kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Экспорт металлопродукции: Украина меняет приоритеты

18.09.09
размер текста:

Ухудшение конъюнктуры на мировых рынках металлопродукции вынудило украинские компании искать новые ниши и новые рынки. Чтобы удержаться на мировых площадках, они сделали акцент на поставках полуфабрикатов, а также пересмотрели географию экспорта.

Новые экономические условия вынуждают украинских металлопроизводителей корректировать условия работы на внешних рынках. В этом году существенно изменилась не только товарная, но и географическая структура экспорта. Прежде всего стоит отметить, что мировые рынки сейчас имеют даже большее значение для отечественной металлургии, нежели год назад. Если в 2008 г. соотношение между долями металлопродукции, которая была реализована на внутреннем рынке и на экспорт, составляло 32:68, то в текущем году доля экспорта уже превысила 83%. Вместе с тем следует отметить, что, хотя экспортная ориентация украинской металлургии со стратегической точки зрения является ключевым риском для развития отрасли, то в тактическом плане именно она разрешила смягчить следствия кризиса.

Главным фактором, который определяет присутствие украинских компаний в тех или иных сегментах рынка в этом году является себестоимость продукции. В условиях аномально разогретых цен более высокие издержки производства не оказывали давления на украинских производителей, а влияли только на прибыль отечественных компаний. Последние теряли до 30% чистой прибыли из-за повышенной энерго-, материало- и трудоемкости отечественного металлопроката.

Однако из-за формирования избытка предложения, которое наблюдается с конца прошлого года, большинство компаний для удержания доли и сохранения загрузки своих мощностей начали продавать металлопродукцию по ее себестоимости или даже в убыток. Закономерно, что остаться на рынке смогли только те компании, которые максимально минимизировали свои издержки. В данном контексте против украинских металлургов сыграл ряд фундаментальных негативных факторов, нивелировать влияние которых в краткой перспективе достаточно сложно:

1. Высокая материало-, энерго- и трудоемкость продукции из-за использования устаревших технологий, изношенности основных фондов и социальной нагрузки на предприятия. Украинские металлурги тратят почти вдвое больше энергии, чем их конкуренты. При этом ежегодно отечественная металлургия потребляет 6-7 млрд. куб. м газа, тогда как большинство мировых производителей уже давно отказались от использования этого энергоносителя, внедрив технологии пылеугольного топлива. Кроме того, потребление кокса на тонну выплавленного чугуна в Украине составляет 500-550 кг, тогда как средняя норма в мире составляет 270-300 кг.

Расход ЖРС в Украине на 20-30% превышает аналогичный показатель для развитых стран. В то же время стоит подчеркнуть, что более высокие нормы удельного расхода кокса, ЖРС и огнеупоров обусловлены не только технологическими проблемами металлургов, но и низким качеством сырья, производимого в Украине. Продуктивность выплавки стали на украинских предприятиях в измерении "выплавлено стали/занятого работника" в 2 раза меньше, чем в РФ, и в 4 меньше, нежели в Японии. Это обусловлено тем, что национальное правительство настоятельно рекомендует металлургическим компаниям сохранять социальную стабильность даже в условиях кризиса.

2. Неконтролируемый и непрогнозируемый рост цен и тарифов на услуги государственных монополий, который наблюдался в 2005-2008 гг. Прежде всего речь идет о тарифах на электроэнергию, железнодорожные перевозки, аккордные ставки портовых сборов, размер целевой надбавки к цене на газ и т.п. К этому также стоит добавить хаотические изменения ставок сборов за специальное использование недр. Не вызывает сомнения, что тарифы и налоговые платежи должны индексироваться, однако делать это надо прогнозируемо и планомерно. Украинское же правительство обычно повышает платежи минимум в полтора раза и без предупреждения.

Названные факторы обуславливают тот факт, что в сумме дополнительные издержки всех переделов выливаются в более высокую себестоимость конечной продукции. Иными словами, по мере увеличения передела украинский товар все больше проигрывает конкурентам в цене и качестве. Этот фактор привел к увеличению в структуре экспорта доли продукции с более низкой добавленной стоимостью, поскольку таковая является наиболее конкурентоспособной по цене. По итогам первого полугодия 2009 г. доля полуфабрикатов достигла 55 %, тогда как за аналогичный период в прошлом году она составляла 45 %. Как отображено на Рис 1, продукция готового проката потеряла больше в денежном выражении, нежели чугун и полуфабрикаты.


Рис. 1 Динамика экспорта по некоторым статьям украинской металлопродукции в I пол. 2008 г. и 2009 г., млн долл.
Источник: Госкомстат

По оперативным данным ГП "Держзовнишинформ", в августе в структуре украинского экспорта также преобладали полуфабрикаты. На долю квадратной заготовки пришлось 25,1% всего тоннажа, а на долю слябов – 13,7%. 19,3% от общего объема занял горячекатаный плоский прокат, 8,6% – чугун, 7,5% – арматура, 7,4% – катанка, 5,1% пришлось на долю фасонного проката (Рис. 2).

Рис. 2 Товарная структура экспорта украинской металлопродукции в августе 2009 г.
Источник: ГП "Держзовнишинформ"

При этом в динамике часть продукции с низкой долей добавленной стоимостью продолжает увеличиваться. Совокупный экспорт металлопродукции из Украины в августе снизился на 6,0% по сравнению с объемами июля – с 2 246,8 тыс. т до 2 112,5 тыс. т. Кроме того, отгрузки горячекатаного плоского проката снизились на 20,7%, арматуры – на 20,1%, холоднокатаного плоского проката – на 7,8%. А вот экспорт квадратной заготовки уменьшился только на 4,4%. В денежном выражении экспорт квадратной заготовки и вовсе увеличился на 1,1%.

Относительно географических приоритетов украинской металлопродукции стоит выделить две важные тенденции. Во-первых, Украина практически проиграла рынки Америки. Как отображено в Таб. 1, поставки металла в США практически прекратились. Колоссальное падение наблюдается в направлении Великобритании, Польши, Венгрии и Италии. К слову, именно в этих странах сосредоточены предельные мощности украинских компаний ИСД и Метинвест, поэтому уменьшение поставок может объясняться либо переориентацией европейских подразделений этих компаний на заготовку других производителей, либо существенным снижением их загрузки.

Таб. 1 Географическая структура экспорта украинской металлопродукции в январе-августе 2008 г. и 2009 г., млн долл.

Источник: Госкомстат

В то же время украинские меткомпании впервые с 2004-2005 гг. возвратились на рынки Юго-Восточной Азии. В частности, по данным ГП "Укрпромвнешэкспертиза", за январь-июнь 2009 года Украина экспортировала в Китай 970 тыс. т проката, в то время как за аналогичный период в прошлом году в Китай было экспортировано всего лишь 11 тыс. т проката. В денежном выражении поставки в Китай принесли металлургам почти четверть миллиарда долларов, что является наибольшим показателем среди всех стран. Наращивание экспорта в данном направлении стало возможным за счет увеличения ценового ресурса конкурентоспособности украинских компаний вследствие девальвации гривны, а также более низкой стоимости сырья (на 30-40 %).

В целом можно отметить, что украинские производители в последние месяцы укрепили свои позиции, поэтому стоит ожидать увеличения их доли на рынках. Это им удалось сделать благодаря:

1. Уменьшению себестоимости продукции. Если к началу кризиса себестоимость тонны заготовки составляла 585 долл., то в середине лета 2009 г. она снизилась до 250 долл. Этого отечественным металлургам удалось достичь, прежде всего, за счет снижения стоимости сырья. Так, стоимость концентрата упала с 125 долл. до 54 долл., кокса – с 376 долл. до 126 долл., металлолома – с 472 долл. до 130 долл.

2. Девальвации национальной валюты, которая создала дополнительный ресурс ценовой конкурентоспособности и очистила внутренний рынок от конкурентов. Увеличение дохода от роста стоимости американского доллара произошло за счет того, что выручка в национальной валюте выросла, тогда как расходы, деноминированные в гривне, стабилизировались.

3. "Замораживанию" и даже снижению цен на некоторые ресурсы и сопутствующие тарифы (газ, электроэнергия, услуги перевозки и др.), что стало следствием сотрудничества металлургических компаний с правительством. 24 июня 2009 г. Кабинет Министров продолжил еще на три месяца – до 1 октября 2009 г. – действие Постановления № 925 от 14 октября 2008 г. "О мероприятиях по стабилизации ситуации в горно-металлургическом и химическом комплексах страны". Данный документ внедрил льготы для металлургов. В частности, продлен мораторий на повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и электроэнергию, отменена 12% целевая надбавка при продаже газа. Также правительство пообещало оказывать содействие снижению цен на основные виды сырья для металлургического производства и сокращению до 5 дней сроков возмещения НДС для экспортеров.

Если изменения в географической структуре экспорта можно считать положительным шагом, то коррекция товарной структуры является негативной тенденцией. В то же время в столь сложных условиях главным заданием является удержание рынков, а уже после кризиса, возможно, стоит подумать о повышении конкурентоспособности продукции более высоких переделов.

Максим Соколов

 


Комментарии
комментариев: 4
11:54 | 22.12.2013
Khoyimah
Umm, are you really just giving this info out for nohngti? http://chzgwbchuxa.com [url=http://sqytqohoo.com]sqytqohoo[/url] [link=http://zjfjuybk.com]zjfjuybk[/link]
20:50 | 21.12.2013
Frida
That's way more clever than I was exnetcipg. Thanks!
20:12 | 20.12.2013
Ulan
It's a joy to find soenome who can think like that
09:25 | 19.12.2013
Cassis
Back in school, I'm doing so much legrainn.

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!