Экспертный совет: Повышение ж/д тарифов нецелесообразно

Публікації

У отечественных грузоотправителей появилась робкая надежда на то, что запланированного ранее на 1 мая повышения железнодорожных тарифов не произойдет. Как сообщил на днях новый министр инфраструктуры Владимир Омелян, повышение тарифов отправлено на пересогласование. МинПром решил выяснить, как возможное повышение тарифов отразится на бизнесе украинских промышленников и аграриев.

Глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький выразил уверенность, что индексация грузовых тарифов на 15% является на сегодня неприемлемой ни для ГМК, ни для других ключевых грузовладельцев "Укрзализныци". "Ценовая конъюнктура на сырьевых рынках зачастую не позволяет покрывать даже переменные затраты на производство продукции. Большинство предприятий работает в убыток только для сохранения рынков сбыта. На этом фоне необоснованное повышение ж/д тарифов может оказать решающее негативное влияние на конкурентоспособность национальных промышленных производителей", – отметил он.

С.Беленький также обратил внимание на то, что изменение подходов к ценообразованию (вместо фиксированного, как правило, минимального расстояния, планируется взымать тариф за фактическое расстояние перевозки) станет дополнительным (скрытым) повышением тарифов, что еще более усугубит негативный эффект от указанного повышения.

По мнению главы ФМУ, сегодня "Укрзализныце" необходимо сосредоточиться на собственной эффективности и противодействию коррупции. Он также отметил, что утвержденный финплан "Укрзализныци" на 2016 "Укрзализныци" содержит ряд спорных статей с явно завышенными расходами (топливо, электроэнергия и другие).

"Мы надеемся, что новый руководитель УЗ привнесет в работу железной дороги лучшие мировые практики по повышению эффективности, сокращению расходов и нетерпимости к коррупционным проявлениям. Кроме того, надеемся на решение проблемы кросс-субсидирования пассажирских перевозок не только за счет грузовладельцев", – резюмировал С.Беленький.

Исполнительный директор ассоциации "Укрцемент" Роман Скильский считает, что любую индексацию грузовых ж/д тарифов нельзя проводить до создания Национальной комиссии по вопросам регулирования транспорта. "Для цивилизованной политики в сфере транспорта нужна стратегия, а не реакция. Сегодня решения принимаются безответственно и в спешке. Логичный подход – создать орган который сможет независимо и компетентно оценить влияние такой индексации на разные отрасли народного хозяйства и потом, если это допустимо, такое повышение проводить", – отмечает он.

При этом Р.Скильский выразил уверенность, что при создании Нацкомиссии должны быть соблюдены два условия – данный орган должен быть независимым и национальным. "Независимым, чтобы не быть лоббистом одной из компаний, будь она госмонополией. Национальным – он должен принимать в расчет то влияние, которое будет оказано на разные отрасли украинской экономики", – пояснил он.

По его словам, сегодня индексация тарифов проводится по принципу cost-plus (затраты плюс надбавка к ним): "То есть берутся затраты, берется норма прибыльности – это подход для корпораций понятный, но он не просчитан и это плохо. Основным же аргументом у "Укрзализныци", почему проводится повышение или планируется индексация, приводится то, что украинские железные дороги имеют тарифы, которые ниже, чем в Европе и странах СНГ".

Р.Скильский обращает снимание на то, что прямые тарифы украинских железных дорог действительно ниже, чем в Европе и странах СНГ, но существует и огромное влияние т.н. "скрытых" тарифов. В частности это штрафные санкции, которые накладывает "Укрзализныця" за задержки подвижного состава, который поступает на предприятиях в вынужденные ремонты по причине своей непригодности к эксплуатации. Он обратил внимание на тот факт, что вагоны, которыми пользуются цементники, имеют износ до 95%, то есть при всех предыдущих повышениях тарифа инвестиций в обновление подвижного состава не было. Кроме того опоздания с подачей железнодорожных вагонов несет для предприятий отрасли репутационные риски, поскольку они не могут выполнить в срок свои контрактные обязательства. А репутационные риски, тоже можно измерить деньгами, говорит Р.Скильский.

"И если мы все это приведем к общему знаменателю, то получим тариф, который далеко не будет самым низким ни в Европе, ни в СНГ", – констатировал исполнительный директор ассоциации "Укрцемент".

Генеральный директор крупнейшего украинского сельхозпредприятия "Нибулон" Алексей Вадатурский отмечает, что повышение грузовых железнодорожных тарифов с 1 мая на 15% нанесет удар как по зернотрейдерам, так и по сельхозпроизводителям. "Зернотрейдеры утратят средства по переходящим запасам, а сельхозпроизводители пострадают еще больше, потому что это будет удар по закупочным ценам: они будут снижаться, чтобы компенсировать рост затрат на логистику, ведь иначе зернотрейдеры не смогут продать свою продукцию на внешних рынках, где очень сильная конкуренция", – пояснил он.

А.Вадатурский выразил мнение, что планируемый переход "Укрзализныци" с фиксированных грузовых тарифов на дифференцированные, в зависимости от расстояния, создаст для украинских аграриев дополнительные риски. "Будет неопределенность, люди даже не будут знать, сколько они должны заплатить железной дороге за перевозку зерна. Как они тогда смогут планировать расходы?", – подчеркнул он.

Генеральный директор "Нибулона" также отметил, что "Укрзализныця" имеет возможности для наполнения своего бюджета без повышения грузовых тарифов. По его словам, для этого надо улучшить оборачиваемость вагонного парка, уменьшить время простоев и разгрузки вагонов. "Надо работать с грузоотправителями и грузополучателями: тот, кто строго следует графику, должен платить меньше, а тот, кто использует вагоны как склад – больше", – полагает А.Вадатурский.

Он выразил надежду, что с приходом новых людей к руководству "Укрзализныци" и Мининфраструктуры ситуация может измениться к лучшему и приемлемые для украинского бизнеса решения все же будут найдены. "Всегда есть надежда, когда приходят новые люди и надо пожелать им в этом успеха", – сказал генеральный директор "Нибулона".

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢