kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Жеваго уходит из ГМК?

03.12.08
размер текста:

Выстраиваемая на протяжении последних лет самым молодым отечественным олигархом Константином Жеваго вертикально-интегрированная горно-металлургическая ФПГ буквально разваливается по частям. С момента начала кризиса на рынке металлопродукции, украинский бизнесмен уменьшил свое влияние в Ferrexpo, потерял свой крупнейший металлургический актив – болгарский меткомбинат «Кремиковцы», а намеченное строительство двух новых электрометаллургических заводов оказалось в подвешенном состоянии. Не смотря на то, что публично К.Жеваго все еще оптимистично оценивает свои шансы на создание полноценной компании в ГМК, в случае усугубления кризиса, оптимальным вариантом развития бизнеса в данном сегменте будет его продажа.

Финансовой основой выстраиваемой К.Жеваго ФПГ является компания Ferrexpo, контролирующая Полтавский ГОК, который ежегодно выпускает около 8 млн тонн окатышей. Львиная доля производимой ГОКом продукции экспортируется. Производство окатышей на комбинате всегда сдерживалось дефицитом концентрата, поэтому бизнесмен прикупил относительно небольшое желтоводское предприятие «Восток Руда», где начал добычу руды. Кроме того, в качестве одного из ключевых проектов бизнесмена заявлено освоение Еристовского железорудного месторождения, на базе которого планировалось создать еще один ГОК. Инвестиции в сырьевой сегмент для К.Жеваго всегда были приоритетными. В соответствии со стратегией развития, Ferrexpo в течение 10 лет планировала привлечь около $4 млрд инвестиций, благодаря чему совокупное производство окатышей должно было возрасти до 32 млн тонн в год.

Но для построения полноценной вертикально-интегрированной компании в ГМК К.Жеваго всегда не доставало сталеплавильных мощностей, в идеале потребляющих окатыши Полтавского ГОКа. Поскольку к моменту финансового созревания принадлежащей ему ФПГ «Финансы и кредит» все привлекательные металлургические активы в Украине уже были поделены, то выйти на рынок готовой металлопродукции К.Жеваго мог либо приобретая производственные активы за границей, либо посредством строительства нового завода «с нуля». Бизнесмен пытался развивать оба эти направления параллельно.

В начале 2008 г., он приобрел в Дании электросталеплавильный завод Vorsklasteel Danmark с годовой мощностью 400 тыс. тонн товарной заготовки. Но данная сделка не совсем вписывалась в концепцию создания вертикально-интегрированной компании, поскольку объемы потребления заводом ЖРС незначительны, а поставлять его с Полтавского ГОКа не особо выгодно в силу существенных транспортных издержек. По всей видимости, К.Жеваго купил это предприятие просто потому, что оно было одним из немногих, которые на тот момент продавались.

Более весомым приобретением К.Жеваго стал болгарский меткомбинат «Кремиковцы», над которым в конце лета текущего года бизнесмену удалось установить оперативный контроль. Его компания Vorskla Steel Bulgaria подписала с комбинатом толлинговое сообщение. Договор предусматривал оплату инвестором долгов компании, а также обеспечение его сырьем. Толлинговое соглашение должно было действовать 3 года, после чего Жеваго получал полные права собственности на болгарское предприятие.

В конце октября текущего года Vorskla Steel Bulgaria неожиданно объявило о приостановлении действия соглашения и прекратило поставки сырья на «Кремиковцы». Данное решение было аргументировано постоянным саботажем со стороны сотрудников предприятия, воровством продукции, ухудшением рыночной конъюнктуры, а также несогласованностью действий кредиторов, государства, управляющих и профсоюзов. В то же время, представители Vorskla Steel Bulgaria заявили, что готовы рассматривать возобновление инвестиций в меткомбинат, но исключительно на условиях полного управленческого контроля над предприятием. Однако болгарское правительство не пошло на диалог, и начало поиски нового инвестора для возрождения предприятия.

Кроме покупки действующих предприятий, К.Жеваго активно пытался построить сразу два новых завода. Еще в 2006 г. он заявил о начале разработки ТЭО проекта строительства электрометаллургического завода на основе технологии прямого восстановления железа с использованием природного газа «Ворскласталь» в Полтавской области. Его заявленная мощность – 3,4 млн тонн слябов в год, а предварительная сумма необходимых инвестиций – 1,5 млрд долл. Кроме того, Жеваго планировал запустить сталепрокатный завод мощностью 3 млн тонн в год в городе Фенешлитке (Венгрия). Венгерское предприятие должно было стать высшим переделом, потребляя полуфабрикаты полтавского завода. Данный проект позволял закончить вертикальную интеграцию компании.

На фоне заоблачных цен на полуфабрикаты, спровоцированного опережающим развитием передельной металлургии, такая идея действительно выглядела весьма привлекательной. Однако в условиях кризиса финансового и реального секторов экономики украинский бизнесмен столкнулся с целым рядом проблем экономического характера.

За последние три месяца заготовка упала в цене с 1200 долл за тонну до 300 долл. за тонну, то есть в 4 раза. На данный момент, даже самые современные меткомбинаты, которые сумели максимально оптимизировать свои расходы, работают на уровне рентабельности не превышающей 8-10%. Если исходить из вышеприведенных производственных параметров проекта завода в Полтавской области, то с таким показателем рентабельности он окупиться в лучшем случае через 16-18 лет. А ведь проект финансируется преимущественно за счет заемных средств (основной кредитор – банк JP Morgan). При нынешней рентабельности производства ЖРС и металлопродукции, К.Жеваго вряд ли сможет своевременно осуществлять все платежи по кредиту. Кроме всего прочего, с указанным кредитом уже возникли проблемы, поскольку вместе с ценами на металл продолжают падать и цены на ЖРС, и подешевевшие в разы акции Ferrexpo, которые бизнесмен оставил в качестве залога, уже не являются для банка твердой гарантией.

Все вышеперечисленное существенно сужает источники собственных средств К.Жеваго и затрудняет доступ к заемным. К тому же, он недавно продал крупнейшему производителю коксующегося угля в Центральной Европе компании New World Resources блокпакет акций Ferrexpo, что значительно уменьшит сумму причитающихся ему дивидендов. При этом, прибегнув к IPO, К. Жеваго еще и лишил себя возможности устанавливать инсайдерские цены на сырье, что в определенной степени давало бы ему ресурс для укрепления конкурентоспособности продукции.

Судя по всему не случайно несколько дней назад заместитель председателя Полтавской облгосадминистрации Сергей Ясинский сообщил, что предприятие «Ворскласталь» приостановило строительство нового электрометаллургического комбината. «До конца текущего года строительство заморозили. На сколько - неизвестно, так как это все исключительно кредитные деньги. Финансовые учреждения не могут дать такие кредиты, а обслуживание процентных ставок экономически невыгодно. Поэтому строительство заморожено до лучших времен», - сообщил чиновник.

На следующий же день пресс-служба «Ворскластали» опровергла данную информацию, тем не менее, сообщив, что темпы строительства завода отстают от запланированных. С их же слов, переговоры с основными поставщиками оборудования будущего завода (компаниями Voestalpine и Siemens) на данный момент все еще не завершены. Очевидно, что К.Жеваго и его менеджмент пока что верят в данный проект, и четырехмесячное падение цен на металл и ЖРС не навеяло на них особую панику. Однако существуют серьезные негативные предпосылки для того, чтобы, по меньшей мере, пересмотреть целесообразность идеи по выстраиванию вертикально-интегрированной компании в ГМК.

Но, судя по всему, К.Жеваго не собирается без боя расстаться со своей давней мечтой. Однако глобальный кризис, похоже, сломал всю его стратегию. Именно из-за его последствий бизнесмену пришлось продать блокпакет акций Ferrexpo и отказаться от «Кремиковцев». Возможно, освободившиеся ресурсы, предназначались для продолжения строительства новых заводов, однако экономическая конъюнктура делает эти инвестиции крайне рисковыми. В случае дальнейшего ухудшения рыночной ситуации, проекты К.Жеваго попросту потеряют целесообразность, и единственным выходом для него будет распродажа оставшихся активов.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!