Где 7 млрд грн., Войцех?

Публікації

Надежды украинского правительства и бизнеса на перемены к лучшему в работе ПАО "Укрзализныця" ("УЗ") после назначения ее генеральным директором иностранного реформатора оказались, увы, напрасными. Вместо новаций в управлении и борьбы с коррупцией, призванной повысить финансовую эффективность государственного железнодорожного монополиста, нынешний руководитель "УЗ" Войцех Бальчун взялся продвигать те же самые порочные идеи, за которые критиковали его предшественников.

Заграница нам (не) поможет

В.Бальчун пришел в "УЗ" на волне теории, возникшей в стенах президентской администрации, что Украину из пучины кризиса вытащат модные зарубежные менеджеры-реформаторы. Бывший глава польской железнодорожной компании PKP Cargo в апреле 2016 года стал победителем конкурса на должность гендиректора "Укрзализныци", опередив множество серьезных кандидатов с большим управленческим опытом. Одним из решающих доводов в пользу В.Бальчуна стал тот факт, что, приняв PKP Cargo с годовым убытком 100 млн злотых, он вывел ее на прибыль в 500 млн злотых.

Итак, чем черт не шутит – возможно, этот парень принесет современные европейские практики бизнес-процессов и в нашу Тмутаракань, подумали в Кабинете министров Украины и утвердили итоги конкурса. Правда, у экспертов и общественности возник вопрос по поводу оплаты труда нового главы "УЗ". Ему дали оклад 3,125 млн грн. в месяц, не считая премиальных и прочих надбавок. В стране, где средняя зарплата в бюджетной сфере составляет 3500 грн., это, прямо скажем, немалые деньги. Да что там, даже на родине В.Бальчуна похвастаться такой официальной зарплатой может не так уж и много топ-менеджеров.

Отвечая на вопрос о зарплате нового гендиректора "УЗ" в Верховной Раде, премьер Владимир Гройсман сообщил, что В.Бальчун пообещал ему сэкономить в бюджете УЗ 7 млрд грн. за год. Якобы польский менеджер даже представил главе правительства соответствующий план реформ в "УЗ" – дорожную, так сказать, карту. Правда, все равно непонятно, почему столь высокая оплата труда предоставляется приглашенному со стороны реформатору авансом, а не по результатам проделанной работы в виде годовых бонусов – как это, собственно, и принято в западных компаниях. Ведь очевидно, что в данном случае знаменитая формулировка "утром – деньги, вечером – стулья" неприменима. Здесь как раз должно быть наоборот.

Также обращает на себя внимание то, что уже 22 июля министр инфраструктуры Владимир Омелян сообщил, что намерен серьезно поговорить с В.Бальчуном о ситуации в "Укрзализныце" и потребовать от него план действий по реформированию компании. Ситуация выглядит несколько странной: у иностранного менеджера есть гениальный план реформ, так впечатливший премьера, но профильный министр почему-то в глаза не видел этого документа даже 2 месяца спустя. Тем не менее не верить главе правительства нет оснований. И мы запомним про обещание сэкономить 7 млрд грн. в год. Ведь это та сумма денег, которой железнодорожникам так не хватает на обновление изношенного подвижного и тягового состава.

Из года в год они говорят об этой проблеме – всякий раз, когда выносят на рассмотрение КМУ предложения по очередному повышению тарифов на грузовые перевозки. Но как только соответствующий приказ визируется в высоких правительственных кабинетах, о необходимости обновления вагонного и локомотивного парка руководство "УЗ" благополучно забывает. Чтобы потом на дежурном "круглом столе" с представителями крупнейших грузоперевозчиков в очередной раз пообещать: на этот раз – все, средства от повышения тарифов бросим только на закупку вагонов. Но обещания опять не выполняются.

Все это очень напоминает хронического алкоголика, который на работе клянется бросить пить – и, получив зарплату, прямиком направляется в ближайшую "разливайку". Картина, что и говорить, печальная. И отраслевым бизнес-ассоциациям очень хотелось, чтобы с приходом В.Бальчуна ситуация наконец изменилась к лучшему. Тем более что грузоперевозчики неоднократно указывали руководству "УЗ" на имеющиеся финансовые резервы. Достаточно всего лишь прекратить закупку дизтоплива по завышенным ценам – и можно сэкономить десятки, если не сотни миллионов гривен в год. А ведь железнодорожники проводят закупки и по множеству других товарных позиций.

Кроме того, есть и серьезные финансовые резервы, связанные с оптимизацией движения подвижного состава и т.д. Именно поэтому озвученные премьером планы В.Бальчуна об экономии за год 7 млрд грн. выглядят как абсолютно реалистичные. Пожалуй, на самом деле можно было бы смело говорить и о 10 млрд грн. Но даже поставленная гендиректором "УЗ" планка смотрелась довольно серьезно. Хотя информацию, которая в последнее время появлялась в медиапространстве, трудно назвать обнадеживающей. Вот лишь некоторые заголовки новостей: "Бальчун признал проблему с тендерами на "Укрзализныце", "Укрзализныця" саботирует переход на ProZorro", "Плохая работа железной дороги обойдется Украине в 1,8 млрд долл.", "Бальчун шокирован коррупцией на "Укрзализныце", "Омелян рассказал о масштабной коррупции на "Укрзализныце".

Холодный душ для оптимистов

И все-таки заявление В.Бальчуна, сделанное 20 сентября, можно сравнить с холодным душем, жестко приводящим в чувство тех, кто искренне надеялся, что именно модный зарубежный реформатор справится с задачами, которые до него не смогли или не захотели решить предшественники из числа местных руководящих кадров. Генеральный директор "УЗ" заявил, что надеется на… очередное повышение тарифов на грузоперевозки в I кв. 2017 года. Можно вынести за скобки тот факт, что в условиях падения экономики и промпроизводства никто, будучи в здравом уме, не повышает налоги и тарифы. Наоборот, их снижают, чтобы стимулировать экономический рост.

Так делается во всем мире, и бывший глава PKP Cargo должен быть об этом прекрасно осведомлен. Однако он заявляет следующее: "Грузовые тарифы для нас – ключевой элемент стабилизации ситуации во всей компании. В текущем году с 30 апреля повысились грузовые тарифы, хотя планировалось два этапа повышения. Думаю, что в следующем году такое повышение также произойдет. Мы хотим, чтобы это произошло как можно скорее. Это нормальная политика. Если мы наше повышение тарифов сравним с уровнем инфляции, то мы даже не покрываем этот уровень, поэтому большой груз ложится на нас. В собственных ресурсах мы должны искать повышение продуктивности".

Последнее высказывание В.Бальчуна о необходимости искать повышение продуктивности в собственных ресурсах полностью перечеркивает его же предыдущие объяснения, почему надо повысить тарифы. Но ведь и все предыдущие руководители "УЗ" точно так же вместо оптимизации финансовых потоков компании пытались поправить дела за счет своих клиентов – крупных промышленных и аграрных предприятий. Которые, в отличие от "УЗ", работают в очень конкурентной среде, прилагая невероятные усилия для снижения себестоимости. И совсем не для того, чтобы заработать сверхприбыль, нет. Просто чтобы выжить, сохранить бизнес, налоговые поступления и рабочие места в условиях обвала мировых цен на сырьевых рынках. Итак, если подходы к работе у зарубежного реформатора ничем не отличаются от тех, что имели место ранее – то в чем реформа? И где обещанная экономия?

При назначении генеральным директором "УЗ" В.Бальчун обещал сосредоточиться на преодолении коррупции в компании и на повышении ее операционной эффективности, напоминает член парламентского комитета по вопросам транспорта Владимир Гусак. По его словам, когда В.Бальчун выступал на презентации, речь шла о быстром снижении операционных расходов "УЗ" на 10%, использовались тезисы "Укрзализныця без коррупции", "экономический анализ всех управленческих решений".

"Мы понимаем, что часть администрации, еще не реформированной системы "Укрзализныци", подталкивает нового руководителя к простым решениям – очередному повышению тарифов. Это перекладывание проблем самой "УЗ" на другие отрасли экономики – сельское хозяйство, промышленность, металлургию, которые сейчас и так находятся в тяжелом положении. Мы считаем, что новому руководству "Укрзализныци" необходимо отчитаться о первых результатах своей работы и представить комплексную программу повышения операционной эффективности – с указанием возможного экономического эффекта. Надо провести общественное обсуждение этой программы, чтобы определить, какие внутренние резервы есть у самой "УЗ". И только после реализации потенциала внутренних улучшений можно обсуждать возможность изменения грузовых тарифов "УЗ", – подчеркнул В.Гусак.

Он напомнил, что при предыдущих руководителях "УЗ" за счет повышения грузовых тарифов пыталась компенсировать свою операционную неэффективность. "Это приводило к сокращению объемов грузоперевозок и, как следствие, доходов самой "УЗ". Падение доходов опять пытались покрыть новым повышением тарифов – получался замкнутый круг. Нельзя допустить продолжения этой практики", – резюмировал член парламентского комитета по вопросам транспорта.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

Ferrexpo скоротила викиди вуглецю на 32%

Тарифи на електроенергію швидко та суттєво зростуть – НБУ

Нафтогаз запропонував Туреччині зберігати газ в українських підземних сховищах

ВСІ НОВИНИ ⇢