Сергей Магера: Семь лет Соглашения об ассоциации с ЕС: что дальше?

Точка зору

Семь лет назад Украина подписала Соглашение об ассоциации с ЕС. Назвать условия, в которых нам пришлось реализовывать взятые на себя обязательства, идеальными нельзя. Война на Донбассе и аннексия Россией Крыма лишили нашу страну почти четверти ВВП. Постоянная внутренняя напряженность и отсутствие консенсуса политических элит также тормозили выполнение Соглашения.

По разным оценкам, на конец 2020 года Украина выполнила Соглашение об ассоциации на 41-43%. Были созданы новые институты: система публичных закупок Prozorro, НАБУ, ВАКС, на стадии формирования находится Бюро экономической безопасности. Формально они есть, но эффективность их работы оставляет желать лучшего.

Например, НАБУ и ВАКС очень хорошо впитывают бюджетные миллиарды, которые налогоплательщики тратят на их содержание, но проблемы коррупции и доступа к правосудию остаются нерешенными. Сохраняются вопросы к Prozorro: предприниматели и чиновники нашли десятки способов, как обойти систему и обеспечить победу в тендере нужной компании.

В преддверии переговоров по пересмотру Соглашения хочется отметить, что имплементация европейских норм не должна исключать защиту национальных экономических интересов. В этой связи очень жаль, что европейцы критически настроены против важнейшего для украинской промышленности законопроекта – з/п № 3739 о локализации. Это при том, что в ведущих странах Евросоюза действуют очень жесткие правила локализации. Чужих производителей там не ждут и не жалуют.

Противоположный пример – з/п № 4167 о выбросах СО2 власть называет проевропейским. Но по факту ничего европейского в этом документе нет. Вместо создания системы предупреждения нарушений, как это принято в ЕС, авторы прописали нормы о суровых санкциях за нарушения. Ни слова о стимулировании экомодернизации и господдержке промышленности.

С 2012 года Украина потеряла 69% машиностроения, 70,3% вагоностроения, 71,8% станкостроения, 29,2% металлургии. С 2013 года объем экспорта украинской авиакосмической отрасли упал в 4,8 раза, продукции вагоностроения в 7,5 раз, химической продукции в 2,1 раза. Сегодня уровень проникновения импорта в публичные закупки достиг 38%, в отличие от 4-5% в ЕС. Это и есть экономическая реальность, в которой выживают наши промышленники.

Пересматривать Соглашение об ассоциации необходимо. Но этот процесс должен быть двухсторонним. Естественно, мы получим новые обязательства, но при этом необходимо добиться выгодного для наших экспортеров пересмотра квот, запустить промышленный безвиз, получить национальную отсрочку по СВАМ, а также помощь в проведении модернизации промышленности. Без всего этого Соглашение теряет смысл для нашей экономики.

Сергей Магера, народный депутат Украины

Новини

7 Травня 2024

Єврокомісія дозволила Nippon Steel придбати US Steel за $14,9 млрд

Відновлення енергосистеми потребує міжнародної допомоги та перегляду тарифу на світло влітку

У квітні попит на вантажівки в Україні зріс на 13% відносно минулого року

Україна має працювати над посиленням європейських санкцій та скасуванням пом’якшень – експерт

У Раді оцінюють збитки енергетичної інфраструктури від атак у $12,5 млрд

Уряд продовжив строк бронювання від мобілізації ще на місяць

ЄС готовий до жорстких торговельних заходів проти Китаю

Уряд підтримав законопроєкт про ратифікацію угоди про вільну торгівлю з Туреччиною

Котирування Platts не мають застосовуватися при розгляді трансфертного ціноутворення – юрист

Вантажне судно з України перекрило рух через Босфор

Британія виділила Україні 20 млн дол на інноваційні проекти в енергетиці

Гарантований покупець виплатив ще 4,3 млрд за зеленим тарифом

НБУ посилить контроль за поверненням експортерами валютного виторгу в Україну

Експорт бензину залізничним транспортом рф скоротила на третину

S&P підвищило довгострокові рейтинги Туреччини

EUROFER прогнозує падіння виробництва труб у ЄС у 2024 році

ВСІ НОВИНИ ⇢