kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Парадоксальный инвестор

19.01.10
размер текста:

Двукратный спад производства по итогам 2009 г. на Запорожском заводе ферросплавов стал для владельца предприятия, группы "Приват", поводом инвестировать миллионы гривен в развитие актива.

Запорожский завод ферросплавов (ЗЗФ) – одно из трех основных украинских ферросплавных предприятий, монополист Украины и СНГ в сегменте ферросилиция (47,7% украинского рынка в 2009 г.), единственный в стране производитель ферромарганца среднеуглеродистого и металлического марганца 90%. Входит в группу "Приват", которая контролирует почти всю отечественную ферросплавную отрасль. В последнее время фигурировал в новостях в контексте конфликта с "АрселорМиттал Кривой Рог" (АМКР), которому были выставлены счета за якобы не оплаченные, но поставленные ферросплавы.

Строительство было начато в 1931 г. с учетом ввода в эксплуатацию Днепровской ГЭС (ДнепроГЭС), а также наличия в регионе огромных запасов марганцевых руд Никопольского месторождения. По данным отраслевых экспертов, кроме выплавки марганцевых ферросплавов, уже тогда предусматривалась организация производства кремнистой и хромистой продукции. Через год после пуска ДнепроГЭСа, 10 октября 1933 г., две электропечи выдали первый феррохром. Сооружение цеха феррохрома в составе пяти электропечей закончилось в августе 1934 г. Параллельно шло строительство цеха ферросилиция, первая печь которого пущена в эксплуатацию в феврале 1934 г. С 1939 г. ферросплавное производство выделено из структуры меткомбината "Запорожсталь" в самостоятельный завод.

Сегодня ЗЗФ представлен четырьмя основными технологическими цехами, в состав которых входит 29 электродуговых печей суммарной установленной мощностью 450,7 МВт. Среднегодовая мощность предприятия в докризисные годы составляла 520 тыс. т ферросплавов, в том числе 85% – марганцевые сплавы, 15% – кремнистые. Основная продукция – ферромарганец, ферросиликомарганец, металлический марганец, ферросилиций.

В контексте рынка

Специалисты центра "Укрпромзовнишекспертиза" считают, что по результатам 2009 г. завод сократил производство в целом на 48-50%, до немногим более 200 тыс. т. Причем больше всего упал выпуск силикомарганца – здесь снижение явно превысит 50%, а производственный итог едва перевалит за 100 тыс. т. Тогда как уменьшение производства ферросилиция и ферромарганца вряд ли будет больше тех же 50%. А в выпуске марганца металлического и вовсе по годовым результатам ожидается рост на 55-60%, до уровня 15 тыс. т.

В Украинской ассоциации производителей ферросплавов (УкрФА) сообщают, что в 2008 г. ЗЗФ также снизил производство основной продукции на 21,4%, до 386,2 тыс. т. В том числе силикомарганца было выпущено меньше на 29,9% (227,1 тыс. т), металлического марганца – на 23% (8700 т), ферросилиция (в пересчете на 45%) – на 14,5% (60,4 тыс. т). Зато был отмечен прирост по ферромарганцу, хоть и только на 5,5% (до 90 тыс. т). Подобные итоги-2008 объясняются сочетанием начала кризиса с активными продажами в докризисный период.

К слову, на внутренний рынок предприятие традиционно поставляет лишь 30-35% товара, остальное уходит в страны СНГ, ЕС, Азии и Африки. И нет сомнений, что основные бенефициары "Привата" сделали предприятие главным "тараном" в агрессии на украинском рынке. Это было хорошо заметно осенью-2009, когда холдинг Игоря Коломойского пошел во внезапную мощную атаку на АМКР. Впрочем, аналитики обращают внимание на обратную сторону подобных атак: на внутреннем рынке растет доля импорта. В центре "Держзовнишинформ" подтверждают: в 2009 г. импорт ферросплавной продукции в Украину относительно предыдущего года увеличился в 5 раз, заметно превысив 100 тыс. т (свыше 1/3 внутреннего рынка). Тогда как в 2008 г. это было лишь 21,28 тыс. т или менее 5% внутреннего потребления. И подобный резкий рост импортных поставок связан, прежде всего, с агрессивной, почти рейдерской политикой "Привата" на рынке, полагают эксперты.

Что касается сырьевой базы завода, то это – качественная руда из Ганы, Бразилии, Австралии, России и Польши, уточняют в УкрФА.

Важные подробности

Отметим, что сильное сокращение производства в ушедшем году не мешает "коломойцам" строить грандиозные планы развития ЗЗФ в 2010 г. По информации председателя правления предприятия Павла Кравченко, одни только инвестиции в производство в наступившем году должны составить порядка 125 млн грн. В частности, предполагается реконструкция двух печей (№№ 9, 10) с переводом на постоянный ток, продолжится развитие дробильно-сортировочного оборудования с прицелом на 100% фракционирование и учет готовой продукции. Также будет модернизировано весовое хозяйство в плавильных цехах, построена транспортерная линия подачи шихтовых материалов в цехе №1. Предусмотрено и внедрение переработки шлаков с утилизацией тепла.

Если немного подробнее, то будет вестись работа над первой очередью реконструкции плавильного цеха № 4, который был введен в строй в середине 60 гг. и имеет восемь рудовосстановительных печей большой мощности. Первая очередь проекта включает строительство новых газоочисток для печей №№ 33 и 34, реконструкцию существующих мокрых газоочисток для фильтрации ферросплавных газов, а также монтаж общего коллектора для подключения восьми печей к блоку газоочисток. Первую очередь реконструкции намечено завершить до 1 января 2011 г.

Вторая очередь, по словам П.Кравченко, будет включать реконструкцию печей с переводом в открытый режим, строительство газоочисток с высокоэффективными рукавными фильтрами специальной конструкции, строительство системы утилизации тепла. По расчетам специалистов, применение современного газоочистного оборудования позволит снизить валовые вредные выбросы в атмосферу на 649 т/год, до минимального уровня в 1 т/год. Показатель выбросов пыли будет снижен с 90 до 12 мг/куб. м, то есть более чем в 4 раза ниже норматива, составляющего 50 мг/куб. м. Выбросы марганца и его соединений снизятся с 70 до 4 мг/куб. м, что также ниже нормы (5 мг/куб. м). Наконец, реконструкция цеха позволит увеличить производительность печей, а изменение конструкции – сократить затраты на электроэнергию.

Что характерно, в начале 2008 г. на ЗЗФ собирались вложить в развитие в период до 2011 г. не менее 700 млн грн. Как можно заметить, реальные цифры в наступившем году составляют намного меньшую сумму. Тем не менее "Приват" явно не забывает о перспективах своего базового ферросплавного актива, который к тому же стал инструментом агрессивной политики группы на отечественных рынках промышленной продукции.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 2
15:17 | 21.01.2010
металлик днепропетровья
как по мне, там были разные обвинения, и это было, в неоплате
15:13 | 20.01.2010
Ужос
"счета за якобы не оплаченные, но поставленные ферросплавы. "

Максим, поставка ферросплавов на АМКР не осуществлалась. Суть конфликта вертелась вокруг отказа АМКР закупать продукцию ЗЗФ по заранее утвержденной цене, а не о нарушении оплаты. Не пишите, глупость!

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!