Активный бензин

Точка зору

Горючее в Украине продолжает дорожать галопирующими темпами. За последний месяц средняя стоимость наиболее популярного среди отечественных автовладельцев бензина А-95 взлетела на 5% — до 6,1 грн./л. Секретариат экспертно-аналитической группы при Минтопэнерго, который дает участникам рынка ценовые ориентиры, прогнозирует, что в ближайшую декаду топливо будет дорожать еще более ударными темпами. Как показывает опыт, рынок весьма охотно прислушивается к рекомендациям регулятора.

Безусловным лидером в повышении цен на нефтепродукты в Украине стал Киев, где литр 95-го буквально за сутки (10 июня) подорожал сразу на 4% — до 6,4 грн. Таким образом, столичные трейдеры в точности выполнили рекомендации Секретариата экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов, который ежедекадно определяет уровень прогнозной стоимости горючего.

Участники рынка мотивируют резкое повышение цен в столице истощением старых, более дешевых запасов горючего, а также стремительным удорожанием импортного топлива и нефти. По их данным, зарубежный А-95 на протяжении мая подорожал на 29% — до $643/т. А российская нефть Urals в течение апреля (когда черное золото закупалось для переработки и реализации через АЗС в июне) выросла в цене на 10% — до $50/баррель. Из-за этого за последнюю неделю А-95 в крупнооптовом сегменте в Украине подорожал на 3,89% — до 7,41 тыс. грн./т, а цена на дизель увеличилась на 2,6% — до 5,08 грн./т.

В то же время независимые аналитики рынка отмечают, что скачкообразное увеличение стоимости топлива в Киеве было обусловлено другими причинами. «В докризисные времена операторы моментально реагировали на рекомендованные Секретариатом цены. А сейчас цены меняются с запозданием, потому что у трейдеров по-прежнему сохраняется боязнь потерять потребителя. Предполагаю, что резкий скачок цен в Киеве обусловлен стремлением торговцев создать себе определенный запас по их снижению после встречи трейдеров с главой Кабмина, которая планируется на ближайшее время», — считает замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. По его сведениям, на сегодняшний день экономически обоснованная цена на 95-й в Украине составляет немногим более 6 грн./л. Сейчас по такой цене продает топливо только группа «Приват». Демпинговая стратегия Игоря Коломойского позволяет ему не только поддерживать на докризисном уровне объемы реализации горючего, но и поглощать более мелкие сети, экономика которых не позволяет торговать по ценам, ниже среднерыночных.

Так или иначе, но в ближайшее время рынок нефтепродуктов переживет очередной этап повышения цен. По крайней мере, так считает вышеупомянутый Секретариат, который опубликовал ценовой прогноз на вторую декаду июня. В соответствии с ним стоимость А-95 может вырасти за этот период на 10% — до 6,73 грн./л, а цена на дизельное топливо может увеличиться на 6% — до 5,57 грн./л. «Горючее дорожает во всем мире из-за роста цен на нефть. В Беларуси А-95 стоит 7 гривень за литр. До нас мировые тенденции доходят с задержкой в 20–30 дней», — говорит директор ГП «Укрнефтехимпереработка» (на базе которого создан Секретариат) Владимир Емелин. Прогнозы г-на Рябцева более сдержаны. По его мнению, высокооктановое топливо будет дорожать не более чем на 2% в неделю. «О резком росте цен не будет идти речи из-за борьбы за потребителя. До конца июня цена на А-95 не должна превысить 6,4 грн./л.», — считает г-н Рябцев. Состоятельность этих предсказаний будет доказана уже через пару недель.

Новини

26 Квітня 2024

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

Тігіпко придбав вагонобудівний завод в Австрії

Відсутність продажу брухту Укрзалізниці негативно позначається на діяльності компанії

НКРЕКП відмовилася скасовувати прайс-кепи для промисловості

ВСІ НОВИНИ ⇢