Жертвы стальной демократии

Публікації

Наиболее масштабные сделки в европейской металлургии оказались под угрозой срыва из-за слишком строгого следования демократическим процедурам, при которых все имеют не только собственное мнение, но еще и голос с правом "вето". Закономерно, что при таком раскладе шансы продавцов и покупателей ударить по рукам уменьшаются – время работает против них. Да и вообще у любого делового энтузиазма есть предел. Как и у обычного человеческого терпения.

Баба Яга на немецкий лад

Договоренность между крупнейшими стальными производителями Индии и Германии, корпорацией Tata Steel и концерном Thyssenkrupp, была достигнута без малого 2 года назад. Стороны решили объединить свои европейские подразделения в рамках совместного предприятия – рассчитывая таким образом сэкономить на расходах.

А сделать это можно за счет сокращения части мощностей и персонала, которые при слиянии становятся лишними. Согласно меморандуму, подписанному в сентябре 2017 г., синергетический эффект ожидался в размере 400-600 млн евро в год при сокращении 4 тыс. рабочих мест, или 8% от всего персонала объединенной компании.

Естественно, данная инициатива не вызвала энтузиазма у немецких профсоюзов. Они выдвинули требование: рабочие места не должны сокращаться. Либо при увольнении должны выплачиваться очень серьезные компенсации – не менее годовой зарплаты.

В немецких реалиях это оказалось довольно серьезным препятствием для сделки, учитывая, что у представителей профсоюзов половина мест в набсовете стального гиганта. Переговоры по данному вопросу тянулись более года и профсоюзам удалось в феврале 2018 г. выбить для своих членов "жирные" условия.

Хотя в таком случае для акционеров и менеджмента обеих компаний теряется очень серьезный стимул для слияния – раз они почти ничего не смогут на этом сэкономить. Из "пряников" остается только совместная сбытовая политика – да и то с оглядкой на чиновников Еврокомиссии, контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства ЕС.

Со своей стороны, Tata Steel оказалась в такой же ситуации в Великобритании, где ей принадлежало большинство предприятий, ранее входивших в компанию British Steel. В Великобритании камнем преткновения стал вопрос пенсионных выплат бывшим работникам метзаводов. Оказалось, что это очень серьезные суммы – около 15 млрд фунтов стерлингов (включая задолженность прежних лет) и немецкая сторона ожидаемо не захотела брать такой балласт на баланс будущего совместного предприятия.

Тогда как местные профсоюзы, защищенные британским прецедентным правом, отказались от уменьшения выплат. В итоге переговоров, занявших не менее года, индийцам в мае 2017 г. все же удалось добиться уменьшения будущих отчислений в пенсионный фонд металлургов – но за счет разовых выплат 550 млн фунтов здесь и сейчас. Кроме того, Tata избавилась от части британских активов – от тех, на которые смогла найти покупателей.

Казалось, теперь генеральному директору Thyssenkrupp Хайнриху Хайзингеру и председателю совета директоров Ульриху Лехнеру можно открывать шампанское вместе с представителями семейства Тата. Но не тут-то было. Представители профсоюзов в Германии, узнав об условиях, которых добились их коллеги в Нидерландах от администрации Tata Steel, посчитали себя обманутыми.

И в марте 2018 г. возобновили протесты, пока их не уравняют в правах. Похожая история ранее была с немецкими и британскими профсоюзами – когда то одним, то другим казалось, что зарубежным коллегам досталось больше бонусов. В итоге уже нынешней весной, получив все необходимые согласования, Х.Хайзингер заявил о намерении завершить подготовку многострадальной сделки до конца июня.

Однако незадолго до заседания набсовета Thyssenkrupp, назначенного на 22 июня, стало известно о новых требованиях профсоюзов, поддержанных миноритарными акционерами в лице инвесткомпаний Cevian и Elliott. На этот раз им не понравилось, что отчисления немецкого концерна в общий фонд совместного предприятия, предназначенные для финансирования социальных расходов, составят 4 млрд евро, а Tаtа – всего 2,5 млрд евро.

Хотя данный вопрос в общем-то напрямую не имеет отношения к условиям труда рабочего класса: это головная боль акционеров. Тем не менее лидеры профсоюза заняли пресловутую позицию Бабы Яги, которая всегда против – и добились решения о продлении переговоров с Tаtа об условиях финансирования фонда соцрасходов. В принципе вопрос не кажется непреодолимым: Х.Хайзингер заявил, что его можно решить путем изменения долей сторон в СП с предполагаемых 50/50 до 55/45 или даже 60/40.

Кроме того, индийская сторона может временно отказаться от получения дивидендов и таким образом компенсировать свой меньший вклад в финансирование соцобязательств. Однако, во-первых, не факт, что владельцы Tata Steel легко согласятся на один из этих вариантов. А во-вторых, нет совершенно никакой гарантии, что и после этого у немецких профсоюзов больше не будет вопросов.

Поэтому нет оснований говорить, что соглашение об СП подпишут до конца текущего года. Западные СМИ со ссылкой на источники в немецком концерне также отмечают, что если сделка и состоится, то только в 2019 г.

Надо отдать должное 58-летнему Х.Хайзингеру, который, будучи инициатором слияния, с истинно немецкой настойчивостью пытается довести начатое до логического конца. Но при таком раскладе, да еще и с постоянной критикой в свой адрес со стороны миноритариев он может в итоге махнуть на все рукой и уйти в отставку – чего и добиваются Cevian и Elliott.

Пять звезд над Ilva

Ранее МинПром подробно рассказывал о непростых обстоятельствах, которые предшествовали появлению концерна ArcelorMittal в Тарранто, на крупнейшем в ЕС металлургическом комбинате Ilva. Однако на этом приключения Лакшми Миттала не закончились. Сначала возникли вопросы у Еврокомиссии, и чтобы их снять, ArcelorMittal согласился продать 5 своих предприятий в ЕС: в Бельгии, Чехии, Румынии.

Затем весной нынешнего года на парламентских выборах в Италии правящая Демократическая партия потерпела поражение. В отставку пришлось уйти правительству во главе с Паоло Джентилони – с которым Л.Миттал и вел переговоры о покупке Ilva. Вместо него к власти пришла популистская партия "Движение 5 звезд", Movimento 5 Stelle. Она была основана в 2009 г. популярным в Италии комиком и блогером Джузеппе Грилло и ее поначалу не воспринимали всерьез.

Достаточно сказать, что одной из "звезд", т.е. главных программных целей партии, объявлено… стремление добиться всеобщего свободного доступа в интернет. Хотя никогда не приходилось слышать об ограничениях для итальянцев при доступе к всемирной сети – таких, как в Китае, КНДР, Иране и ряде других стран. Более того, в Италии помимо множества провайдеров стационарного и мобильного интернета работают еще и 32 тыс. бесплатные точки WiFi.

Одним словом, не похоже, что свободный доступ в интернет или его отсутствие являются головной болью для граждан Италии. Тем не менее Movimento 5 Stelle набрала большинство голосов на парламентских выборах и вместе с коллегами-популистами из движения "Лига" получила право формировать новое правительство. Должность вице-премьера, министра промышленности и экономики в нем занял лидер "5-звездочных" Луиджи ди Майо.

Однако еще до назначения один из лидеров партии Луиджи Феррамонти заявил о необходимости закрытия Ilva – по его мнению, крупнейший в ЕС металлургический комбинат необходимо перепрофилировать… в промышленный музей. Правда, чуть позже Л. ди Майо в ответ на обращение профсоюзов заверил, что никакого решения по комбинату в Тарранто не будет принято без тщательных консультаций.

И они уже состоялись, пока что неофициальные. Ни одна, ни другая сторона не комментируют их итоги. Но тот факт, что переговоры о судьбе Ilva Л. ди Майо начал с профсоюзами, а не с новым владельцем комбината – указывает, что в планы нынешнего правительства во главе с Джузеппе Конти (который является номинальной фигурой, так называемым "техническим" премьером) не входит продолжение работы крупнейшего в ЕС металлургического предприятия.

Не исключено, что на самом деле лидеров 5 Stelle волнует не состояние экологии в Южной Италии, а желание поиметь со сделки Л.Миттала какой-то личный гешефт. Ведь в конце концов ни одному итальянскому правительству не удавалось уйти без громких коррупционных скандалов на самом высоком уровне.

И в любом случае очевидно, что анонсированная ревизия соглашения предыдущего правительства по Ilva с Л.Митталом потребует от последнего определенных усилий (не исключено, что и финансовых) – чтобы убедить новые власти, что музеев в стране и так более чем достаточно, а комбинат в Тарранто все-таки лучше использовать по прямому назначению. Другое дело, захочет ли владелец ArcelorMittal тратить время и деньги на то, чтобы донести до "5-звездочных" столь очевидную истину.

Возможность отыграть назад у него есть. Предвидя, что покупка Ilva может затянуться из-за бюрократических проволочек в Еврокомиссии (ситуацию со сменой курса итальянских властей вряд ли кто-то мог спрогнозировать заранее), Л.Миттал заключил договор об аренде комбината на 2 года. После завершения этого срока он может либо заплатить за предприятие и стать его полноправным хозяином, либо развернуться и уйти.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

30 Квітня 2024

США розглядають заборону на імпорт російського урану

Український експорт з чорноморських портів сягнув довоєнного рівня – Кислиця

УЗ має всі механізми для продажу брухту

У березні французькі металурги збільшили виплавку сталі на 13%

Для зеленого переходу Європі до 2030 року потрібні майже €600 млрд

EUROFER очікує зростання споживання сталі в ЄС до 130 млн тонн

Українські енергетичні компанії за 2023 рік збільшили дохід на 8%

Розподілена генерація для захисту від блекаутів включатиме інноваційні системи – Укренерго

29 Квітня 2024

Міненерго пояснює чому хоче підвищити тариф на електроенергію

Україні дозволили продовжити перемовини про транспортний безвіз

ArcelorMittal інвестує у модернізацію коксохімічного заводу в Польщі

Бронювання працівників: Мають бути чіткі, прозорі правила і критерії бронювання

Конфіскація російських активів допоможе Україні профінансувати війну до 2028 року

Мінвідновлення захищає  4 тис об’єктів критичної інфраструктури

Україна втратила половину своїх терміналів

Протягом січня-березня іспанські металурги скоротили випуск сталі на 2,3% 

ВСІ НОВИНИ ⇢