Прикрываясь пошлиной

Точка зору

Эпопея с введением пошлин на импортированные нефтепродукты подходит к концу. До 21 декабря межведомственная комиссия по международной торговле должна принять решение. Благодаря ему есть намерение ограничить поставку горючего из-за границы и, в частности, из Евросоюза. Последний реагирует на такую перспективу без энтузиазма. Как сообщила недавно руководитель отдела торговли и экономики представительства Еврокомиссии в Украине Ульрике Хауэр, ЕК не видит оснований для введения Украиной таких пошлин. Но судьба отечественного рынка нефтепродуктов в действительности решается не МКМТ и даже не в Брюсселе. И поэтому Киев, который позволяет Москве телепортировать газпромовскую модель отношений с «партнерами» на украинскую нефтяную основу, может постепенно потерять статус субъекта переговоров и решений и превратиться в объект манипуляций.

Напомним, что специальное расследование относительно импорта в Украину отдельных видов нефтепродуктов независимо от страны происхождения начато в конце января этого года. Минэнергоуголь выступило за введение пошлины на бензины в размере 130 евро за тонну и на дизельное топливо — 80 евро. Сторонниками введения пошлины являются так называемые украинские нефтеперерабатывающие заводы, которые утверждают, что получаемое ими сырье значительно дороже, чем у импортеров нефтепродуктов, в частности Беларуси. Против пошлины выступили крупные сети автозаправочных станций. Они аргументируют тем, что из-за пошлины будет монополизирован украинский рынок нефтепродуктов.

ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ

Как ни странно, в то же время при поддержке таможенной инициативы Минэнергоуголь влиятельные российские бизнесмены, которые по совместительству являются владельцами украинских НПЗ, и их менеджеры начали публично комментировать вред, который наносят украинской экономике интеграционные инициативы Москвы. «Начало полномасштабного функционирования Единого экономического пространства РФ, Беларуси и Казахстана ставит под вопрос само существование украинской нефтеперерабатывающей отрасли», — отмечал, обосновывая необходимость введения пошлин, исполнительный директор ТНК-ВР в Украине Феликс Лунев. Введение ограничений открыто поддержала и самая влиятельная российская корпорация «Лукойл», которая владеет Одесским НПЗ.

Правда, к ТНК-ВР и «Лукойлу» формально приобщилась и украинская группа «Приват», которая контролирует технологически устаревшие западно-украинские предприятия и самый мощный в стране Кременчугский НПЗ. Руководители этих предприятий поставили свои подписи под письмом к министру Юрию Бойко с просьбой ввести пошлины. Остается только догадываться, что могли пообещать московские лоббисты Игорю Коломойскому, которому татарские «друзья» после захвата Кременчугского НПЗ отказали в поставках нефти.

Но противоречия между заклятыми «друзьями» возникли едва ли не с первых минут вынужденного сотрудничества. На пресс-конференции в январе 2011 г. глава ТНК-ВР в Украине Дидье Казимиро рассказывал, что из-за убытков, нанесенных недобросовестной конкуренцией, возможна остановка Лисичанского НПЗ. И здесь-таки узнал от руководителя Кременчугского завода Павла Овчаренко о том, что это предприятие успешно будет работать и без введения пошлин. Позже, во время подписания мартовского меморандума между Кабмином и владельцами НПЗ, который предусматривал введение ограничений на ввоз импортного горючего, Коломойский откровенно насмехался над беспутным документом и недвусмысленно высказывался против введения пошлины: «Откровенно говоря, я не знаю… Мы ничего не ожидаем от правительства, что это может улучшить? Для украинского горючего есть альтернатива — импорт». Приблизительно таких же взглядов придерживались Юрий Бойко и Николай Азаров, которые отмечали, что пошлина несвоевременна, так как ее введение может привести к росту цен. Казалось, что тема закрыта, и вскоре межведомственная комиссия примет прогнозируемое решение (комиссия не выявила никаких реальных фактов демпинга европейских, белорусских или российских поставщиков). Как вдруг случилось неожиданное: рассмотрение вопроса продлили на два месяца.

«ЭЛИТА» НАБИВАЕТ СЕБЕ ЦЕНУ

Что же происходило за кулисами этого спектакля, действие которого разворачивалось по большей части в Москве и Минске (на днях там заявили о своей элитарности, мол, «в наш союз так просто не вступишь»)?

Несколько последних лет Беларусь пыталась извлечь максимальную пользу из союзных отношений с РФ, но российские компании-поставщики нефти не торопились делиться с партнерами дешевым сырьем. И именно потребность в нем заставила Минск поступиться национальным достоинством и вступить в Таможенный союз, рассчитывая благодаря этому получить доступ к нефти по внутренним российским ценам. Но пока еще, несмотря на союзную риторику, российские компании согласились поставлять нефть в Беларусь лишь с премией. Во время международной конференции Petroleum Ukraine 2011, которая в ноябре прошла в Киеве, заместитель генерального директора «Беларусьнефти» Сергей Каморников рассказывал, что в этом году республика получает нефть из РФ со средней наценкой 70 долларов за тонну. Годовая мощность двух белорусских НПЗ превышает 22 миллиона тонн, поэтому на них ложится дополнительный груз в 1,5 млрд доллара. И это не может не раздражать Лукашенко, ведь он считает, что любовь в союзе государств должна быть взаимной. Поэтому бацька нашел временный выход: белорусы, задействовав мощности нефтепровода Одесса — Броды, начали поставлять на свои НПЗ азербайджанскую нефть и развивать добычу за пределами страны.

ОТВЛЕКАЮЩИЙ МАНЕВР

Экспорт нефтепродуктов служит одним из важнейших каналов пополнения государственного бюджета Беларуси. И все же розничные цены на горючее там ниже украинских, а порой даже и российских. Во время дискуссии на Petroleum Ukraine вице-президент ТНК-ВР в Украине Елена Алексеева признала, что дотация Беларусью своего населения — никоим образом не проблема Украины, скорее наоборот. Имея социальный груз, тамошние НПЗ не в состоянии демпинговать, и перед ними другое задание — зарабатывать валюту для спасения модели ведения хозяйства Лукашенко. Достаточно сказать, что на нулевую рентабельность технологически продвинутые белорусские НПЗ, по словам Каморникова, в этом году вышли лишь после девяти месяцев работы. За такой же период далеко не так глубоко модернизированный завод ТНК-ВР в Лисичанске, переработав лишь 2,5 миллиона тонн российского давальческого сырья и вернув его в РФ, заработал 17 миллионов долларов прибыли.

До этого времени вывоз нефтепродуктов из Беларуси в Россию был невыгодным. В соответствии с межправительственным соглашением на 2011 год, размер премии, которую платит Беларусь за российскую нефть, зависит от объема ее экспорта: чем он выше, тем больше платежи в РФ в виде пошлины на нефть и меньше премия, что ее платит Беларусь. И наоборот. То есть поставки в РФ оборачивались для белорусов убытками, ведь они не наполняли таможенный фонд России, а значит, были вынуждены платить огромную премию за нефть.

Однако растущий спрос и высокие цены делают рынок РФ весьма привлекательным. «У нас широкие перспективы относительно России. Поставки туда могут быть намного выгоднее, чем в Украину, Польшу или любую другую страну. Существующая экспортная пошлина (а это ориентировочно 240 долларов за тонну для дизтоплива и 350 долларов для бензина. — Авт.) просто остается у переработчика», — сознается Каморников. По его данным, сегодня белорусы уже заключают первые контракты на поставку в 2012 году бензина в Россию. Это свидетельствует о том, что принципиальной договоренности относительно сотрудничества достигли. Согласно новому межправительственному договору, белорусы рассчитывают получать нефть без премии или исключить ее из формулы расчетов при снабжении бензина в РФ. В свою очередь российские ТНК-ВР и «Газпромнефть», которые владеют на двоих более чем 40% акций Мозырского НПЗ, заинтересованы в выкупке белорусских активов и получении от них прибылей, потому что сегодня их пакеты акций не дают никаких бизнесовых преимуществ.

ЭКСПАНСИЯ

В июле премьер-министр Беларуси рассказывал о переговорах относительно приватизации госпакетов акций белорусских предприятий. В частности, акции Мозырского НПЗ интересовали «Роснефть», а завода «Нафтан» — «Лукойл». Но Лукашенко вряд ли отдаст эти активы. Переговоры об этом больше похожи на отвлекающий маневр. А вот давальческая переработка российского сырья на Мозырском НПЗ и дальнейшие поставки «союзных» нефтепродуктов на украинский рынок выглядит вполне реальным вариантом. Пустив евразийских братьев в Украину, Беларусь открывает для себя фантастически прибыльный российский рынок. В случае отказа от такой сделки рискует получить высокую премию на нефть и потерять Украину, где из-за лоббистов из «Газпрома» и ТНК-ВР, которые вооружились лозунгами о защите «отечественного» производителя, могут ввести пошлины или, например, квоты.

Не случайно завершить нефтяные переговоры РФ и Беларуси на 2012 год планируется в конце ноября, а во второй половине декабря ожидается решение украинской комиссии по международной торговле относительно пошлины. Каким оно будет, в настоящее время сказать трудно. Понятно одно: при любом развитии событий выигрывает Москва. Дешевое белорусское горючее вскоре «потечет» на российский рынок, а контроль поставок нефтепродуктов из Беларуси в Украину позволит РФ доминировать и на нашем рынке. Дальше можно будет выдавить «Приват» из Кременчугского НПЗ — и закрепить монопольный контроль над отраслью. Введение пошлин россиянам не помешает, потому что лишь увеличит цены на украинских АЗС и ускорит тотальный переход отрасли под контроль Кремля, который быстро сотрет остатки европейского бензина с украинской нефтяной карты. Эта блестящая спецоперация должна похоронить последние надежды Украины на нефтяную самостоятельность. Но не будем спешить: у МКМТ на размышления еще почти месяц.

Виталий Княжанский

Новини

9 Травня 2024

Укренерго закликає до дбайливого споживання електрики – у системі дефіцит

Voestalpine отримає контрольний пакет італійського виробника зварювального дроту

Велика Британія надала додаткові кошти на підтримку української енергетики

Рада розширила програму пільгових кредитів на виробників зброї

Міненерго повідомляє про можливі відключення електропостачання для промисловості

Liberty Steel законсервує свій завод у британському Сканторпі

Ізраїль шукає нові канали імпорту через припинення торгівлі з Туреччиною

З початку року металурги збільшили виплавку сталі майже на третину

НКРЕКП спростила процедуру приєднання генеруючих установок до електричних мереж

У Раді розглядають дві моделі бронювання працівників від мобілізації

Ставки фрахту в Чорному морі впали через зниження темпів експорту

Імпорт електроенергії не здатен повністю перекрити дефіцит

8 Травня 2024

Наразі морський коридор працює стабільно попри атаки росії – НБУ

Єврокомісія готує нові санкції проти суден рф

НКРЕКП планує підвищити тарифи на воду на 54% з червня

Металургійні компанії ЄС збільшили експорт металопрокату на 9%

ВСІ НОВИНИ ⇢