Бойся китайцев, дары приносящих?

Точка зору

Украино-китайское сотрудничество крепнет с каждым днем. Когда президенты РФ и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович не сумели в Ялте договориться по поводу цены на газ, китайские товарищи предложили Украине свою помощь. Но скептики уверяют – следует бояться китайцев, дары приносящих.

Украинец с китайцем – братья навек?

Когда 14 июля в Ливадии Владимир Путин давал понять, что Украина так и не дождется снижения цены на газ, делегация Китайской народной республики уже была наготове с крайне выгодным для нашей страны договором. Речь шла о кредитовании программы по замещению газа углем. Государственный банк развития КНР намерен инвестировать в это мероприятие более 3,5 миллиарда долларов. Цель программы – перевести украинские объекты теплоэнергетики с потребления российского газа на украинский уголь. Эта программа – далеко не первая "помощь" КНР Украине. Так, когда бушевали страсти по поводу языкового законопроекта, украинский парламент давал "добро" и на привлечение китайских инвестиций в украинское сельское хозяйство. "Подписание меморандума о выделении 3 миллиарда долларов для развития аграрного сектора нашей страны – закономерное промежуточное решение в рамках сотрудничества и договоренностей между руководителями наших стран", – пояснял необходимость этого шага профильный министр Николай Присяжнюк. По мнению министра, китайское финансирование поспособствует улучшению товарооборота сельскохозяйственной продукции и продовольствия и увеличению его объема, а также поступлению новых инвестиций в аграрный сектор Украины, что позволит увеличить производительность, улучшить финансовые возможности сельхозпроизводителей страны и, соответственно, техническое переоснащение.

Но и этого мало – Китай решил дать денег и на строительство экспресса из Киева в международный аэропорт "Борисполь". Соответствующее соглашение на прошедшей неделе ратифицировало правительство Китая. Документ предусматривает выделение аэропорту "Борисполь" кредита в 372,3 миллиона долларов под госгарантии. Как сообщает "КоммерсантЪ-Украина", в ближайшее время наша страна выплатит Китаю комиссионный взнос за кредит, после чего Экспортно-импортный банк Китая предоставит первый транш в размере около 15 миллионов долларов. "Процесс согласования был достаточно длительным. Мы ожидаем первый транш в течение двух недель",— рассказал глава нацбюро по инновациям Владислав Каськив. Для проекта необходимо построить 16 километров железнодорожных путей, 3,5 километра железнодорожной эстакады и терминал на железнодорожном вокзале. При паевом участии "Борисполя" будут закуплены четыре электропоезда по пять вагонов каждый. Кредит выдается сроком на 15 лет со ставкой LIBOR+3,5% и льготным периодом в 4 года. "Это первый инфраструктурный проект, который не будет финансироваться государством. Планируется выплачивать кредит уже из прибыли экспресса",— поясняет Каськив. По его словам, формально процесс строительства уже начат, а экспресс может быть запущен в 2014 году. Подрядчиком строительства станет китайская компания China National Machinery Industry Complete Engineering Corporation."Для Китая этот проект интересен, так как государство получает двойную выгоду: крупный дорогостоящий заказ для своих предприятий и гарантированный возврат вложенных инвестиций. Оценить же плюсы для украинской стороны сложно без соответствующих расчетов", — цитирует "КоммерсантЪ-Украина" директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка. Примечательно, что изначально экспресс планировалось запустить к Евро-2012. Китайские инвесторы уже тогда рассматривали возможность своего участия в проекте. Однако этого так и не произошло. Целесообразен ли проект сегодня? Эксперты высказывают серьезные опасения, в т.ч. и в том, что касается окупаемости проекта. "Экспресс может просто не набрать необходимый пассажиропоток. Особенно учитывая, что железная дорога плохо сообщается с метрополитеном, а маршрут экспресса неудобен жителям левого берега Киева, а это 40% его населения", – говорит замдиректора Центра политического и экономического анализа Антон Кравченко. При этом, экономически обоснованной ценой проезда в экспрессе будет 10 долларов. Но и ее может быть мало – ведь пассажиропоток "Борисполя" не так уж и велик, да и планируемый маршрут неудобен почти для половины Киева. Но в чем же тогда состоит китайский интерес?

Прагматичная Поднебесная

Альтруизм редко выступает движущей силой внешнеэкономических отношений любой страны. Верить в то, что Китай пытается бескорыстно – то есть даром – помочь Украине из братских чувств конечно, можно. Но стоит ли? Ведь в первую очередь речь идет о кредитах, которые нужно будет возвращать. И не факт, что Украина сможет это сделать. Как показывает пример того же бориспольского экспресса, сама целесообразность некоторых проектов вызывает большие вопросы. А кредиты нужно будет отдавать. В этом отношении развитие аграрного сектора, на которое кстати, тоже дает деньги КНР, будет развитием и потенциальной базы для возвращения кредита. В этом отношении примечательна политика Китая касательно стран Африки, которую уже окрестили "новым колониализмом". На "черном континенте" Китай развивает инфраструктуру, дает щедрые кредиты правительствам, даже строит целые города. В обмен на это Цветущая Середина получает ресурсы: от урана и нефти до какао и ценных пород дерева. В 2011 году объем торговли КНР и африканских стран достиг показателя в 110 миллиардов долларов. Активное вхождение Поднебесной на африканский рынок серьезно обеспокоило те европейские государства, которые диктовали на нем свои условия еще со времен крушения колониальной системы. Одной из причин войны в Ливии аналитики называли не только свержение режима Каддафи, но и усиление европейского контроля над ливийской нефтью, которой плотно заинтересовались китайские инвесторы. То, что происходит в Африке сейчас можно назвать войной двух колониализмов – европейского и китайского. Но последний мягче и хитрее. С учетом того, что в мире надвигается продовольственный кризис, Украина, которая имеет огромный сельскохозяйственный потенциал, может вполне пойти по проторенному "африканскому" пути, расплачиваясь за развитие инфраструктуры своими ресурсами.

Впрочем, к одному "бартеру" украино-китайские отношения сводить все же не стоит. Активно сотрудничают наши страны и в области высоких технологий. Как сообщили в Государственном космическом агентстве Украины 6 июля, возможные направления сотрудничества в Лунной программе стали предметом обсуждения украинских и китайских партнеров в ходе проходившего 5-6 июля визита в Украину делегации представителей Китайской национальной космической администрации и менеджмента китайской промышленной корпорации "Великая стена". Как отмечает "Интерфакс", сотрудничество по исследованию Луны и Марса входит в число перспективных направлений партнерства новой украинско-китайской программы сотрудничества в сфере исследования и использования космического пространства в мирных целях на 2011-2015, подписанной в сентябре 2010 года. Кроме того, китайцы готовятся расширить сотрудничество с Украиной и в сфере тяжелого машиностроения. 11 июля стало известно, что Украина и Китай готовят расширение заключенного в 2011 году контракта (на 20 миллионов долларов) на поставку украинских силовых установок с двигателем 6ТД-2E 9(1200 лошадиных сил) для китайского основного боевого танка MBT-2000. "К концу года, думаю, будет новый контракт", – сообщил источник, знакомый с ходом реализации украинско-китайского сотрудничества по проекту MBT-2000, "Интерфаксу". Впрочем, обольщаться Украине не следует. "Здесь есть одна проблема для Украины. Китай не будет покупать большие партии. Китай хочет покупать у нас технологии. И это реальная угроза и определенная дилемма. И здесь Украине необходимо быть очень осторожной. Ведь китайская сторона вкладывает огромные средства в разработку, разведку технологий. Поэтому может произойти следующее. Купив определенный ограниченный и небольшой объем продукции, изучив технологию, Китай может начать массовое производство этих изделий у себя, под своим брендом. И затем экспортировать эту продукцию на мировые рынки, опережая Россию и Украину. И это угроза по всем направлениям, начиная с гидролокации, самолетостроения, моторостроения и так далее. Китай — очень сильное государство в плане поглощения технологий. Поэтому здесь нужно понимать, что Китай очень интересен для Украины, но с другой стороны очень опасен", – предупреждал еще до заключения этого контракта военный эксперт Валентин Бадрак. Но услышат ли украинские власти это предупреждение? Или в преддверии выборов и возможного кризиса отдадут предпочтение тактическим выигрышам?

Борис Рудь

Новини

19 Травня 2025

Експорт чавуну з України зріс на 37% за 4 місяці

Світова торгівля під загрозою через дефіцит китайських рідкоземельних металів

У Чорному морі Туреччина відкрила нове газове родовище

16 Травня 2025

Уряд не планує суттєвих змін у критеріях і підходах до бронювання – Шмигаль

Інтерпайп скоротив викиди CO2 на 61%: рекордний прогрес у декарбонізації

Ferrexpo попереджає уряд про арбітраж через блокування ПДВ і зупинку експортних ліній

Європейський сталевий гігант готується до перезапуску зелених проєктів після літніх канікул

Шмигаль анонсував збільшення бюджетних видатків на війну через скорочення допомоги

Україна за I квартал 2025 року збільшила імпорт товарів майже на 15% – Держстат

ЄС закрив лазівку для зняття санкцій з російських олігархів

ООН прогнозує суттєве зниження темпів економічного зростання у світі 

Металурги України експортувала 1,23 млн тонн металопрокату за 4 місяці

15 Травня 2025

Новим генеральним директором Інтерпайп став Лука Занотті

Держгеонадра виставить на аукціони 60 ділянок для видобутку корисних копалин

Китай розкритикував нову торговельну угоду між Великою Британією та США

Імпорт вантажівок в Україну скоротився на 4% з початку року

ВСІ НОВИНИ ⇢