Пикассо в банке, или Особенности корпоративного собирательства
![](https://www.minprom.ua/data/news/12/06/69/120669ab.jpg)
![](https://www.minprom.ua/data/news/12/06/69/120669ab.jpg)
Столетиями живописные полотна служили предметами декора в офисах различных компаний. Сегодня крупнейшие немецкие концерны владеют не только частными собраниями, но даже музеями. В России традиция корпоративного коллекционирования только начинает формироваться.
Крупнейшая коллекция произведений искусства – около 56 тысяч работ, от набросков до фотографий, начиная с 1945 года, – принадлежит Deutsche Bank. Hypovereinsbank может похвастаться 20 тысячами произведениями преимущественно современного искусства. А химическому и фармацевтическому гиганту Bayer принадлежит около пяти с половиной тысяч произведений искусства XX века.
В честь своего 150-летнего юбилея компания Bayer, известная, прежде всего, своим брендом "Аспирин", представила в Берлине около 240 работ, ранее никогда не выставлявшихся. Среди них – одна из эротических литографий Пикассо, "Натюрморт с орхидеями и зеленым блюдом" Макса Бекмана (Max Beckmann), "Абстрактная картина (555)" Герхарда Рихтера (Gerhard Richter). Свою коллекцию химико-фармацевтический концерн собирает с 1912 года.
Искусство как маркетинговый ход
Какую цель преследуют компании, коллекционирующие предметы искусства? "Если раньше собственник коллекционировал произведения искусства, исходя из личного интереса, то теперь во многих компаниях искусство – маркетинговый ход в процессе создания имиджа", – объясняет Вольфганг Ульрих (Wolfgang Ullrich), профессор искусствоведения Высшей художественной школы (Hochschule für Gestaltung) в Карлсруэ. Особенно это касается таких отраслей, как страховая и банковская, которые не занимаются продажей предметов искусства.
В Германии корпоративные коллекции – распространенное явление. По оценке Алессы Ратхер (Alessa Rather) из Ассоциации немецкой экономики по содействию культуре в Федеральном объединении немецкой промышленности (Kulturkreis der deutschen Wirtschaft im BDI e.V.), более 300 немецких компаний занимаются коллекционированием произведений искусства.
Помимо концерна Bayer, большой интерес к искусству проявляет, к примеру, глава группы компаний Würth Райнхольд Вюрт (Reinhold Würth). А шоколадный гигант Ritter Sport, известный своими квадратными плитками, открыл собственный музей, посвященный теме квадрата в искусстве прошлого и нынешнего столетий.
Российские коллекционеры
В российских компаниях традиция коллекционирования предметов искусства только начинает формироваться. В первую очередь опыт зарубежных коллег перенимают банковские организации. Так, одно из крупнейших корпоративных собраний принадлежит группе UniCredit, к которой относится московский ЮниКредит банк (бывший Меужднародный Московский банк ММБ).
Впрочем, пока среди владельцев крупнейших российских собраний чаще можно встретить не целиком корпорации, а их топ-менеджеров. Солидная коллекция произведений русского искусства начала XX века принадлежит председателю совета директоров банковской группы "Альфа-Банк" Петру Авену, сообщается на сайте банка. Если верить российским источникам, то вице-президент "Лукойла" и основной акционер и председатель совета директоров футбольного клуба "Спартак" Леонид Федун собирает картины Николая Рериха.
Яна Карпова
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram