Экспертный совет: Получит ли бизнес кредиты под 14%?

Публікації

Вчера премьер-министр Николай Азаров упрекнул банки в том, что они не берут ответственность за экономическое развитие страны. По словам главы правительства, финучреждения активно кредитуют потребительский сектор, а кредитная ставка для предприятий слишком высока. Премьер также дал задание предложить меры по удешевлению кредитного ресурса для предприятий до 14%. МинПром решил выяснить, что для этого нужно сделать власти и дождется ли реальный сектор кредитов по данной ставке.

Ведущий экономист блока "Финансовые рынки" Креди Агриколь Банка Александр Печерицын называет две причины дороговизны кредитов: "Банки привлекают ресурс по высокой стоимости. Депозиты остаются на уровне в среднем 18%, и никак не выдать кредит под 14%. Кроме того, нет долгосрочных ресурсов. Как правило, депозиты размещаются в банках на срок до года включительно, а вкладов на более долгий срок немного".

По его словам, банки активно кредитуют потребительский сектор по причине высокой доходности. "Это единственный сегмент, благодаря которому банки держатся – зарабатывают на потребкредитовании", – сказал он, добавив, что кредитование реального сектора экономики менее выгодно из-за более низкой доходности и высоких сроков выдачи данных кредитов.

А.Печерицын выразил уверенность, что единственным способом снизить ставки по кредитам для реального сектора экономики является получение банками долгосрочного рефинансирования от Национального банка Украины. Но этот процесс является достаточно сложным, отметил он. "Все будет зависеть от стратегии, которую примет правительство. Пока рынок показывает, что без участия чиновников этого (снижения ставок. – Ред.) не обеспечить", – сказал эксперт, отвечая на вопрос, можно ли достичь в будущем снижения кредитной ставки для предприятий до 14%.

Высокие ставки по кредитам вызваны дороговизной депозитов, считает старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. "Если у нас депозиты до 20% годовых в гривне, то, естественно, кредиты меньше этой величины быть не могут, потому что банки не будут работать себе в убыток", – сказал он. При этом эксперт подчеркнул, что высокие ставки по депозитам в первую очередь вызваны тем, что Национальный банк удерживает обменный курс, сокращая предложение гривны и тем самым делая ее более дорогой.

По его мнению, увлечение банков потребкредитованием вызвано тем, что это единственная ниша, где берут дорогие кредиты. "Для дорогих депозитов надо делать дорогие кредиты, а, например, ипотеку под 20% годовых возьмут, естественно, очень и очень немногие. А когда дается потребкредитование, то оно, во-первых, короткое, во-вторых, ставки по таким кредитам высоки – иногда получается больше 100% годовых", – сказал он.

А.Жолудь называет единственным способом удешевить кредиты для предприятий компенсацию части кредитной ставки. Он напомнил, что такая мера предусмотрена для сельхозпредприятий. "Для предприятий других отраслей тоже можно принять аналогичные вещи", – уверен он.

Начальник департамента риск-менеджмента МЮФ Integrites Евгений Тимошенко отмечает, что кредиты, выдаваемые предприятиям реального сектора экономики, учитывают ряд скрытых рисков на организацию сделки, а также на случай возникновения неплатежеспособности заемщика как из-за неблагоприятной конъюнктуры, так и по причине его недобросовестности. "Реалии таковы, что в силу непрозрачности украинского бизнеса, низкой рентабельности, износа основных фондов и наличия реально ликвидных активов на балансе других предприятий крайне сложно выйти в плюс, если у заемщика возникают проблемы с погашением", – подчеркнул он.

Говоря о потребкредитах, эксперт отметил, что данное направление для банков является наиболее выгодным и удобным в работе. "Во-первых, потребкредиты являются намного более доходным инструментов для банков, так как в их условия включен ряд подводных камней в виде дополнительных процентов, комиссий, а также обязательств по обслуживанию в родственных структурах банков (например, страхование авто, взятого в кредит, только в указанных банком страховых компаниях)", – отметил он.

Эксперт также обратил внимание на то, что изучение профиля заемщика и оценка риска при потребкредитовании требует меньших затрат. "Анализ кредитной истории предприятия, связанных лиц, объемов выручки и реальной стоимости активов сильно усложняется за счет работ со схемами ухода от налогов или, например, отсутствия обученных профессиональных кадров, которые могли бы работать с банками на предмет обработки и передачи информации", – отметил он.

Кроме того, работать с просроченной задолженностью в потребкредитовании намного проще, чем с кредитами для корпоративного сектора, уверен эксперт. "Косвенно этот тезис подтверждает тот факт, что даже после обработки проблемных портфелей потребительских кредитов первой волны кризиса в Украине банки снова вернулись к их выдаче", – отметил он.

По мнению Е.Тимошенко, снижению кредитной ставки поспособствовала бы активизация кредитования коммерческих банков Национальным банком на более выгодных условиях, а также снижение требований к формированию резервов. Кроме того, позитивное влияние может оказать эффективное наполнение доходной части бюджета, которое можно было бы использовать для погашения дефицита живых денег в экономике. "Причем речь идет не просто о повышении фискального давления, но о создании таких условий, когда вследствие курса реформ тенизация экономики будет понижаться, а не возрастать", – подчеркнул эксперт.

Вместе с тем эксперт предостерегает, что массовая выдача дешевых денег как минимум ухудшит платежеспособность государства и приведет к проеданию большой части средств. "Кроме того, гарантии возврата таких средств при текущем состоянии дел относительно невысоки. Может повториться порочный пример Китайской Народной Республики, в которой возникли проблемы в банковской отрасли из-за навязывания правительством политики кредитования отдельных проектов", – сказал он.

"Кредитный продукт в украинских реалиях должен нести в себе конечную полезность с точки зрения повышения эффективности, а также гарантировать банку возможность заработать", – резюмировал Е.Тимошенко.

Глава комитета Независимой ассоциации банков Украины Роман Шпек назвал тезис о большей вовлеченности банков в кредитование потребителей по сравнению с кредитованием предприятий несколько некорректным. Он обратил внимание на том, что необходимо сравнивать не темпы роста, а объемы кредитования в гривнах. "Действительно, с 1 марта 2010 года по 1 сентября 2013 года портфель потребительских кредитов домашним хозяйствам на срок до 1 года увеличился в 2,4 раза. В денежном выражении прирост составил 28 млрд грн. За этот же период портфель кредитов украинских банков юридическим лицам увеличился на 39%. Однако в денежном выражении это означает прирост портфеля кредитов предприятиям на 183 млрд грн. То есть на самом деле банковская экономика кредитовала предприятия в 6,5 раз активнее, чем потребление граждан!", – отмечает он.

Р.Шпек также выразил уверенность, что кредитование экономики могло бы быть еще большим, если бы не хронический дефицит госбюджета, который абсорбирует существенную часть средств банковской системы. "За период с 1 марта 2010 года по 1 сентября 2013 года портфель облигаций внутреннего государственного займа в собственности украинских банков увеличился в 4,2 раза. В абсолютном выражении это – почти 62 млрд грн. То есть банки кредитовали государство в 2,2 раза активнее, чем потребление граждан", – считает он.

Глава комитета НАБУ подчеркнул, что сложившиеся в Украине процентные ставки отражают объективную реальность, связанную со стоимостью ресурсов, уровнем валютного и кредитного риска, бюджетной политикой государства. По его мнению, снижение процентных ставок зависит не от банков, а от экономических и правовых преобразований в государстве. "К примеру, уровень надбавки за кредитный риск можно снизить путем усиления защиты прав кредиторов в Украине, которая является очень слабой по европейским меркам, – считает он. – Банковская система полна примеров недобросовестных заемщиков, из-за которых вынуждены страдать добросовестные, которые также частично платят повышенную премию за риск внутри процентных ставок".

"К сожалению, среди таких недобросовестных заемщиков случаются и государственные компании. К примеру, на данный момент не погашает кредиты государственное предприятие "Уголь Украины". Речь идет о задолженности в объеме 2,5 млрд грн., – напомнил Р.Шпек. – Эти средства банки могли бы направить на кредитование экономики, однако государственная компания намерена ликвидироваться, так и не заплатив по долгам, то есть объявить дефолт. Такие эпизоды ухудшают отношение кредиторов, рейтинговых агентств и международных финансовых организаций к государству Украина, и в конечном итоге негативно сказываются на уровне процентных ставок. Ведь создается опасный прецедент: если при попустительстве государства состоится дефолт одной государственной компании, то скоро по долгам откажутся платить и другие государственные предприятия".

Р.Шпек также считает, что проблему высокого уровня процентных ставок в Украине могло бы облегчить и сбалансирование бюджета. Он подчеркнул, что на сегодняшний день правительство привлекает средства в гривне на 5-7 лет по ставке 14,3% годовых. По мнению главы комитета НАБУ, в таких условиях сложно ожидать более низких ставок кредитования. Он также обратил внимание на то, что премия за валютный риск во многом зависит от государства, поскольку наличие крупного двойного дефицита (бюджета и текущего счета платежного баланса) вместе с постепенным снижением международных резервов Украины повышает опасения относительно среднесрочной устойчивости гривны.

"Негативные, но достаточно справедливые оценки внешними кредиторами, аналитиками, инвесторами экономической ситуации в Украине и ее перспектив приводят к повышенным процентным ставкам кредитования нашей страны, которые также транслируются в высокие ставки кредитования на рынке Украины. Решить эту проблему может только правительство, которое должно улучшать суверенный рейтинг страны посредством внятной экономической политики, улучшения делового климата и недопущения дефолтов в государственном секторе. Снижение процентных ставок в экономике — это правильная цель, но основные задачи по ее достижению сегодня лежат вне банковской системы. Снижение ставок по кредитам — результат тех самых экономических реформ, о которых в Украине много говорили, но мало что внедрили", – резюмировал Р.Шпек.

МинПром

Новини

8 Травня 2024

Наразі морський коридор працює стабільно попри атаки росії – НБУ

Єврокомісія готує нові санкції проти суден рф

НКРЕКП планує підвищити тарифи на воду на 54% з червня

Металургійні компанії ЄС збільшили експорт металопрокату на 9%

Обсяг промвиробництва Франції знизився на 2%

Китайські ціни на арматуру зросли на 1,6%

Какие варианты стильных образов можно рассматривать?

Єврокомісія: перший транш від заморожених активів рф Україна може отримати у травні

Україна подвоїла виробництво військової техніки

Окупанти вантажать руду на судно в Маріупольському порту

На Південноукраїнській АЕС планують збудувати два нові енергоблоки

Металурги Австрії виробили 691 тис тонн сталі

ArcelorMittal може вивести з Британії один зі своїх головних підрозділів

В Україні мають бути регуляторні умови для залучення коштів, необхідних для відбудови мереж уже зараз – експерт

Сьогодні по всій Україні можливі відключення світла

Ворог атакував об’єкти енергетики у шести областях 

ВСІ НОВИНИ ⇢