Полный назад
Точка зоруОжидание новых пошлин на ввоз иномарок и девальвация гривни повысили продажи украинских автодилеров в декабре на 40%. Но в 2009 году они упадут почти вдвое.
По оценкам аналитической компании Auto-Consulting, в декабре было продано 51,56 тыс. машин – это почти на 40% больше, чем в предыдущем месяце. В ноябре украинцы, шокированные стремительной девальвацией гривни, массовыми сокращениями и заморозкой своих счетов в банках, не решались на покупку машины – за месяц было продано всего 37,1 тыс. автомобилей.
Увидев замешательство клиентов, дилеры дружно уверяли, что в декабре их продажи будут еще меньше. Однако им на выручку пришли власти, заявившие о намерении повысить импортные пошлины на автомобили с 10% до 23%, и Нацбанк, так и не сумевший обуздать девальвацию национальной валюты.
Эти факторы заставили украинцев воспринимать автомобиль не как средство передвижения, а как способ сохранения гривневых сбережений. «Декабрь традиционно является одним из наиболее активных месяцев в плане продаж. Впрочем, в этом году из-за экономического кризиса у потенциальных клиентов была совершенно другая мотивация», – объясняет генеральный директор «ВиДи Авто Менеджмент Групп» (входит в состав ViDi Group) Артем Ткаченко.
Продажам способствовали и скидки дилеров. Коллапс украинской экономики нарушил планы многих автопродавцов. По словам генерального менеджера по продажам и маркетингу Toyota-Ukraine Романа Кузьмина, из-за падения спроса у дилеров на складах собрались грандиозные запасы, от которых накануне нового года нужно было избавляться. Поэтому некоторые продавцы переписали свои ценники по курсу 5,05, уже когда доллар стоил 8-9 грн.; другие были готовы предоставить 10–30% скидки.
Декабрьские продажи отчасти спасли ситуацию, общий показатель автопродаж за 2008 год перевалил за 623 тыс. машин. Однако продавцы уверены, что в этом году им придется довольствоваться гораздо меньшим. «В первом квартале 2009 года мы прогнозируем спад продаж в 2,5–3 раза», – говорит Ткаченко. Похожие ожидания и у Кузьмина из Toyota-Ukraine, который прогнозирует продажи этого года на уровне 350–380 тыс. авто.
Повышение пошлин на иномарки до 23% заблокировано президентом Ющенко. Однако и без этого лоббисты украинского автопрома могут быть спокойны – падение курса гривни к доллару сделало иномарки дороже в среднем на 15–25%. Вдобавок кредитный конвейер, за счет которого продавалось 60% автомобилей, не работает с осени прошлого года, и неизвестно, возобновится ли автокредитование в этом году.
Чем же займутся в 2009-м автопродавцы? «В этой ситуации мы больше ориентируемся на доходы от сервиса и trade-in», – в один голос отвечают они.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram