Налоговую лишили полномочий

Точка зору

Народные депутаты легким движением руки лишили Государственную налоговую службу большинства функций и полномочий в сфере нормативно-правового регулирования, передав их Министерству финансов и другим государственным органам.

За принятие в целом закона №10224 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (о Государственной налоговой службе и в связи с проведением административной реформы в Украине)» проголосовали 262 депутата. Закон, в частности, лишает ГНС права формирования и утверждения плана-графика проведения документальных плановых проверок, перечня рисков и их разделения на степени риска, и наделяет такими функциями Министерство финансов. Отныне именно министерство будет определять формат и порядок предоставления налогоплательщиками документов должностным лицам ГНС в ходе проверок, а также устанавливать порядок рассрочки и списания налогового долга.

Отойдет Минфину и функция утверждения форм налоговых деклараций, а также установления порядка налогового учета и отчетности о результатах совместной деятельности. Теперь именно Минфин, а не налоговая совместно с Таможенной службой, будет устанавливать порядок контроля таможенными органами за уплатой плательщиками НДС, акцизного и экологического налога. Министерству придется также вести Единый реестр налоговых накладных в электронном виде и принимать решения об изменении основного места учета налогоплательщика.

При этом документ наделяет налоговую милицию функцией сбора и анализа информации о нарушениях налогового законодательства и прогнозирования тенденций развития негативных процессов уголовного характера в сфере налогообложения.

Следует отметить, что реализованная нынче передача нормативно-методологических функций налоговой к Минфину на уровне идеи существовала давно. «Вот только налоговая обладала слишком большим влиянием на фоне отсутствия политической воли часто сменявшихся составов правительства. Поэтому реализовать идею все никак не удавалось»,— вспоминает экс-замминистра финансов Александр Савченко. Тем не менее начинание очень прогрессивно. «Не должно государственное ведомство писать для себя методологию и само же ее реализовывать. Писать должны одни, а реализовывать — другие»,— отмечает собеседник «і», добавляя, что подобная практика отвечает образцам лучших мировых экономик. Вселяет оптимизм и то, что, судя по всему, решение является политическим, а значит, особых проблем с его реализацией быть не должно.

Другое дело — как именно инициатива будет внедряться в условиях отечественной бюрократической машины. И основная проблема здесь — кадровый потенциал. Именно об организационно-кадровые рифы, как правило, разбивалось большинство прогрессивных начинаний отечественных бюрократов, отмечает советник министра экономики Сергей Яременко. В текущей ситуации немаловажно то, что в штате Министерства финансов нет достаточного количества специалистов, имеющих опыт нормативно-правового творчества. А сама передача функций от налоговой к Минфину и вовсе является полумерой. В идеале, уверен господин Яременко, методологическим центром, создающим нормативно-правовую базу деятельности государственных органов власти, стоило бы сделать Министерство экономики. Именно оно, а не Минфин, должно руководствоваться в своей деятельности общегосударственными приоритетами и формировать экономическую стратегию развития государства в целом, без учета узковедомственных интересов исполняющих сторон. В таком случае Министерство финансов выполняло бы роль «общегосударственной бухгалтерии», а Налоговая служба была бы таким себе «солдатом», всего лишь исполняющим предписания свыше. Именно в таком случае институциональная независимость государственных органов власти, работающих на единую стратегическую цель, была бы обеспечена. Но интересы заинтересованных сторон не дают пока возможности отойти от полумер в реализации, казалось бы, прогрессивной идеи.

Поэтому, считает замглавы парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Ксения Ляпина, реализация прописанных в законе положений вовсе не гарантирует, что налоговая и в дальнейшем не будет сама для себя формировать цели и ставить задачи, формально находясь под крышей Минфина, как это происходит сейчас. Мало того, институционально никаких конфликтов между налоговой и министерством на почве борьбы за полномочия быть не может — в ГНС уже давно знали о надвигающейся «участи». Поэтому, если «осложнения» и могут быть, то лишь на персональном уровне.

Представители же предпринимательского сообщества, как главные «виновники» налогово-бюджетного процесса, вряд ли почувствуют на себе существенные изменения, ведь от перестановки слагаемых сумма фискальной нагрузки не меняется.

Руслан Кисляк

Новини

6 Вересня 2024

У липні інфляція зросла до 5,4%

Зелений перехід сталеливарних виробників під загрозою – EUROFER

Туреччина збільшила імпорт брухту до 11,6 млн тонн

Канада вводить антидемпінгові мита на катанку з Китаю, Єгипту та В’єтнаму

Швеція виділить майже $50 млн на підтримку енергосектору України

Галущенко обіцяє, що зима пройде нормально

Україна домовляється щодо збільшення імпорту електроенергії з ЄС

Уніфікація тарифів на вантажні перевезення УЗ не має економічного обгрунтування – експерт

Європейський ринок г/к рулону найслабший за останні роки

Уряд прийняв всі необхідні рішення щодо релокації шахт – Шмигаль

Галущенко відзвутував про сотні мегават нових потужностей

Linde India придбає промислові газові активи Tata Steel на сталеливарному заводі Kalinganagar

В Бразилії знизились ціни на гарячекатаний рулон

Дніпровський метзавод знизив виробництво прокату на 54,6%

Канадська Cyclone Metals розпочала виробництво окатишів прямого відновлення

Будівництво в Євросоюзі у червні зросло на 1,4%

ВСІ НОВИНИ ⇢