kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Экспорт металлопродукции: Украина меняет приоритеты

18.09.09
размер текста:

Ухудшение конъюнктуры на мировых рынках металлопродукции вынудило украинские компании искать новые ниши и новые рынки. Чтобы удержаться на мировых площадках, они сделали акцент на поставках полуфабрикатов, а также пересмотрели географию экспорта.

Новые экономические условия вынуждают украинских металлопроизводителей корректировать условия работы на внешних рынках. В этом году существенно изменилась не только товарная, но и географическая структура экспорта. Прежде всего стоит отметить, что мировые рынки сейчас имеют даже большее значение для отечественной металлургии, нежели год назад. Если в 2008 г. соотношение между долями металлопродукции, которая была реализована на внутреннем рынке и на экспорт, составляло 32:68, то в текущем году доля экспорта уже превысила 83%. Вместе с тем следует отметить, что, хотя экспортная ориентация украинской металлургии со стратегической точки зрения является ключевым риском для развития отрасли, то в тактическом плане именно она разрешила смягчить следствия кризиса.

Главным фактором, который определяет присутствие украинских компаний в тех или иных сегментах рынка в этом году является себестоимость продукции. В условиях аномально разогретых цен более высокие издержки производства не оказывали давления на украинских производителей, а влияли только на прибыль отечественных компаний. Последние теряли до 30% чистой прибыли из-за повышенной энерго-, материало- и трудоемкости отечественного металлопроката.

Однако из-за формирования избытка предложения, которое наблюдается с конца прошлого года, большинство компаний для удержания доли и сохранения загрузки своих мощностей начали продавать металлопродукцию по ее себестоимости или даже в убыток. Закономерно, что остаться на рынке смогли только те компании, которые максимально минимизировали свои издержки. В данном контексте против украинских металлургов сыграл ряд фундаментальных негативных факторов, нивелировать влияние которых в краткой перспективе достаточно сложно:

1. Высокая материало-, энерго- и трудоемкость продукции из-за использования устаревших технологий, изношенности основных фондов и социальной нагрузки на предприятия. Украинские металлурги тратят почти вдвое больше энергии, чем их конкуренты. При этом ежегодно отечественная металлургия потребляет 6-7 млрд. куб. м газа, тогда как большинство мировых производителей уже давно отказались от использования этого энергоносителя, внедрив технологии пылеугольного топлива. Кроме того, потребление кокса на тонну выплавленного чугуна в Украине составляет 500-550 кг, тогда как средняя норма в мире составляет 270-300 кг.

Расход ЖРС в Украине на 20-30% превышает аналогичный показатель для развитых стран. В то же время стоит подчеркнуть, что более высокие нормы удельного расхода кокса, ЖРС и огнеупоров обусловлены не только технологическими проблемами металлургов, но и низким качеством сырья, производимого в Украине. Продуктивность выплавки стали на украинских предприятиях в измерении "выплавлено стали/занятого работника" в 2 раза меньше, чем в РФ, и в 4 меньше, нежели в Японии. Это обусловлено тем, что национальное правительство настоятельно рекомендует металлургическим компаниям сохранять социальную стабильность даже в условиях кризиса.

2. Неконтролируемый и непрогнозируемый рост цен и тарифов на услуги государственных монополий, который наблюдался в 2005-2008 гг. Прежде всего речь идет о тарифах на электроэнергию, железнодорожные перевозки, аккордные ставки портовых сборов, размер целевой надбавки к цене на газ и т.п. К этому также стоит добавить хаотические изменения ставок сборов за специальное использование недр. Не вызывает сомнения, что тарифы и налоговые платежи должны индексироваться, однако делать это надо прогнозируемо и планомерно. Украинское же правительство обычно повышает платежи минимум в полтора раза и без предупреждения.

Названные факторы обуславливают тот факт, что в сумме дополнительные издержки всех переделов выливаются в более высокую себестоимость конечной продукции. Иными словами, по мере увеличения передела украинский товар все больше проигрывает конкурентам в цене и качестве. Этот фактор привел к увеличению в структуре экспорта доли продукции с более низкой добавленной стоимостью, поскольку таковая является наиболее конкурентоспособной по цене. По итогам первого полугодия 2009 г. доля полуфабрикатов достигла 55 %, тогда как за аналогичный период в прошлом году она составляла 45 %. Как отображено на Рис 1, продукция готового проката потеряла больше в денежном выражении, нежели чугун и полуфабрикаты.


Рис. 1 Динамика экспорта по некоторым статьям украинской металлопродукции в I пол. 2008 г. и 2009 г., млн долл.
Источник: Госкомстат

По оперативным данным ГП "Держзовнишинформ", в августе в структуре украинского экспорта также преобладали полуфабрикаты. На долю квадратной заготовки пришлось 25,1% всего тоннажа, а на долю слябов – 13,7%. 19,3% от общего объема занял горячекатаный плоский прокат, 8,6% – чугун, 7,5% – арматура, 7,4% – катанка, 5,1% пришлось на долю фасонного проката (Рис. 2).

Рис. 2 Товарная структура экспорта украинской металлопродукции в августе 2009 г.
Источник: ГП "Держзовнишинформ"

При этом в динамике часть продукции с низкой долей добавленной стоимостью продолжает увеличиваться. Совокупный экспорт металлопродукции из Украины в августе снизился на 6,0% по сравнению с объемами июля – с 2 246,8 тыс. т до 2 112,5 тыс. т. Кроме того, отгрузки горячекатаного плоского проката снизились на 20,7%, арматуры – на 20,1%, холоднокатаного плоского проката – на 7,8%. А вот экспорт квадратной заготовки уменьшился только на 4,4%. В денежном выражении экспорт квадратной заготовки и вовсе увеличился на 1,1%.

Относительно географических приоритетов украинской металлопродукции стоит выделить две важные тенденции. Во-первых, Украина практически проиграла рынки Америки. Как отображено в Таб. 1, поставки металла в США практически прекратились. Колоссальное падение наблюдается в направлении Великобритании, Польши, Венгрии и Италии. К слову, именно в этих странах сосредоточены предельные мощности украинских компаний ИСД и Метинвест, поэтому уменьшение поставок может объясняться либо переориентацией европейских подразделений этих компаний на заготовку других производителей, либо существенным снижением их загрузки.

Таб. 1 Географическая структура экспорта украинской металлопродукции в январе-августе 2008 г. и 2009 г., млн долл.

Источник: Госкомстат

В то же время украинские меткомпании впервые с 2004-2005 гг. возвратились на рынки Юго-Восточной Азии. В частности, по данным ГП "Укрпромвнешэкспертиза", за январь-июнь 2009 года Украина экспортировала в Китай 970 тыс. т проката, в то время как за аналогичный период в прошлом году в Китай было экспортировано всего лишь 11 тыс. т проката. В денежном выражении поставки в Китай принесли металлургам почти четверть миллиарда долларов, что является наибольшим показателем среди всех стран. Наращивание экспорта в данном направлении стало возможным за счет увеличения ценового ресурса конкурентоспособности украинских компаний вследствие девальвации гривны, а также более низкой стоимости сырья (на 30-40 %).

В целом можно отметить, что украинские производители в последние месяцы укрепили свои позиции, поэтому стоит ожидать увеличения их доли на рынках. Это им удалось сделать благодаря:

1. Уменьшению себестоимости продукции. Если к началу кризиса себестоимость тонны заготовки составляла 585 долл., то в середине лета 2009 г. она снизилась до 250 долл. Этого отечественным металлургам удалось достичь, прежде всего, за счет снижения стоимости сырья. Так, стоимость концентрата упала с 125 долл. до 54 долл., кокса – с 376 долл. до 126 долл., металлолома – с 472 долл. до 130 долл.

2. Девальвации национальной валюты, которая создала дополнительный ресурс ценовой конкурентоспособности и очистила внутренний рынок от конкурентов. Увеличение дохода от роста стоимости американского доллара произошло за счет того, что выручка в национальной валюте выросла, тогда как расходы, деноминированные в гривне, стабилизировались.

3. "Замораживанию" и даже снижению цен на некоторые ресурсы и сопутствующие тарифы (газ, электроэнергия, услуги перевозки и др.), что стало следствием сотрудничества металлургических компаний с правительством. 24 июня 2009 г. Кабинет Министров продолжил еще на три месяца – до 1 октября 2009 г. – действие Постановления № 925 от 14 октября 2008 г. "О мероприятиях по стабилизации ситуации в горно-металлургическом и химическом комплексах страны". Данный документ внедрил льготы для металлургов. В частности, продлен мораторий на повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и электроэнергию, отменена 12% целевая надбавка при продаже газа. Также правительство пообещало оказывать содействие снижению цен на основные виды сырья для металлургического производства и сокращению до 5 дней сроков возмещения НДС для экспортеров.

Если изменения в географической структуре экспорта можно считать положительным шагом, то коррекция товарной структуры является негативной тенденцией. В то же время в столь сложных условиях главным заданием является удержание рынков, а уже после кризиса, возможно, стоит подумать о повышении конкурентоспособности продукции более высоких переделов.

Максим Соколов

 


Комментарии
комментариев: 4
11:54 | 22.12.2013
Khoyimah
Umm, are you really just giving this info out for nohngti? http://chzgwbchuxa.com [url=http://sqytqohoo.com]sqytqohoo[/url] [link=http://zjfjuybk.com]zjfjuybk[/link]
20:50 | 21.12.2013
Frida
That's way more clever than I was exnetcipg. Thanks!
20:12 | 20.12.2013
Ulan
It's a joy to find soenome who can think like that
09:25 | 19.12.2013
Cassis
Back in school, I'm doing so much legrainn.

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!