kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Газ под кодом 20/20

07.04.17
размер текста:

Многократное повышение цен на газ для потребителей, потеря контроля над значительной частью черноморского шельфа и развеивание сланцевых грез сделали свое дело. Добыча природного газа из традиционных источников на материковой части Украины снова стала востребованной, а главное – высокомаржинальной. Такой поворот уже подвиг некоторых политиков и чиновников на смелые заявления, что к 2020 г. страна может полностью отказаться от импортного газа. Добывающие же компании просто пересмотрели в более позитивном ракурсе свои инвестиционные программы. Самая амбициозная под условным названием "20/20" – у государственного "Укргазвыдобування".

Свести на нет

В общих чертах актуальная ситуация на украинском газовом рынке выглядит так. В 2016 г. страна потребила примерно 33 млрд куб. м газа, из которых 20 млрд – собственная добыча. Соответственно. для отказа от закупки газа за рубежом необходимо одновременно выполнить два примерно равных условия: на 6-7 млрд куб. м увеличить внутреннюю добычу и на столько же снизить внутреннее потребление. Каждое из них само по себе – невообразимый челлендж, а вместе – вообще фантастическая сага. Особенно, если выйти на такие показатели предполагается уже в течение 4 ближайших лет. Но мечтать не вредно. Иногда даже полезно.

Если посмотреть статистику НАК "Нафтогаз Украины" за 3 последних года, сразу бросается в глаза, что в потреблении газа в стране уже произошел огромный секвестр – в 2016-м это ресурса понадобилось на 9 млрд куб. м меньше, чем в 2014-м. Но в такой динамике главную роль сыграли внешние факторы: война, замирание экономики, утрата части территорий Донбасса и Крыма. Однако если сравнивать цифры 2016 и 2015 годов, получается уже другая картина. Потребление уменьшилось всего на 4%, или примерно на 1 млрд куб. м в физическом выражении. Это свидетельство определенной стабилизации на рынке. Следующее скачкообразное сокращение газопотребления возможно только за счет еще одного экономического коллапса. Либо вследствие системных энергоэффективных мер в масштабах всей страны.

Задача усложняется еще и острой нехваткой энергетического угля в нынешнем сезоне. При таких исходных менять газ на другой энергоноситель – только усугублять дефицит. Не на мазут же переводить тепловые электростанции? Есть, конечно, еще ресурс для дополнительной выработки атомной энергии. Но в топливе для АЭС Украина сегодня намного больше зависима от России, чем в природном газе. Без последнего страна формально живет уже больше года, тогда как 80% ядерных твэлов до сих пор закупается в РФ.

С другой стороны Минрегионстрой видит громадный потенциал сокращения объемов потребления газа в жилищном хозяйстве Украины – в пределах 9-11 млрд куб. м. Правда, для этого требуется переоснащение почти всех теплотрасс и значительного числа строений. А госбюджет-2017 предусматривает только 400 млн грн. на программу "Теплые кредиты" для семей и еще 400 млн грн. на создание отдельного Фонда энергоэффективности. Причем административные затраты всю эту сумму и съедят. При таких бюджетах рассчитывать на качественный эффект маловероятно. Да, и Кабмину проще выписывать половине страны субсидии (эта статья расходов в текущем году превысит 50 млрд грн.), чем вкладываться в долгосрочные и системные программы.

Бурить по полной

Если перспективы дальнейшей газовой экономии достаточно сомнительны, то с наращиванием добычи ситуация немного светлее. Но и здесь ждать мгновенного результата не стоит. Сегодня можно говорить только о подготовке плацдарма для будущего ускорения. Из 20 млрд куб. м газа, добытых в 2016 г. в Украине, 14,6 млрд куб. м – это вклад государственной компании "Укргазвыдобування". На самом деле, результат ничем не удивил. Пять последних лет компания стабильно держится в рамках 14,5-15 млрд куб. м годовой добычи. Да и цели на текущий год она декларирует достаточно скромные – не более чем 15,2 млрд куб. м. Правда, за три следующих года ДК "Укргазвыдобування" намерена прирасти в добыче сразу на 5 млрд. Эту цель облачили в красивую обертку и звучно нарекли программой "20/20", поскольку она предусматривает, что в 2020 г. госкомпания будет добывать уже 20 млрд куб. м газа.

Чтобы достигнуть желаемого, необходимо инвестировать порядка 4 млрд долл. И тут возникает вопрос, хватит ли у ДК не только финансового, но и временного ресурса? Ведь добыча углеводородов – это сфера длинных инвестиций. Увлекшись в пиар-порыве красивой формой, можно преждевременно загнать лошадей. Хотя такая амбициозная риторика помогает компании решать задачи иного плана – не на газовых полях, а во властных кабинетах. Например, это хороший аргумент, чтобы добиваться дальнейшего снижения ренты за недропользование и удерживать на высокому уровне цены внутреннего рынка на газ и другие энергоносители.

Некоторые эксперты уже поспешили насчитать, что у ГК "Укргазвыдобування" рентабельность добычи превышает сегодня 300%. В самой компании с такими цифрами не согласны, отмечая, что свой товар они продают "Нафтогазу Украины" на 2 тыс. грн. дешевле, чем конечная цена для украинского потребителя. И при этом еще более 50% от вырученной суммы отдают на налоги. Тем не менее без денег по итогам 2016 г. ГК не осталась, получив более 60 млрд грн. дохода и стартовав с интенсивной буровой программой.

В 2016 году "Укргазвыдобування" впервые за несколько последних лет получила 13 новых лицензий на недропользование, а кроме того, разорвала три в целом кабальных для себя договора о совместной деятельности. Это позволило компании существенно расширить площадь работ. Однако, как показал внутренний аудит, эти угодья нечем обрабатывать. Средний возраст буровых станков "Укргазвыдобування" - 23 года. И они в 2-3 раза уступают по эффективности современным аналогам.

Поэтому руководство компании приняло решение с одной стороны массово обновить собственный буровой парк (планируется закупить 20 новых и еще 10 "бэушных" агрегатов), а с другой – активно привлекать к этим работам сторонних подрядчиков. В частности, тендер на проведение 100 операций по гидроразрыву пласта, объявленный в 2016 г., выиграли белорусская "Беларусьнефть" и румынская Tacrom. По словам руководителя "Укргазвыдобування" Олега Прохоренко, по состоянию на февраль 20 таких операций уже состоялись. Итогом перечисленных усилий должен стать выход на такой показатель, как бурение не менее 200 скважин в год. Это в 3 раза больше, чем сейчас.

Накормит всех

Зато перспектива заработать на выполнении программы "20/20" появилась и у части отечественных промышленников. По словам О.Прохоренко, для обустройства площадок под размещение бурового оборудования компании понадобится до конца 2017 г. 30 тыс. железобетонных плит, а в три следующих года – еще 270 тыс. Таким образом, общая стоимость этого заказа может превысить даже 1 млрд грн. Так, на январских тендерных торгах за первую 30-тысячную партию "Укргазвыдобування" согласилась заплатить более 96 млн грн. Победителями стали объединение "Днепрэнергобудпром", зарегистрированное в Кировоградской области, и харьковский завод железобетонных конструкций "Эталон". При выборе поставщика ДК ориентировалась на наличие у него мощностей по производству крупных партий плит, а также на логистическую составляющую. Основные пункты поставки этой железобетонной лавины – Полтава и Шебелинка, центры добывающих и разведывательных работ ДК.

Еще один потенциальный выгодополучатель от программы "20/20" – группа "Интерпайп" Виктора Пинчука, обеспечивающая "Укргазвыдобування" трубной продукцией. В 2016 г. она уже продала государственным газодобытчикам труб более чем на 950 млн грн. По итогам двух тендеров в системе ProZorro, проведенных в марте 2017-го, "Укргазвыдобування" купит у "Интерпайпа" еще несколько разновидностей обсадных труб на общую сумму более 1 млрд грн. В целом будет закуплено около 20 тыс. тонн трубной продукции. Таким образом, "Нафтогаз Украины" и его подразделения сегодня становятся ключевым клиентом трубного бизнеса В.Пинчука после почти полной потери "Интерпайпом" российского рынка.

Третий крупный сегмент заказов от "Укргазвыдобування" в рамках программы увеличения добычи – это компрессорное оборудование. В частности, на 2017 г. планами компании предусмотрено строительство 5 дожимных компрессорных станций на месторождениях, эксплуатируемых ее дочерним подразделением "Львивгазвыдобування", и установка еще 15 малогабаритных компрессоров на устьях низконапорных скважин. Потенциально главный претендент на эту часть пирога – Сумское машиностроительное объединение им. Фрунзе, контролируемое бизнесменом Константином Григоришиным. Именно оно уже поставило одну компрессорную установку для месторождения "Солоха" в прошлом году и готовит еще одну такую же в нынешнем. Однако в 2016-м между руководством "Укргазвыдобування" и сумского предприятия произошла публичная размолвка, включая кляузы друг на друга премьер-министру Владимиру Гройсману. Сумчане жаловались, что госкомпания привлекает на тендеры непонятных зарубежных поставщиков, а газовики парировали, что украинский производитель предлагает свою продукцию на 30-40% дороже.

Тогда в правительстве конфликт между К.Григоришиным и О.Прохоренко постарались замять. Но сейчас он может вспыхнуть с новой силой. В конце марта ГК "Укргазвыдобування" подписала с американской компанией Solar Turbines контракт на строительство дожимной установки на Яблуновском подразделении подготовки и транспортировки газа, позволяющей существенно увеличить углеводородный приток на трех близлежащих месторождениях. Solar Turbines обязалась поставить 2 турбокомпрессорных агрегата для этих целей. Кроме того, стороны подготовили текст более широкого, рамочного договора о стратегическом партнерстве. А это значит, что по многим потенциальным подрядам от "Укргазвыдобування" объединение им. Фрунзе теперь может остаться за бортом.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!