Интерпайп раскрутил колеса

Публікації

Согласно ожиданиям холдинга "Интерпайп" 2017 год может стать для него рекордным по объемам выпуска железнодорожных колес. Мощности колесопрокатного цеха на Нижнеднепровском трубопрокатном заводе загружены более чем на 80%. Компания даже решилась инвестировать дополнительно 15 млн долл. в это направление, хотя ей сейчас дорога каждая копейка. Актуальные долги "Интерпайпа" превышают 1 млрд долл., и владельцу холдинга Виктору Пинчуку пока не удалось договориться с кредиторами об их частичном списании и реструктуризации.

Реактивная отдача

В прошлом году "Интерпайп" произвел 172 тыс. т железнодорожных колес и осей, за первое полугодие-2018 – 95 тыс. т. Согласно прогнозам директора компании по финансам и экономике Дениса Морозова по итогам года показатель составит примерно 188 тыс. т, т. е. примерно на 10% больше, чем год назад. В 2019 г. есть все шансы, что и этот результат будет превзойден. Если же сравнивать нынешние достижения с провальным 2015 г., когда продажи вагоностроителям составили всего 93 тыс. т, то получается, что компания за 4 года удвоила выпуск колесной продукции. И уже чувствует затылком потолок. Сегодняшние мощности завода "Интерпайп-НТЗ" рассчитаны на 220 тыс. тонн колесного проката в год. Увеличивать их в компании пока не бегут, предпочитая вкладывать деньги в создание более качественного и дорогого продукта и рассчитывая, что в условиях не до конца удовлетворенного спроса цены на колеса продолжат расти.

В 2016 г. холдинг В.Пинчука инвестировал в колесный проект 16 млн долл., за счет чего были построены новые участки по чистовой механической обработке колес и осей, а также по сборке колесных пар. Ставка сыграла. По словам Д.Морозова, вложения уже окупились –хватило одного года. Теперь принято решение направить еще 15 млн долл. на строительство новой линии для производства ж/д колес с чистовой механической обработкой – для пассажирских поездов, локомотивов, грузового и тяжело нагруженного транспорта. Новая линия позволит увеличить производство более сложных продуктов, в т. ч. колес улучшенных конструкций с более длительным сроком эксплуатации. Заработать она должна уже в 2019 г., а окупится – в течение 2 лет.

"Благодаря расширению мощностей в 2016 году и благоприятной рыночной ситуации нам удалось начать продажи новых продуктов, таких как колесные пары, и нарастить продажи чистовых механически обработанных колес, – отметил Д.Морозов на международной выставке InnoTrans, проходившей 18-21 сентября в Берлине. – Кроме того, на оборудовании, запущенном в 2016 г., мы производим более сложные конструкции – например, собственную линейку колес для грузового транспорта с низконапряженным диском Ultimate. Данную конструкцию уже успешно используют наши европейские клиенты, такие как VTG, Nacco, ERR и Inveho". Ultimate – это фирменная разработка "Интерпайпа" в соответствии с европейскими требованиями к механическим и термомеханическим свойствам при торможении и уровню шума. Колеса позволяют выдерживать повышенные нагрузки, поэтому в "Интерпайпе" надеются, что на европейском рынке они смогут потеснить наиболее привычную сейчас для грузовых вагонов колесную конструкцию BA 004.

Шпагатный маркетинг

Рынок ЕС в холдинге В.Пинчука считают самым перспективным и маржинальным, но это завтрашний день компании, а сегодня приходится растягиваться в шпагате между родиной и Россией. Первую "Интерпайп" себе снова возвращает, вторую – постепенно теряет. В 2011 г. холдинг почти 80% своей колесной продукции сбывал внутри страны. Но глубокий застой в отечественном вагоностроении вынудил "Интерпайп" к переориентации на внешние рынки. До последнего времени российский рынок оставался ключевым в сбытовой географии холдинга, несмотря на все заявления о диверсификации.

В частности, в корзине продаж ж/д продукции "Интерпайпа" за 2017 г. на рынок СНГ приходилось целых 52%. По сравнению с предыдущим годом, эта доля даже выросла на 4%. Хотя по итогам 2018 г., несомненно, будет зафиксирован откат. Первая причина в том, что в апреле текущего года коллегия Евразийского экономического союза повысила пошлины на ввоз ж/д колес из Украины с безобидных 4,75% до 34,22% от таможенной стоимости. По предварительным оценкам менеджеров "Интерпайпа", сбыт на рынках СНГ после весеннего увеличения пошлин уменьшился примерно вдвое.

Однако время для заградительных пошлин оказалось очень неудачным. На российском рынке образовался острый дефицит колес для вагонов, и очень скоро продукция "Интерпайпа" вернулась на российский рынок, просто стала более чем на треть дороже. Уже в мае крупнейший ж/д перевозчик РФ – Первая грузовая компания – подписала с холдингом В.Пинчука контракт на поставку цельнокатаных колес на 467 млн рублей. Объем закупок в штуках стороны не сообщили, но исходя из ценовой конъюнктуры можно говорить о партии в более 10 тыс. колес. За ПГК подтягиваются и другие. Но Боливар, как гласит афоризм, не вынесет двоих. Прокатных мощностей "Интерпайпа" может не хватить на удовлетворение спроса и в России, и в Украине. Хотя самой компании такая ситуация только на руку, поскольку позволяет диктовать свои условия покупателям.

Дело в том, что в Украине в текущем году планируется выпустить вдвое больше вагонов, чем за прошлый год – порядка 13 тыс. единиц. А значит, понадобится более 100 тыс. колес (и это без учета замены колесных пар на уже находящемся в эксплуатации подвижном составе). Здесь и кроется вторая причина изменений сбытовой политики "Интерпайпа". Поставки на внутренний рынок сегодня выглядят даже экономически целесообразнее. Но и терять покупателей в России В.Пинчуку жалко. А в полную силу работать на два фронта трудно даже технологически.

За три квартала 2018 г. только через систему Prozorro "Укрзализныця" закупила у "Интерпайпа" почти 30 тыс. колес. Суммарная контрактная стоимость этих заказов превышает 0,5 млрд грн. Но кроме того, заказы поступают и не напрямую от "УЗ", а от вагоностроительных и вагоноремонтных заводов страны. Колесное оживление благоприятно повлияло и на финансовые показатели Нижнеднепровского трубопрокатного завода. В 2017 г. он получил 313 млн грн. прибыли, тогда как годом ранее демонстрировал убытки на 1,1 млрд грн. Маржа у колес выше, чем у большинства видов труб, поэтому на единицу потраченного металла они приносят больше дохода.

В неоплатном долгу

В холдинге не отрицают, что сегмент продукции для железнодорожников в общей копилке денежных поступлений за последние годы набирает вес, но давать точные цифры наотрез отказываются. Свои финансовые показатели "Интерпайп" не обнародует еще с 2012 г. Такая позиция напрямую связана с огромной кредитной задолженностью, висящей над компанией. Она сегодня уже не способна полностью справляться с погашением всех обязательств, а открытие финрезультатов, как полагают в руководстве "Интерпайпа", может ухудшить переговорные позиции с кредиторами. Хотя если оценивать прошедший и текущий годы, ситуация не столь печальна, как было в 2014-2015-м.

По оценкам лондонской финансовой компании Reorg Research, EBITDA "Интерпайпа" за 2017 г. находился на уровне 120 млн долл. Многие украинские компании прыгали бы от счастья от такой цифры. Но по сравнению с суммой в 1,25 млрд долл. обязательств, которые холдинг В.Пинчука летом предложил к реструктуризации, показатель выглядит не так внушительно. Поэтому кредиторы до сих пор не приняли план "Интерпайпа". Тем более что он предполагает списание более 50% накопленного долга. "До сих пор украинские компании не добивались успеха в сделках, в которых кредиторы, в том числе держатели публично торгуемых инструментов, соглашаются на существенные списания долга, но при этом акционеры сохраняют свои доли, – прокомментировал данный план аналитик по вопросам металлургического сектора инвесткомпании Concorde Capital Дмитрий Хорошун. – Если "Интерпайпу" удастся закрыть такую сделку, это будет большим успехом для компании".

Пока позитивных сигналов с переговоров не поступало. Поэтому нельзя исключать и других вариантов решения долговой проблемы. Как заметил в одном из недавних интервью Д.Морозов, ранее речь шла и о вхождении кредиторов в капитал холдинга, но в итоге было предложено другое решение. Хотя если оно ни к чему не приведет, В.Пинчуку, возможно, придется все же впустить в "Интерпайп" сторонних совладельцев.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢