kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Б. Данилишин: "Металлурги должны повышать качество продукции"

15.12.09
размер текста:

От деятельности Министерства экономики зависит не только формирование правил игры для бизнеса внутри страны, но и во многом внешнеторговые возможности украинских компаний на зарубежных рынках. Министр экономики Богдан Данилишин – один из немногих членов правительства, с которым встречаются эмиры, президенты и премьер-министры во время его зарубежных визитов. В связи с этим "МинПром" попросил главу ведомства ответить на ряд вопросов, актуальных сегодня, прежде всего, для металлургического сектора.

- Богдан Михайлович, как известно, Минпромполитики разработало проект закона, который предусматривает предоставление предприятиям ГМК существенных льгот для модернизации производства и внедрения энергоэффективных технологий. Поддерживаете ли Вы эту инициативу?


- Этот законопроект называется "О повышении конкурентоспособности предприятий горно-металлургического и химического комплексов". В настоящее время он находится на отработке в Минэкономики. Как следует из названия, цель законопроекта – повысить конкурентоспособность украинского ГМК. Для этого в перспективе должна быть оптимизирована структура металлургического комплекса, прежде всего, за счет увеличения доли конкурентоспособных мощностей на всех переделах, а также углубления степени переработки.

Достичь этого планируется посредством внесения изменений в действующие законы "Об охране окружающей природной среды", "Об экологическом аудите", "Об энергосбережении", "О налогообложении прибыли предприятий" путем освобождения предприятий ГМК и химического комплекса от уплаты соответствующих налогов и сборов. Таким образом, предлагается аккумулировать необходимые для модернизации средства.

Учитывая, что изношенность производственных мощностей в ГМК составляет 60-70%, что свыше 80% мартеновских и доменных печей и свыше 90% прокатных станов в Украине работают со сверхнормативным сроком эксплуатации, Минэкономики поддерживает принятие этого закона, который позволит изменить ситуацию в отрасли.

У нас есть замечания в части предоставления металлургическим предприятиям льгот по уплате налога на прибыль, а именно права включать расходы на модернизацию действующих основных фондов в валовые затраты. Это будет лишь стимулировать к проведению ремонтных работ, позволяя поддерживать в рабочем состоянии устаревшее оборудование. Это не дает стимулов для ускоренного переоснащения производства, в том числе за счет внедрения энергоэффективных технологий. Вместе с тем закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины для содействия производству и использованию биотоплива", вступающий в силу с 1 января 2010 года, способствует инвестированию в обновление производственных мощностей предприятий. Он предусматривает особый механизм амортизации нового оборудования и компенсации стоимости основных фондов предприятий, деятельность которых связана с внедрением энергосберегающих технологий. В том числе и предприятий ГМК.

- Для снижения зависимости от экспортной конъюнктуры Минэкономики разработало госпрограмму стимулирования внутреннего спроса, в том числе на металлопродукцию. За счет каких мер предполагается ее осуществить?

- Одним из мероприятий увеличения потребления металлопродукции на внутреннем рынке является обновление подвижного состава "Укрзализныци", учитывая, что его износ, а также износ инфраструктуры железнодорожного транспорта превышает 80%. Это в 1,8 раза больше, чем уровень, допустимый мировой практикой.

Также предусматривается стимулирование производства импортозамещающей металлопродукции через механизм инновационных проектов, увеличение объемов жилищного строительства через привлечение средств населения, что также позволит увеличить потребление металлопродукции строительного сортамента.

Но при этом металлургические предприятия также должны повышать уровень качества своей продукции, чтобы она была конкурентна по сравнению с зарубежными аналогами. Например, соответствующего качества лист, необходимый для производства холодильников, в Украине сегодня не выпускается.

- В связи с тем, что Минэкономики в декабре начало антидемпинговое расследование в отношении импорта российских минеральных удобрений, каковы перспективы снятия ограничений на экспорт в РФ украинской трубной продукции?

- Минэкономики принимает меры для либерализации условий доступа украинских товаров на рынки тех стран, где на них введены ограничения. Сейчас мы участвуем в 20 специальных и антидемпинговых расследованиях, которые проводят в отношении нашей продукции Китай, Российская Федерация, Канада, страны Персидского залива, Пакистан, Казахстан и Киргизия. С российской стороной у нас продолжается переговорный процесс относительно условий поставки в 2010 году отдельных позиций трубного проката.

- Насколько далеко продвинулись к настоящему моменту переговоры с Евросоюзом о зоне свободной торговли (ЗСТ)? Когда соглашение о ЗСТ может быть заключено с ЕС, а также есть ли перспективы заключения такого соглашения с Канадой, США, другими странами?

- Сейчас представители Евросоюза и Украины перешли к определению четких условий доступа на соответствующие рынки. Уже проведено восемь раундов переговоров, сейчас продолжается девятый. Учитывая имеющийся международный опыт и существующую практику, стороны установили ориентировочные временные рамки переговоров в два-три года. Приближаются к финальной стадии переговоры о заключении договора о свободной торговле с Европейской ассоциацией свободной торговли, в состав которой входят Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн. Эти переговоры ведутся, начиная с апреля нынешнего года. Уже проведено три раунда.

С канадской стороной достигнута договоренность о подписании договора по ЗСТ в максимально сжатые сроки. В конце ноября в Оттаве состоялся первый раунд двусторонних консультаций, его итоги я оцениваю как результативные.

С США мы не ведем переговоров о ЗСТ. Ведутся переговоры о либерализации торговли с Турцией и Сингапуром. Кроме того, сейчас министерством изучается возможность заключения соответствующих договоров с Сербией, Сирией, Израилем, Мексикой, Алжиром, странами Персидского залива.

- Вы буквально на днях вернулись из рабочей поездки в Марокко. Будет ли Украина участвовать в модернизации горно-шахтного оборудования в этой стране?

- На переговорах, в которых участвовало восемь министров марокканского правительства, была достигнута договоренность, что украинские компании получат возможность участия в соответствующих тендерах. Местные власти обещали этому способствовать. Обсуждались вопросы поставок марокканских фосфоритов в Украину. Мы высказали пожелание о начале переговоров о зоне свободной торговли между Украиной и Марокко. У меня была встреча с Премьер-министром Королевства Марокко Аббасом Ель Фасси, который является лидером правящей консервативной партии "Истиклаль" ("Независимость").

- В 2009 году прошел ряд правительственных визитов на высшем уровне в страны Юго-Восточной Азии: Японию, Южную Корею, Китай. Могут ли там в ближайшее время открыться новые возможности для сбыта украинской металлургической и химической продукции?

- Не следует забывать, что экономика этих стран является ориентированной на экспорт. Это связано с их политикой минимизации ввоза товаров, которые можно производить на территории страны с одновременным импортом сырьевых ресурсов. Сегодня Китай – мировой лидер по производству стали. А его территориальная близость к Японии и Южной Корее создает благоприятные условия для захвата КНР металлургических рынков в этих странах. Поэтому основной составляющей в этом сегменте для Украины все-таки являются поставки в Китай железорудного сырья.

Также отмечу, что украинский металл, включая ферросплавы, необработанный алюминий, титановую продукцию, сегодня присутствуют на рынках этих стран. Хотя, возможно, и не в таких объемах, как хотелось бы, что обусловлено рядом субъективных причин. Тем не менее я уверен, что он и дальше будет пользоваться спросом. Но наибольшие шансы для выхода на рынки Юго-Восточной Азии имеют компании, владеющие передовыми современными технологиями.

- Ряд стран Евросоюза объявил о выходе из рецессии. Может ли рецессия в Украине завершиться в 2010 году? И насколько велика вероятность второй волны кризиса?

- Сейчас мировая экономика начинает выходить из фазы рецессии благодаря мерам по финансовой и макроэкономической стабилизации, которые применяются правительствами большинства стран мира.

В тоже время рано говорить, что мировой кризис завершился. Мы видим, что восстановление мировой экономики в разных регионах происходит медленно и неравномерно, поскольку работа финансовых систем возобновилась не полностью, а их положение не является устойчивым. Этот тезис косвенно подтверждает и последние события вокруг банкротства инвесткомпании World Dubai. Но это скорее локальный кризис, чем мировой.

- Может ли он сказаться на динамике поставок украинской металлопродукции на Ближний Восток и, в частности, в ОАЭ?


- Думаю, что нет. Вообще на отечественную экономику большее влияние оказывают тенденции на мировых товарных рынках, чем события, связанные с деятельностью локальных финансовых учреждений.

Беседовал Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!