыше. Именно в таком случае институциональная независимость государственных органов власти, работающих на единую стратегическую цель, была бы обеспечена. Но интересы заинтересованных сторон не дают пока возможности отойти от полумер в реализации, казалось бы, прогрессивной идеи.

Поэтому, считает замглавы парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Ксения Ляпина, реализация прописанных в законе положений вовсе не гарантирует, что налоговая и в дальнейшем не будет сама для себя формировать цели и ставить задачи, формально находясь под крышей Минфина, как это происходит сейчас. Мало того, институционально никаких конфликтов между налоговой и министерством на почве борьбы за полномочия быть не может — в ГНС уже давно знали о надвигающейся «участи». Поэтому, если «осложнения» и могут быть, то лишь на персональном уровне.

Представители же предпринимательского сообщества, как главные «виновники» налогово-бюджетного процесса, вряд ли почувствуют на себе существенные изменения, ведь от перестановки слагаемых сумма фискальной нагрузки не меняется.

Руслан Кисляк

Новини

12 Червня 2024

Чехія скорочує споживання сталі через слабкий попит

ДТЕК витратить 4 млрд грн на ремонт пошкоджених ракетними обстрілами ТЕС

В Раді розповіли скільки отримає бюджет від економічного бронювання

Tata Steel не відступає від планів модернізувати свій британський завод Port Talbot

Ціни на залізну руду в Китаї знизилися через фестиваль човнів

Французька Vallourec отримала контракт на поставку труб бразильській Petrobras

Підвищення акцизів на пальне призведе до зростання обсягів тіньового ринку та бодяжного пального

Vale та Ternium збудують завод з виробництва брикетів у Бразилії

Австралія у травні збільшила експорт залізної руди на 8%

У Раді підготували до другого читання законопроєкт про клуб білого бізнесу

Морські порти України збільшили вантажообіг вдвічі

Економічне бронювання від мобілізації: у Раду подали законопроєкт 

Бразилія скорочує експорт металобрухту

України виставить на приватизацію великі підприємства, щоб наповнити бюджет

Економічне бронювання від мобілізації точно буде – голова комітету Ради

Мінекономіки представило 95 інвестпроєктів на конференції у Берліні

ВСІ НОВИНИ ⇢