Индия доразведает Камчатку

Точка зору

Индийская энергокомпания Tata Power может вложить $560 млн в крупнейшее на Камчатке Крутогоровское угольное месторождение. Проект может стать и частью ТОР "Камчатка", о предоставлении проектного финансирования в размере $400 млн уже заявил Сбербанк, еще 3,5 млрд руб. готов выделить Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ). Инвестпроект предполагает добычу 10 млн тонн угля в год и строительство с нуля, но эксперты сомневаются в его окупаемости.

Директор по развитию Tata Power Дейв Минеш, российские чиновники (среди них — заместитель главы Минвостокразвития Александр Крутиков, губернатор Камчатки Владимир Илюхин, глава Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Леонид Петухов, гендиректор ФРДВ Алексей Чекунков) и Сбербанк подписали вчера в Мумбае соглашение о намерениях по разработке Крутогоровского месторождения угля. Угольный проект станет частью территории опережающего развития (ТОР) "Камчатка".

Крутогоровское месторождение расположено в Соболевском районе, в 70 км к востоку от побережья Охотского моря. Это крупнейшее месторождение угля на Камчатке, находящееся в нераспределенном фонде,— конкурс должны объявить до конца года. Но актив недоразведан: по данным края, его ресурсы — 800 млн тонн при запасах всего 260 тыс. тонн.

По словам полпреда президента РФ на Дальнем Востоке вице-премьера Юрия Трутнева, общая стоимость проекта — $560 млн. Из них Сбербанк готов с 2018 года предоставить проектное финансирование на $400 млн. Как уточнила зампред Дальневосточного банка Сбербанка Марина Перебейнус, речь идет о кредите на 10 лет, который "при желании" может быть увеличен до 15 лет. ФРДВ может выделить до 10% необходимых инвестиций, то есть до 3,5 млрд руб. (около $58,3 млн). Как отметил Алексей Чекунков, деньги будут предоставлены "только после достижения компромисса и получения лицензии".

Tata Power в случае победы на аукционе надо будет сделать аудит запасов по JORC. Проект развития Крутогоровского предполагает строительство транспортной и сопутствующей инфраструктуры, в том числе портовых сооружений, терминалов и дорог, которые свяжут месторождение с портом и поселком Соболево (по оценкам Минтранса, потребуется около $60 млн). Проектная мощность — до 10 млн тонн угля в год. В феврале 2015 года Tata Power сообщала о подписании меморандума с крупнейшей угледобывающей компанией РФ СУЭК Андрея Мельниченко (добыла в 2016 году 105,4 млн тонн) о "совместном поиске возможностей в энергосекторе РФ и за ее пределами". Но в камчатском проекте Tata СУЭК не участвует, говорит близкий к российской компании источник "Ъ" (официально в СУЭК тему не комментируют). В Tata вчера на вопросы "Ъ" не ответили.

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов отмечает, что проект "похож на бумажный", это позволит Tata показать наличие запасов на месторождении и собственных ресурсов, пока держатся высокие цены на уголь. Для реализации нужны большие инвестиции в инфраструктуру, только строительство порта может стоить около $1 млрд, рассуждает эксперт. "Охотское море замерзает, и для вывоза 10 млн тонн потребуется серьезная ледокольная проводка вплоть до атомных ледоколов, либо порт будет работать пять-шесть месяцев в году с колоссальной мощностью",— заявляет господин Худалов. По его словам, еще $100 млн необходимо для строительства железной дороги, и еще на разработку месторождения потребуется $560 млн. При этом из Дальневосточного региона идет достаточно большой объем угля в Азию, есть компании на Сахалине, можно взять качественный кузбасский уголь, перечисляет эксперт.

Индия входит в тройку крупнейших импортеров энергоугля, закупая на рынке seaborne около 160 млн тонн в год (данные WoodMackenzie). "Но непонятно, зачем Tata вкладываться в greenfield в странной части мира, когда в Индии утверждена стратегия повышения доли внутреннего производства угля и в страну можно завезти сколько угодно дешевого индонезийского, южноафриканского и того же российского угля",— добавляет источник "Ъ" в отрасли. Сама Tata добывает около 60 млн тонн в год. "С учетом больших вложений и отсутствия персонала на Камчатке неясны даже проектная себестоимость и положение проекта на мировой кривой затрат",— говорит он. Скорее всего, Tata хочет за небольшие деньги записать проект себе, но никаких инвестиций пока делать не будет, полагает Максим Худалов.

Анастасия Веденеева, Анатолий Джумайло; Татьяна Едовина

Новини

26 Квітня 2024

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

Тігіпко придбав вагонобудівний завод в Австрії

Відсутність продажу брухту Укрзалізниці негативно позначається на діяльності компанії

НКРЕКП відмовилася скасовувати прайс-кепи для промисловості

В лютому імпорт напівфабрикатів з України становив 100 тисяч тонн

США вперше за 40 років розпочнуть виробництво ядерних боєголовок

У Києві вже відновили 70% енергообладнання, пошкодженого російськими обстрілами

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

ВСІ НОВИНИ ⇢