kjsdsf
Подробнее Запомнить город


ИСД сольют в «Евраз»?

12.05.09
размер текста:

До конца года, прогнозируют эксперты, корпорация «Индустриальный союз Донбасса» станет объектом поглощения со стороны одной из более крупных российских горно-металлургических компаний. Первая ласточка поглощения ИСД уже вспорхнула – личности, близкие к группе «Приват», заинтересовались скупкой долгов ОАО «Днепровский металлургический комбинат имени Дзержинского», входящего в ИСД. Причиной поглощения ИСД может послужить предбанкротное состояние корпорации. Вопрос заключается лишь в том, какого рода будет это поглощение – дружественное или враждебное.

Совладельцы Индустриального союза Донбасса Виталий Гайдук и Сергей Тарута в прошлом году могли неплохо заработать на объединении своей компании с одним из российских металлургических холдингов. Тогда корпорации поступали предложения о слиянии с такими российскими гигантами как «Евраз» Романа Абрамовича и «Металлоинвест» Алишера Усманова. Предложения были довольно выгодными, если взять в сравнение нынешнее положение ИСД. В случае слияния с той или иной компанией, Виталий Гайдук и Сергей Тарута могли стать акционерами крупнейшей на просторах СНГ горно-металлургической империи. Более того, металлургические предприятия ИСД, которые не имеют собственной сырьевой базы, приобретали надежные источники поставок сырья в виде ГОКов «Евраза» или «Металлоинвеста». Именно отсутствие собственной сырьевой базы было и остается наиболее серьезной проблемой корпорации, что, наряду с крайне рискованной политикой по привлечению заемных источников финансирования, по сути, и привело ее к нынешнему плачевному состоянию.

Не смотря на столь выгодные предложения, Виталий Гайдук и Сергей Тарута не смогли прийти к согласию с оппонентами, считая, что их бизнес будущие партнеры существенно недооценивают. Поэтому слияния с россиянами в прошлом году так и не произошло. В частности, как заявлял в феврале 2008 года генеральный директор «Металлоинвеста» Максим Губиев, компания «Металлоинвест», управляющая активами «Газметалла», не оставляет надежд на слияние с украинской корпорацией «Индустриальный союз Донбасса», однако пока не может договориться о цене. «Мы считаем, что объединение наших активов с ИСД даст положительный эффект... Вопрос в том, кто какой пакет готов иметь. Происходит, может, взаимное недопонимание цены активов», — сказал он. «Мы как группа готовы к слияниям», — обобщил Губиев. На тот момент банки оценивали «Газметалл» для сделки с ИСД в 15 млрд. долларов, в то время как ИСД аналитики оценивали в 5-6 млрд. долларов, а значит, украинские акционеры могли рассчитывать в объединенной компании примерно на 30-35% акций. Естественно, что в нынешней ситуации подобный вариант для совладельцев ИСД был бы просто идеальным. Но тогда он абсолютно не устраивал господ Гайдука и Таруту.

Однако кризис заставил собственников ИСД изменить свое решение. Как уже отмечалось ранее, ИСД – одна из компаний, которые вели хаотичную кредитную политику. Логика стратегов корпорации была проста и, на то время, достаточно эффективна: набрать максимум кредитов для приобретения новых и модернизации имеющихся производственных активов. Более того, ИСД намеревалась оплачивать текущие платежи по обслуживанию кредитов с помощью перекредитования. Но если раньше быстрорастущий рынок металлопродукции позволял это, то с наступлением кризиса выдача кредитов закончилась и, соответственно, на данной схеме был поставлен большой и жирный крест. В итоге у корпорации ИСД остался существенный кредитный портфель в размере 3,3 млрд долл., источников перекредитования которого у корпорации не стало.

Однако наиболее проблемным стало то обстоятельство, что компанию, вероятнее всего, начали беспокоить кредиторы с требованиями о досрочной выплате кредитов. Причиной этому стало понижение рейтингов ИСД международными рейтинговыми агентствами Moody's и Fitch. Только в этом году корпорации необходимо погасить 500 млн долл. кредитов.

Совладельцы ИСД начали прибегать к крайним мерам снижения расходов: увольнять и отправлять в неоплачиваемые отпуска работников металлургических комбинатов, останавливать цеха, замораживать проекты и целые производства. Однако, естественно, это не решило всех финансовых проблем компании, поэтому чуть ли не единственным на сегодня выходом из сложной ситуации является продажа корпорации. Но и тут не все так просто. Во-первых, в условиях кризиса продать такого гиганта как ИСД достаточно проблематично. Во-вторых, это реальная рыночная стоимость корпорации. Ни для кого не будет удивлением, если разница между ценой, которую назовут господа Гайдук и Тарута, будет на несколько миллиардов отличаться от цены потенциальных покупателей. Хотя сейчас назвать цену ИСД просто невозможно, и не только потому, что у них значительные долговые обязательства. Кризис существенно понизил капитализацию всех участников горно-металлургического рынка. И теперь цена предприятия и его рыночная капитализация – это совершенно разные параметры. Для ИСД же такое понятие как капитализация просто исчезло. Хотя, впрочем, и такое понятие как цена.

Сомнительно, что сегодня на рынке найдется компания, которая готова будет предложить 1-2 млрд долл. за покупку ИСД, с учетом того, что необходимо будет еще погасить 3,3 млрд долл. долгов. Поэтому наиболее оптимальным вариантом в сложившейся ситуации является покупка долгов предприятий, входящих в корпорацию «Индустриальный союз Донбасса». В принципе, такая процедура может и расцениваться как покупка самой корпорации.

К данной процедуре, к слову, и намерены приступить личности, близкие к группе «Приват». В частности, анонимная компания, имеющая свидетельство Госкомиссии по регулированию рынка финансовых услуг Украины серии ФК №49 от 22.02.2005, заявила о своем намерении приобрести долги ОАО «Днепровский металлургический комбинат имени Дзержинского». Данное свидетельство, как оказалось, принадлежит днепропетровскому ООО «Литис», которое возглавляет Сергей Леонов. Этот человек известен своей активной деятельностью в украинской приватизации. В частности, несколько лет назад Леонов представлял в наблюдательных советах Орджоникедзевского и Марганецкого ГОКа акционеров кипрской компании Fortress Ltd, которая аффилирована с группой «Приват». Кроме того, он намеревался приобрести контрольные пакеты Северного ГОКа и Никопольского ферросплавного завода, которые государство продавало в 2003 году. Подавая заявку на конкурс по продаже СевГОКа, у Сергея Леонова было в наличии гарантийное письмо о предоставлении ему в случае победы кредита в размере 87 млн. гривен от дочерней структуры «Приватбанка». Кроме того, в 2005-2006 годах Леонов в судебных тяжбах отстаивал интересы группы «Приват». Сначала был активным участником судебных разбирательств вокруг продажи НЗФ, немногим позже — пытался отменить конкурс по продаже «Лугансктепловоза».

Таким образом, можно предположить, что группа «Приват» пытается аккумулировать долги крупного актива ИСД, а затем в своих интересах инициировать банкротство комбината. Момент, надо отметить, группа «Приват» выбрала наиболее удачный – на сегодняшний день ИСД наиболее уязвим в финансовом плане. А интерес к комбинату со стороны группы «Приват» объясняется просто: это один из профильных активов, который при случае можно будет выгодно перепродать той же компании «Евраз», акционерами которой являются совладельцы группы «Приват» Геннадий Боголюбов и Игорь Коломойский. Или же путем присоединения комбината к «Евразу» увеличить свою долю в этой компании. Естественно, такие недружественные шаги со стороны днепропетровских коллег должны насторожить собственников «Индустриального союза Донбасса».

По мнению экспертов, если Гайдук и Тарута в ближайшее время не найдут выхода из сложившейся ситуации, в частности, потенциальных покупателей или, что более вероятно, партнеров, их бизнесу в скором времени придет конец, или же они станут жертвами «рейдерских» атак таких опасных «акул бизнеса» как «Приват».

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!