Скупка металла?

Публікації

Борьба с кризисом

Правительство намерено погашать долги предприятий за счет средств из стабилизационного фонда. Однако такой метод спасения утопающих может привести к обратному эффекту. Не исключено, что речь идет о возврате государством ведущих позиций в регулировании промышленного и финансового секторов экономики.

После малообещающего для промышленности антикризисного пакета предприятия комплекса получили первый обнадеживающий сигнал: Кабмин принял постановление о расходовании средств стабилизационного фонда, в соответствии с которым он обещает погасить кредитные долги предприятий прежде всего иностранным заемщикам. На первый взгляд, соломинка, которая может и способствовать финансовому оздоровлению отрасли – сводки с нее сейчас напоминают вести с фронтов. Но несколько принципиальных моментов до сих пор остаются неясными.

И первый из них – откуда, собственно, возьмутся необходимые средства. По предварительным оценкам, объем фонда может составить около 50 млрд грн. Пока что стабилизационный фонд является в некоторой степени виртуальным, и источники его финансирования практически не просматриваются. Министр финансов на соответствующие вопросы отвечает уклончиво, поскольку внеплановых поступлений от приватизации на сегодня нет, а все бюджетные поступления направляются на покрытие расходной части все того же бюджета. Единственный более-менее реальный источник – облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), которые, как предполагается, будут действенным инструментом наполнения стабфонда.

Но и в этой связи возникают некоторые вопросы: во-первых, быстро получить деньги под облигации вряд ли удастся, во-вторых, только при доходной ставке по облигациям на уровне выше средней можно ожидать спроса на них. В любом случае на сегодня денег нет. А понадобится их не менее 10 млрд грн.

Зато есть надежда и светлая перспектива. Поддавшись ей, владельцы некоторых предприятий рискуют упустить время, когда еще можно попытаться найти альтернативные источники финансирования – с каждым днем это будет сложнее и сложнее. В случае сохранения неблагоприятных тенденций на рынках сбыта базовых отраслей промышленности и в начале 2009 года собственникам многих предприятий останется лишь одно – идти на поклон к государству. Которое – и это второй вопрос – судя по всему, собирается наращивать свое влияние на промышленность.

Механизм перехвата долгов таков: долговое обязательство частной компании финансируется правительством, а затем выкупается НБУ. Относительно того, что будет происходить далее, четкого видения нет. Движение "живых" денег по указанной схеме, судя по всему, не предполагается. Позитив: предприятие по долгам выходит "в ноль". Негатив: вероятность усиления зависимости от государства, а то и переход отдельных предприятий в государственную собственность. В сухом остатке – заявка на реальную и требуемую помощь отечественной промышленности без немедленного оказания таковой, зато с тягой к госконтролю за предприятиями. В пользу подобной версии свидетельствуют открыто декларируемые намерения правительства национализировать, к примеру, Запорожский алюминиевый комбинат.

Третий момент просматривается в другой части постановления Кабмина, где речь идет, собственно, о банках. Кабмин намерен помогать с долгами и им, прежде всего – с внешними обязательствами. Механизм тот же, правда, с некоторыми отличиями: акции проблемных банков будут обмениваться на ОВГЗ СП с последующим выкупом НБУ. Синхронно с ростом капитализации банков эта мера выглядит позитивной и реально способствующей оздоровлению ситуации в банковской сфере. В то же время откачка денег в проблемные банки значительно сократит объемы финансирования реального сектора экономики, собственно, и наполняющего финансовые учреждения деньгами. В качестве временной меры обмен акций на ОВГЗ, безусловно, позитивен, но в долгосрочной перспективе может привести к дисбалансу в банковской сфере и сокращению и без того скудного внутреннего промкредитования. Государство, несомненно, усилит присутствие в коммерческом финсекторе. При этом весьма настораживает отсутствие четких критериев "проблемности" банков.

В этом контексте любопытны заявки Кабмина на дальнейшие антикризисные шаги. В частности, Минэкономики предлагает ввести декларирование цен на продукцию ГМК на внутреннем рынке, что является очередным рыночным нонсенсом. Как показывает практика, подобные инициативы правительства всегда заканчивались очередным локальным кризисом: бензиновым, сахарным и т. д. Станет ли указанное декларирование цен реальной нормой, возможно, решится уже на заседании Кабмина 5 ноября, которое пройдет в закрытом режиме.

Новини

2 Травня 2024

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

Після розблокування кордону держбюджет додатково отримав 2,5 млрд грн

Свириденко прогнозує зростання економіки на рівні 4,6%

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

Vale, BHP та Samarco пропонують $25,4 млрд на ремонт після обвалення греблі у 2015 році

Вступ України обійдеться Євросоюзу у кругленьку суму – Deutsche Welle

Підвищення акцизу на пальне стане ударом для всіх українців

Австрійська влада застерігає Raiffeisen bank від угоди з Дерипаскою – Reuters

У квітні бізнес позитивно оцінив поточні результати своєї діяльності

Україна вийшла на довоєнні показники експорту – Свириденко

Samarco, Vale та BHP запропонували сплатити 25 млрд дол штрафу за прорив дамби в 2015 році

ВСІ НОВИНИ ⇢