Без тормозов

Публікації

Вопреки ожиданиям осенней стабилизации, в сентябре на мировых металлорынках продолжился спад. В течение месяца цены на основные виды продукции сократились на 15-20 долл./тонн во всех регионах, во многих случаях опустившись до минимального уровня с 2003 года. Депрессия может продлиться и в 2016 году.

В числе играющих на понижение цен факторов – экономическое замедление в Китае, ослабление котировок нефти (и вызванный им секвестр госрасходов на Ближнем Востоке), а также общая слабость глобальной экономики, продолжающей бороться с последствиями кризиса-2008.

Общая картина

Что касается КНР, то одной из главных причин дальнейшего ухудшения конъюнктуры рынка стало отсутствие традиционного осеннего подъема спроса в этой стране. Так, значение индекса PMI, характеризующего деловую активность и ожидания операторов, для промышленности Поднебесной снизилось до минимума за период с весны-2009 – до 47 пунктов. Рост в национальном автопроме затормозился до нулевого, наметилась стагнация в судостроении и строительстве. Однако Пекин не спешит с мерами по поддержке экономики. Возможно, в расчете, что промышленность сама оптимизирует излишние мощности, плюс будет больше опираться на внутреннее потребление, а не на внешнее, ослабшее из-за экономической обстановки в мире.

Этот расчет не вполне оправдан: большинство китайских меткомпаний, по оценкам страновой металлургической ассоциации CISA, работает с ценами ниже себестоимости и в убыток, но не останавливает и даже не уменьшает производство. Зато производители урезают затраты, ожесточенно конкурируют друг с другом внутри страны и поддерживают экспорт секвестром котировок.

В то же время международный металлорынок нуждается в спаде предложения, но, по данным World Steel Association, за 8 месяцев года выплавка стали в мире составила 1077,581 млн тонн, что только на 2,3% меньше, чем в январе-августе-2014. При этом загрузка мощностей в августе упала в годовом сравнении на 6,2% процентных пункта, до 68%. Для стабилизации рынка этого мало, тем более что Китай в отчетный период нарастил металлоэкспорт сразу на 15 млн тонн (плюс 26,4%), до 71,9 млн тонн Япония, Южная Корея, Турция, Евросоюз несколько сократили экспортные поставки.

Все это сопровождается снижением спроса на импортный прокат на ряде важных региональных рынков. Так, на Ближнем Востоке нефтяное удешевление привело к значительному урезанию госпрограмм развития, затрагивая тот же Египет, и без того зависящий от финподдержки стран Персидского залива. Интересно, что этот же фактор влияет и на металлопотребление в США, где уменьшаются инвестиции в нефтегазодобычу и смежные сектора. По сути, в последние месяцы тонус мирового рынка металлопродукции поддерживается за счет ЕС, Индии и государств АСЕАН, но у всех этих потребителей растут протекционистские настроения.

Скорее всего, негативные тенденции сохранятся и в октябре. Одна из причин этого, говорит МинПрому европейский эксперт по ГМК Горкем Болака, в том, что за год рыночной депрессии покупатели привыкли к падающим ценам. Поэтому они продолжают выставлять все более радикальные встречные стоимостные предложения. Например, для китайского горячекатаного рулона и заготовки новым рубежом может стать 250 долл./тонн FOB, для холоднокатаного рулона – 300 долл./тонн FOB. Несмотря на это, производители все еще не готовы массово выводить избыточные мощности, и это касается не только Китая.

По сегментам

Если брать отдельно сегмент листа, то в начале октября активность здесь сократилась в связи с празднованием дня основания КНР (2 октября), продолжающегося целую неделю. В это время тамошние поставщики неактивны на рынке, но и это не окажет стабилизирующего воздействия на цены, полагает представитель аналитической группы Metal Bulletin Брайн Левич. Г/к рулон из Поднебесной предлагается по 270-280 долл./тонн FOB и склонен к дальнейшему ослаблению, как и холоднокатаный.

Это влияет на стоимость проката по всему миру, усиливаясь региональными явлениями, скажем, ухудшением рыночной обстановки в Турции, где продолжается политический кризис и девальвация лиры. В результате отечественный г/к лист уже предлагается в Турцию по 290-300 долл./тонн FOB, а для ноябрьских контрактов котировки не превысят 300 долл./тонн CFR (цена доставки из украинских портов – порядка 15 долл./тонн). Примерно столько же при базисе FOB наш г/к рулон стоит и для других направлений, а х/к находится в диапазоне 370-380 долл./тонн.

Несколько лучше ситуация в Евросоюзе, где индекс PMI оказался в августе наивысшим за последние 4 года – 50,5. В Европе фиксируется относительно большой спрос на лист, особенно в автопроме. Однако и тут потребители поддерживают запасы на минимальном уровне и часто откладывают закупки в надежде на дальнейшее понижение котировок, которые для г/к листа ныне варьируются от 290-300 евро/тонн CFR за импорт до 350 евро/тонн CPT за продукцию восточноевропейских метпредприятий.

Что же касается длинномера, то китайская арматура уже подешевела до 270-280 долл./тонн FOB, и пока что не просматривается факторов, способных развернуть данный тренд. Наоборот, на цену длинномерного проката влияет уменьшение стоимости металлолома, которая в конце сентября опустилась ниже психологически важной отметки в 200 долл./ тонн CFR. На таком фоне металлургам Украины трудно заключать договора по ноябрьской продукции, включая и полуфабрикаты, просевшие до 280-285 долл./тонн FOB. В Египет заготовку удается продавать от случая к случаю, поскольку местные заказчики имеют солидные складские запасы. Турецкие заводы в условиях спада показателей нередко предпочитают полуфабрикаты местного производства, которые стоят дороже импортных, но могут быть поставлены в кратчайшие сроки под конкретный заказ. А в Персидском заливе есть широкий выбор товара из Ирана, Омана и Китая, заготовка из СНГ попадает сюда только при значительных ценовых уступках.

На прочих рынках сбыта спрос остается точечным. В частности, в ЕС отмечается необычайно раннее завершение сезонной активности спроса на длинномер со стороны стройиндустрии. Хотя европейская экономика демонстрирует признаки роста, пока что это не означает стабилизации металлопотребления. Отечественная арматура поступает в Европу примерно по 360 евро/тонн DAP граница Польши.

Итак, на глобальном металлорынке сохраняется депрессия, которая, вероятно, продолжится и в 2016 году. Причиной этого называют слишком медленное послекризисное оживление международной экономики, включая замедление роста в КНР. Достигли ли дна котировки проката? Аналитики допускают, что это произойдет лишь во ІІ полугодии будущего года, а затем последует период ценовой стагнации. Прибыльность большинства поставщиков минимальна, и уровень себестоимости имеет особое значение. К счастью, украинским производителям удается поддерживать ее на невысоком уровне за счет доступного сырья, не очень дорогого газа (особенно в сравнении с 2012-2013 годами) и т.д. Но рост тарифов, навязываемый госмонополиями, как и прогрессирующее отключение от возмещения экспортного НДС, могут нивелировать это преимущество и привести к остановке мощностей.

Максим Полевой

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢