kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Б. Данилишин: "Металлурги должны повышать качество продукции"

15.12.09
размер текста:

От деятельности Министерства экономики зависит не только формирование правил игры для бизнеса внутри страны, но и во многом внешнеторговые возможности украинских компаний на зарубежных рынках. Министр экономики Богдан Данилишин – один из немногих членов правительства, с которым встречаются эмиры, президенты и премьер-министры во время его зарубежных визитов. В связи с этим "МинПром" попросил главу ведомства ответить на ряд вопросов, актуальных сегодня, прежде всего, для металлургического сектора.

- Богдан Михайлович, как известно, Минпромполитики разработало проект закона, который предусматривает предоставление предприятиям ГМК существенных льгот для модернизации производства и внедрения энергоэффективных технологий. Поддерживаете ли Вы эту инициативу?


- Этот законопроект называется "О повышении конкурентоспособности предприятий горно-металлургического и химического комплексов". В настоящее время он находится на отработке в Минэкономики. Как следует из названия, цель законопроекта – повысить конкурентоспособность украинского ГМК. Для этого в перспективе должна быть оптимизирована структура металлургического комплекса, прежде всего, за счет увеличения доли конкурентоспособных мощностей на всех переделах, а также углубления степени переработки.

Достичь этого планируется посредством внесения изменений в действующие законы "Об охране окружающей природной среды", "Об экологическом аудите", "Об энергосбережении", "О налогообложении прибыли предприятий" путем освобождения предприятий ГМК и химического комплекса от уплаты соответствующих налогов и сборов. Таким образом, предлагается аккумулировать необходимые для модернизации средства.

Учитывая, что изношенность производственных мощностей в ГМК составляет 60-70%, что свыше 80% мартеновских и доменных печей и свыше 90% прокатных станов в Украине работают со сверхнормативным сроком эксплуатации, Минэкономики поддерживает принятие этого закона, который позволит изменить ситуацию в отрасли.

У нас есть замечания в части предоставления металлургическим предприятиям льгот по уплате налога на прибыль, а именно права включать расходы на модернизацию действующих основных фондов в валовые затраты. Это будет лишь стимулировать к проведению ремонтных работ, позволяя поддерживать в рабочем состоянии устаревшее оборудование. Это не дает стимулов для ускоренного переоснащения производства, в том числе за счет внедрения энергоэффективных технологий. Вместе с тем закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины для содействия производству и использованию биотоплива", вступающий в силу с 1 января 2010 года, способствует инвестированию в обновление производственных мощностей предприятий. Он предусматривает особый механизм амортизации нового оборудования и компенсации стоимости основных фондов предприятий, деятельность которых связана с внедрением энергосберегающих технологий. В том числе и предприятий ГМК.

- Для снижения зависимости от экспортной конъюнктуры Минэкономики разработало госпрограмму стимулирования внутреннего спроса, в том числе на металлопродукцию. За счет каких мер предполагается ее осуществить?

- Одним из мероприятий увеличения потребления металлопродукции на внутреннем рынке является обновление подвижного состава "Укрзализныци", учитывая, что его износ, а также износ инфраструктуры железнодорожного транспорта превышает 80%. Это в 1,8 раза больше, чем уровень, допустимый мировой практикой.

Также предусматривается стимулирование производства импортозамещающей металлопродукции через механизм инновационных проектов, увеличение объемов жилищного строительства через привлечение средств населения, что также позволит увеличить потребление металлопродукции строительного сортамента.

Но при этом металлургические предприятия также должны повышать уровень качества своей продукции, чтобы она была конкурентна по сравнению с зарубежными аналогами. Например, соответствующего качества лист, необходимый для производства холодильников, в Украине сегодня не выпускается.

- В связи с тем, что Минэкономики в декабре начало антидемпинговое расследование в отношении импорта российских минеральных удобрений, каковы перспективы снятия ограничений на экспорт в РФ украинской трубной продукции?

- Минэкономики принимает меры для либерализации условий доступа украинских товаров на рынки тех стран, где на них введены ограничения. Сейчас мы участвуем в 20 специальных и антидемпинговых расследованиях, которые проводят в отношении нашей продукции Китай, Российская Федерация, Канада, страны Персидского залива, Пакистан, Казахстан и Киргизия. С российской стороной у нас продолжается переговорный процесс относительно условий поставки в 2010 году отдельных позиций трубного проката.

- Насколько далеко продвинулись к настоящему моменту переговоры с Евросоюзом о зоне свободной торговли (ЗСТ)? Когда соглашение о ЗСТ может быть заключено с ЕС, а также есть ли перспективы заключения такого соглашения с Канадой, США, другими странами?

- Сейчас представители Евросоюза и Украины перешли к определению четких условий доступа на соответствующие рынки. Уже проведено восемь раундов переговоров, сейчас продолжается девятый. Учитывая имеющийся международный опыт и существующую практику, стороны установили ориентировочные временные рамки переговоров в два-три года. Приближаются к финальной стадии переговоры о заключении договора о свободной торговле с Европейской ассоциацией свободной торговли, в состав которой входят Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн. Эти переговоры ведутся, начиная с апреля нынешнего года. Уже проведено три раунда.

С канадской стороной достигнута договоренность о подписании договора по ЗСТ в максимально сжатые сроки. В конце ноября в Оттаве состоялся первый раунд двусторонних консультаций, его итоги я оцениваю как результативные.

С США мы не ведем переговоров о ЗСТ. Ведутся переговоры о либерализации торговли с Турцией и Сингапуром. Кроме того, сейчас министерством изучается возможность заключения соответствующих договоров с Сербией, Сирией, Израилем, Мексикой, Алжиром, странами Персидского залива.

- Вы буквально на днях вернулись из рабочей поездки в Марокко. Будет ли Украина участвовать в модернизации горно-шахтного оборудования в этой стране?

- На переговорах, в которых участвовало восемь министров марокканского правительства, была достигнута договоренность, что украинские компании получат возможность участия в соответствующих тендерах. Местные власти обещали этому способствовать. Обсуждались вопросы поставок марокканских фосфоритов в Украину. Мы высказали пожелание о начале переговоров о зоне свободной торговли между Украиной и Марокко. У меня была встреча с Премьер-министром Королевства Марокко Аббасом Ель Фасси, который является лидером правящей консервативной партии "Истиклаль" ("Независимость").

- В 2009 году прошел ряд правительственных визитов на высшем уровне в страны Юго-Восточной Азии: Японию, Южную Корею, Китай. Могут ли там в ближайшее время открыться новые возможности для сбыта украинской металлургической и химической продукции?

- Не следует забывать, что экономика этих стран является ориентированной на экспорт. Это связано с их политикой минимизации ввоза товаров, которые можно производить на территории страны с одновременным импортом сырьевых ресурсов. Сегодня Китай – мировой лидер по производству стали. А его территориальная близость к Японии и Южной Корее создает благоприятные условия для захвата КНР металлургических рынков в этих странах. Поэтому основной составляющей в этом сегменте для Украины все-таки являются поставки в Китай железорудного сырья.

Также отмечу, что украинский металл, включая ферросплавы, необработанный алюминий, титановую продукцию, сегодня присутствуют на рынках этих стран. Хотя, возможно, и не в таких объемах, как хотелось бы, что обусловлено рядом субъективных причин. Тем не менее я уверен, что он и дальше будет пользоваться спросом. Но наибольшие шансы для выхода на рынки Юго-Восточной Азии имеют компании, владеющие передовыми современными технологиями.

- Ряд стран Евросоюза объявил о выходе из рецессии. Может ли рецессия в Украине завершиться в 2010 году? И насколько велика вероятность второй волны кризиса?

- Сейчас мировая экономика начинает выходить из фазы рецессии благодаря мерам по финансовой и макроэкономической стабилизации, которые применяются правительствами большинства стран мира.

В тоже время рано говорить, что мировой кризис завершился. Мы видим, что восстановление мировой экономики в разных регионах происходит медленно и неравномерно, поскольку работа финансовых систем возобновилась не полностью, а их положение не является устойчивым. Этот тезис косвенно подтверждает и последние события вокруг банкротства инвесткомпании World Dubai. Но это скорее локальный кризис, чем мировой.

- Может ли он сказаться на динамике поставок украинской металлопродукции на Ближний Восток и, в частности, в ОАЭ?


- Думаю, что нет. Вообще на отечественную экономику большее влияние оказывают тенденции на мировых товарных рынках, чем события, связанные с деятельностью локальных финансовых учреждений.

Беседовал Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!