kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Парадоксальный инвестор

19.01.10
размер текста:

Двукратный спад производства по итогам 2009 г. на Запорожском заводе ферросплавов стал для владельца предприятия, группы "Приват", поводом инвестировать миллионы гривен в развитие актива.

Запорожский завод ферросплавов (ЗЗФ) – одно из трех основных украинских ферросплавных предприятий, монополист Украины и СНГ в сегменте ферросилиция (47,7% украинского рынка в 2009 г.), единственный в стране производитель ферромарганца среднеуглеродистого и металлического марганца 90%. Входит в группу "Приват", которая контролирует почти всю отечественную ферросплавную отрасль. В последнее время фигурировал в новостях в контексте конфликта с "АрселорМиттал Кривой Рог" (АМКР), которому были выставлены счета за якобы не оплаченные, но поставленные ферросплавы.

Строительство было начато в 1931 г. с учетом ввода в эксплуатацию Днепровской ГЭС (ДнепроГЭС), а также наличия в регионе огромных запасов марганцевых руд Никопольского месторождения. По данным отраслевых экспертов, кроме выплавки марганцевых ферросплавов, уже тогда предусматривалась организация производства кремнистой и хромистой продукции. Через год после пуска ДнепроГЭСа, 10 октября 1933 г., две электропечи выдали первый феррохром. Сооружение цеха феррохрома в составе пяти электропечей закончилось в августе 1934 г. Параллельно шло строительство цеха ферросилиция, первая печь которого пущена в эксплуатацию в феврале 1934 г. С 1939 г. ферросплавное производство выделено из структуры меткомбината "Запорожсталь" в самостоятельный завод.

Сегодня ЗЗФ представлен четырьмя основными технологическими цехами, в состав которых входит 29 электродуговых печей суммарной установленной мощностью 450,7 МВт. Среднегодовая мощность предприятия в докризисные годы составляла 520 тыс. т ферросплавов, в том числе 85% – марганцевые сплавы, 15% – кремнистые. Основная продукция – ферромарганец, ферросиликомарганец, металлический марганец, ферросилиций.

В контексте рынка

Специалисты центра "Укрпромзовнишекспертиза" считают, что по результатам 2009 г. завод сократил производство в целом на 48-50%, до немногим более 200 тыс. т. Причем больше всего упал выпуск силикомарганца – здесь снижение явно превысит 50%, а производственный итог едва перевалит за 100 тыс. т. Тогда как уменьшение производства ферросилиция и ферромарганца вряд ли будет больше тех же 50%. А в выпуске марганца металлического и вовсе по годовым результатам ожидается рост на 55-60%, до уровня 15 тыс. т.

В Украинской ассоциации производителей ферросплавов (УкрФА) сообщают, что в 2008 г. ЗЗФ также снизил производство основной продукции на 21,4%, до 386,2 тыс. т. В том числе силикомарганца было выпущено меньше на 29,9% (227,1 тыс. т), металлического марганца – на 23% (8700 т), ферросилиция (в пересчете на 45%) – на 14,5% (60,4 тыс. т). Зато был отмечен прирост по ферромарганцу, хоть и только на 5,5% (до 90 тыс. т). Подобные итоги-2008 объясняются сочетанием начала кризиса с активными продажами в докризисный период.

К слову, на внутренний рынок предприятие традиционно поставляет лишь 30-35% товара, остальное уходит в страны СНГ, ЕС, Азии и Африки. И нет сомнений, что основные бенефициары "Привата" сделали предприятие главным "тараном" в агрессии на украинском рынке. Это было хорошо заметно осенью-2009, когда холдинг Игоря Коломойского пошел во внезапную мощную атаку на АМКР. Впрочем, аналитики обращают внимание на обратную сторону подобных атак: на внутреннем рынке растет доля импорта. В центре "Держзовнишинформ" подтверждают: в 2009 г. импорт ферросплавной продукции в Украину относительно предыдущего года увеличился в 5 раз, заметно превысив 100 тыс. т (свыше 1/3 внутреннего рынка). Тогда как в 2008 г. это было лишь 21,28 тыс. т или менее 5% внутреннего потребления. И подобный резкий рост импортных поставок связан, прежде всего, с агрессивной, почти рейдерской политикой "Привата" на рынке, полагают эксперты.

Что касается сырьевой базы завода, то это – качественная руда из Ганы, Бразилии, Австралии, России и Польши, уточняют в УкрФА.

Важные подробности

Отметим, что сильное сокращение производства в ушедшем году не мешает "коломойцам" строить грандиозные планы развития ЗЗФ в 2010 г. По информации председателя правления предприятия Павла Кравченко, одни только инвестиции в производство в наступившем году должны составить порядка 125 млн грн. В частности, предполагается реконструкция двух печей (№№ 9, 10) с переводом на постоянный ток, продолжится развитие дробильно-сортировочного оборудования с прицелом на 100% фракционирование и учет готовой продукции. Также будет модернизировано весовое хозяйство в плавильных цехах, построена транспортерная линия подачи шихтовых материалов в цехе №1. Предусмотрено и внедрение переработки шлаков с утилизацией тепла.

Если немного подробнее, то будет вестись работа над первой очередью реконструкции плавильного цеха № 4, который был введен в строй в середине 60 гг. и имеет восемь рудовосстановительных печей большой мощности. Первая очередь проекта включает строительство новых газоочисток для печей №№ 33 и 34, реконструкцию существующих мокрых газоочисток для фильтрации ферросплавных газов, а также монтаж общего коллектора для подключения восьми печей к блоку газоочисток. Первую очередь реконструкции намечено завершить до 1 января 2011 г.

Вторая очередь, по словам П.Кравченко, будет включать реконструкцию печей с переводом в открытый режим, строительство газоочисток с высокоэффективными рукавными фильтрами специальной конструкции, строительство системы утилизации тепла. По расчетам специалистов, применение современного газоочистного оборудования позволит снизить валовые вредные выбросы в атмосферу на 649 т/год, до минимального уровня в 1 т/год. Показатель выбросов пыли будет снижен с 90 до 12 мг/куб. м, то есть более чем в 4 раза ниже норматива, составляющего 50 мг/куб. м. Выбросы марганца и его соединений снизятся с 70 до 4 мг/куб. м, что также ниже нормы (5 мг/куб. м). Наконец, реконструкция цеха позволит увеличить производительность печей, а изменение конструкции – сократить затраты на электроэнергию.

Что характерно, в начале 2008 г. на ЗЗФ собирались вложить в развитие в период до 2011 г. не менее 700 млн грн. Как можно заметить, реальные цифры в наступившем году составляют намного меньшую сумму. Тем не менее "Приват" явно не забывает о перспективах своего базового ферросплавного актива, который к тому же стал инструментом агрессивной политики группы на отечественных рынках промышленной продукции.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 2
15:17 | 21.01.2010
металлик днепропетровья
как по мне, там были разные обвинения, и это было, в неоплате
15:13 | 20.01.2010
Ужос
"счета за якобы не оплаченные, но поставленные ферросплавы. "

Максим, поставка ферросплавов на АМКР не осуществлалась. Суть конфликта вертелась вокруг отказа АМКР закупать продукцию ЗЗФ по заранее утвержденной цене, а не о нарушении оплаты. Не пишите, глупость!

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!