Предупреждать надо было

Точка зору

«Ведомости» ознакомились с исками «Автодизеля» («дочка» группы ГАЗ) и «Русал Саяногорска» («дочка» UC Rusal) к Альфа-банку по поводу изменения условий кредитов, о реструктуризации которых стороны не смогли договориться (см. врез). Иски поданы по статье 451 ГК, допускающей пересмотр договора, если после его заключения обстоятельства серьезно изменились и этого нельзя было предвидеть.

О чем спор

«Автодизель» занял в Альфа-банке в июле 2008 г. 100 млн руб. под 11,62% годовых, гасить кредит нужно было в декабре. «Русал Саяногорск» занял в январе 2008 г. $11,7 млн под 10,65%, срок погашения наступил в феврале 2009 г. Теперь «Автодизель» добивается продления кредита до 2013 г. по ставке до 20% годовых. «Русал Саяногорск» просит продлить заем до конца 2009 г., согласен на увеличение штрафов за просроченные платежи.

Конкретного перечня таких обстоятельств в статье нет, поэтому истцам приходится самим искать убедительные аргументы для суда. «Автодизель» в иске указывает, что курс рубля упал, инфляция выросла, кредиты стали менее доступны, возник системный кризис неплатежей, упал спрос на продукцию («Автодизель» производит грузовые автомобили, их выпуск в IV квартале уменьшился на 90%). Компания также указала суду на рост числа дефолтов по корпоративным бондам. «Русал Саяногорск» к этим аргументам добавляет то, что цены на алюминий упали более чем в 2 раза до $1330 (февраль 2009 г.).

Все эти обстоятельства невозможно было предвидеть, пишут истцы, ссылаясь в том числе и на Альфа-банк. В 2008 г. аналитики банка были весьма оптимистичны, указывает «Автодизель»: в апреле они считали, что финансовый кризис в США не повлияет на российскую экономику, а в одном из сентябрьских отчетов назвали дном цену нефти в $91 за баррель. Такого спада экономики не прогнозировало и Минэкономразвития.

Схожие аргументы выдвигал и «Главмосстрой», признал Евгений Иванов, заместитель гендиректора «Главстроя» (материнская компания «Главмосстроя»). Это был первый иск от структур «Базэла» к Альфа-банку, поданный по статье 451 ГК. «Русал Саяногорск» подал иск в московский арбитраж в начале мая. «Автодизель» направил иск по почте в прошлую пятницу, рассказала адвокат юрфирмы «Юст» Татьяна Старикова (представляет интересы «Автодизеля»).

«Курс доллара, инфляция и другие аргументы, которые приводят компании “Базэла”, относятся к нормальным предпринимательским рискам и не могут быть использованы по статье 451, — возражает директор юридического департамента Альфа-банка Михаил Гришин. — Если так рассуждать, что мы тогда должны делать с кредитами в рублях? Потребовать их досрочного погашения?». С такими исками «Базэл» уходит от основного вопроса — насколько эффективно собственник управлял этими предприятиями, считает представитель Альфа-банка.

Раньше статья 451 не применялась в спорах банков и крупных компаний, отмечает юрист «Муранов, Черняков и партнеры» Дмитрий Давыденко, но резкое изменение экономической ситуации может быть поводом для пересмотра договора. Но партнер «Нерр Штифенхофер Лутц» Илья Рачков считает, что такие иски лишь затягивают спор.

Новини

26 Квітня 2024

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

Тігіпко придбав вагонобудівний завод в Австрії

Відсутність продажу брухту Укрзалізниці негативно позначається на діяльності компанії

НКРЕКП відмовилася скасовувати прайс-кепи для промисловості

В лютому імпорт напівфабрикатів з України становив 100 тисяч тонн

США вперше за 40 років розпочнуть виробництво ядерних боєголовок

У Києві вже відновили 70% енергообладнання, пошкодженого російськими обстрілами

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

ВСІ НОВИНИ ⇢