Платежный баланс как зеркало украинской экономики

Точка зору

Когда закончится кризис? В последнее время этот вопрос больше всего тревожит людей. Для украинцев этот вопрос объединяет 2 аспекта — "Что будет с курсом?" и "Когда возобновится рост экономики?". И если ажиотаж вокруг курса несколько снизился в последнее время, то второй вопрос остается критичным. Предлагаю разобраться, как связаны эти два вопроса и есть ли "свет в конце туннеля?" — тема, которая все чаще звучит в экономической прессе.

Прежде всего давайте обратимся к анализу платежного баланса. Именно к платежному балансу было приковано внимание экономистов в последние годы, к нему апеллировали в прессе и публичных выступлениях. Что же такое платежный баланс и почему за его показателями следят, как за курсовым и экономическим индикатором?

Платежный баланс отображает все операции резидентов с нерезидентами, т.е. Украины с остальным миром за определенный период времени, и состоит из двух счетов — текущего и финансового. Текущий счет отражает преимущественно движение материальных ценностей (товаров и услуг), в то время как финансовый — нематериальных (инвестиций, кредитов и облигаций). Если в течение длительного времени страна выступает чистым экспортером относительно остального мира, то полученные валютные средства либо аккумулируются в форме международных резервов, или идут на инвестиционные и долговые цели за рубеж.

Если же страна является нетто-импортером, то откуда брать валюту на финансирование превышения импорта над экспортом и может ли страна постоянно иметь значительный дефицит текущего счета? Конечно, часть импорта можно профинансировать за счет долговых ресурсов или инвестиций, но их поступления непостоянны. Что же будет, если приток таких ресурсов и инвестиций в какой-то момент прекратится? Из внутренних ресурсов останется только финансирование за счет международных резервов, но их объемы также не безграничны. Так, рано или поздно становится актуальным вопрос балансировки потоков экспорта и импорта. Главным рычагом в этом процессе является обменный курс. При этом есть примеры, когда отдельные страны пытались выровнять внешнеэкономические дисбалансы с помощью внутренней девальвации — снижения цен (например, успешно — в Латвии, не очень успешно — в Греции).

В экономической литературе существует несколько подходов к определению максимально допустимого дефицита текущего счета, и согласно различным оценкам для Украины этот показать колеблется в диапазоне 3-5% ВВП. Если страна превышает такой предельный показатель, то это свидетельствует о высокой вероятности кризиса платежного баланса и системные искажения в экономике.

Что же происходило с платежным балансом Украины в последние годы и как с этим были связаны скачки курса?

Украина имеет крайне открытую экономику и в своей истории переживала этапы как дефицита, так и профицита текущего счета. Девальвация гривни в 1998 году привела к улучшению ценовой конкурентоспособности на внешних рынках, и, как результат, к росту экспорта и профициту текущего счета в течение следующих семи лет. Именно экспорт выступал главной движущей силой экономического роста в этот период. В то же время по финансовому счету наблюдался очень низкий уровень притока инвестиционного капитала из-за отсутствия доверия и неблагоприятных условий для внешних инвесторов.

"Оранжевая революция" 2004 года и последующая финансовая либерализация упростила Украине выход на мировые рынки капитала. Именно поэтому с 2005 года в Украине сформировалась модель экономического роста, основанная на стимулировании внутреннего спроса и соответствующего опережающего увеличения импорта. С 2006 года текущий счет стал отрицательным и продолжал увеличиваться еще три года подряд, однако полностью покрывался за счет поступлений по финансовому счету от прямых инвестиций и долговых заимствований частного сектора. В результате к 2008 году дефицит текущего счета достиг 7% ВВП, что создавало значительные риски в случае мгновенной остановки поступлений долгового капитала.

Эти риски воплотились во время мирового кризиса 2008 года. Тогда проявились все накопленные дисбалансы в экономике, что привело к неизбежной девальвации гривни и коррекции текущего счета. Дефицит сразу сократился до 1.5% ВВП (в 2009 году). Отток "горячих денег" сразу после кризиса и недостаток ликвидности на мировых рынках привели и к дефициту финансового счета, который покрывался резервными активами и кредитом от МВФ. Но уже в 2010 году, когда ситуация на внешних рынках капитала стабилизировалась — финансирование частного и государственного секторов возобновилось. Так Украина вновь стала на путь стимулирования внутреннего спроса за счет внешних заимствований и одновременной привязки валютного курса.

Достаточной ли была коррекция курса в 2008 году? Очевидно, что да, поскольку дефицит сократился до минимума. Но были ли сделаны надлежащие выводы после кризиса и девальвации 2008 года? Очевидно, нет, поскольку повторялись аналогичные ошибки, что и в 2006-2008 годах: накопление внешних дисбалансов при стабильном обменном курсе. Но в этот раз финансирование импорта происходило за счет сокращения уровня международных резервов.

Как долго могла продолжаться такая ситуация без дальнейшей коррекции дефицита текущего счета, который в 2013 году достиг 9.0% от ВВП и третий год подряд находился выше критического уровня? Ответ очень прост: до тех пор, пока Украина не потеряла две трети своих резервов, и по этому показателю также опустилась ниже рекомендованного уровня по любым критериям.

В сложившейся ситуации в Украине переход к гибкому курсообразованию в начале 2014 года представлялся единственно возможным шагом со стороны Национального банка. Очевидно, что в условиях гораздо более высокого дефицита текущего счета, чем в 2008 году, и накопления значительного валютного навеса в течение предыдущих четырех лет коррекция курса требовалась значительно большая, нежели ранее. Резкая девальвация привела к стремительному снижению импорта и сокращению дефицита текущего счета до 3% ВВП во II квартале.

В условиях "свободного плавания" национальной валюты внешние дисбалансы не накапливаются, поэтому не возникает необходимости в значительных корректировках текущего счета.

В условиях отсутствия спекулятивных атак на курс и стремительных изменений внешних условий торговли, коррекция курса происходит автоматически и достаточно плавно. Почему же тогда возникла потребность в последующих двух коррекциях курса в конце 2014 и начале 2015 года?

В середине 2014 года дефицит текущего счета стал приемлемым за счет мгновенного снижения импорта, дальнейшее сокращение дефицита ожидалось за счет постепенного наращивания экспорта вследствие полученных курсовых преимуществ. Однако российская агрессия в Крыму и на Донбассе помешала развитию этого сценария. На востоке страны расположены в основном экспортоориентированные предприятия, производившие примерно четверть украинского товарного экспорта. Кроме того, военные действия и аннексия Крыма повлияли на снижении экспорта услуг, в особенности, транспортных и туристических. В результате во второй половине года дефицит текущего счета увеличился, и появилась необходимость в дополнительной коррекции курса в конце года. Почему же и эта коррекция оказалась недостаточной?

Во-первых, зона военных действий начала стремительно расширяться, вследствие эскалации конфликта все больше и больше предприятий прекращали свою производственную деятельность. Коммуникации также были нарушены, это затруднило логистику с прилегающими территориями. Кроме того, в результате взаимных торговых ограничений с Россией, она перестала быть главным торговым партнером для Украины, доля этой страны в общем экспорте снизилась втрое (почти до 10%). Во-вторых, на геополитические факторы наложилась неблагоприятная внешняя конъюнктура: цены на основные сырьевые товары начали снижаться, и условия торговли стремительно ухудшались. Все это привело к дальнейшему снижению экспорта, темпы падения которого в феврале сравнялись с темпами падения импорта.

В совокупности все эти факторы обусловили дальнейшую девальвацию курса в конце февраля 2015 года. Более того, панические настроения населения и бизнеса привели к существенному перескоку (overshooting) равновесного курса. Подтверждение этому — дальнейшее укрепление курса гривни и формирование профицита текущего счета в марте и апреле.

Кроме курсового фактора, коррекции текущего счета способствовало и введение дополнительных импортных пошлин в конце февраля. Благодаря их введению увеличились поступления в государственный бюджет, усилились стимулы для импортозамещения.

В мае текущий счет был близок к нулю, обменный курс также почти не изменился. Это свидетельствует о постепенном достижении равновесия во внешнеэкономической позиции страны. В условиях гибкого курсообразования платежный баланс и обменный курс мгновенно реагируют на изменение внешних и внутренних условий, поэтому при стабилизации ситуации внутри страны, платежный баланс также должен улучшиться, что позволит пополнить международные резервы.

Как и в предыдущие кризисы, в именно чистый экспорт должен сыграть главную роль в восстановлении экономического роста. Этому будет способствовать постепенное импортозамещение, увеличение привлекательности экспортной деятельности, переориентация с российского на другие рынки сбыта. Исходя из того, что прогнозы по мировым ценам на основные сырьевые товары свидетельствуют о прохождении дна и начале постепенного их восстановления, со стороны внешних условий помех в указанном выше векторе роста не предвидится.

Будем и далее следить за развитием ситуации во внешнем секторе и прогнозам экспертов по отдельным отраслям. Сейчас все факторы свидетельствуют о том, что со второй половины года нас ожидает постепенное экономическое восстановление и относительная стабильность обменного курса. Лучшая стратегия в этой ситуации — активизировать силы и ресурсы, закатать рукава и работать над созданием добавленной стоимости внутри страны, ведь именно этим каждый из нас может внести свой маленький вклад в рост и прекращение разговоров об экономическом кризисе. А дальше — как в поговорке про двух лягушек в кувшине со сметаной — выжила та, которая в любой ситуации старалась изо всех сил и надеялась на лучшее.

Тарас Токарчук
Начальник отдела анализа внешнего сектора НБУ

Новини

26 Квітня 2024

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

Тігіпко придбав вагонобудівний завод в Австрії

Відсутність продажу брухту Укрзалізниці негативно позначається на діяльності компанії

НКРЕКП відмовилася скасовувати прайс-кепи для промисловості

В лютому імпорт напівфабрикатів з України становив 100 тисяч тонн

США вперше за 40 років розпочнуть виробництво ядерних боєголовок

У Києві вже відновили 70% енергообладнання, пошкодженого російськими обстрілами

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

ВСІ НОВИНИ ⇢