Как убивают железорудный экспорт

Публікації

Попытки властей регулировать хозяйственную деятельность всегда приводят к одному и тому же результату. В разных странах. Примеры Ирана и Индии, где у государства в экономике колоссальный вес, позволяют спрогнозировать последствия от попыток необоснованного повышения налоговой нагрузки на железорудную отрасль Украины – в соответствии с законопроектом №1210, который сейчас готовится к рассмотрению Верховной Радой.

Иран: экспорт сошел на нет

Добыча железной руды в Иране растет параллельно с увеличением стальной выплавки: с 25,5 млн т в 2009 г. до 33 млн т по итогам 2015 г. Значительные объемы ЖРС при этом экспортировались: концентрат, кусковая руда и мелочь. С 21 марта по 22 августа текущего года, т.е. за 5 мес. по местному календарю, зарубежным покупателям отгружено 7,86 млн т. Это на 4,3% больше по сравнению с тем же периодом предыдущего года.

Однако на самом деле уже в августе за стандартный календарный месяц было зафиксировано падение на 23,4% в годовом сравнении, до 319 920 т – по поставкам в Китай, на который приходится 90% иранского железорудного экспорта. Далее в сентябре показатель рухнул до 129 534 т. Причиной стало введение официальным Тегераном 20% пошлины на экспорт железной руды.

Это привело к повышению на 20% отпускных цен и сделало иранскую продукцию неконкурентной на мировых рынках. Китайские трейдеры в комментариях СМИ отмечали, что уже нашли замену этим поставкам, переключившись на закупку руды в ЮАР.

"Основным преимуществом иранской руды является ее низкая стоимость. Если иранские цены повышаются от тарифов, они могут быть полностью заменены другими основными производителями руды", – сказал китайский трейдер, покупавший у Ирана от 2 до 3 млн т железной руды в год.

Совершенно очевидно, что то же самое будет и в случае принятия Верховной Радой законопроекта №1210, предусматривающего рост рентной платы за добычу железной руды в 4-5 раз. Только здесь, в отличие от Ирана, вместо введения экспортной пошлины используется повышение уже существующих налогов. Но результат, безусловно, будет тот же самый.

Правда, официальный Тегеран пошел на такой шаг осознанно: власти страны активно развивают собственную металлургическую промышленость. До конца 2020 г. анонсировано введение в эксплуатацию новых сталеплавильных мощностей на 10 млн т, общий показатель в таком случае достигнет 30 млн т. В связи с этим Министерство металлургии и горнодобывающей промышленности хочет остановить вывоз сырья под обеспечение своих будущих потребностей.

В Украине ситуация иная. Здесь в результаты войны на Донбассе утрачена часть металлургических предприятий – потребителей ЖРС. Они остались на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей. Железорудным горно-обогатительным комбинатам ничего не остается, кроме как экспортировать объемы продукции, не востребованной на внутреннем рынке. Заодно это приносит стране валютные поступления, необходимые для поддержания курса гривны. По итогам 2018 г. – 2,869 млрд долл., по данным Государственной фискальной службы Украины.

Кроме того, железорудные ГОКи обеспечивают работу смежным отраслям: железнодорожной и портовой. А транспортники, так же как и горняки, платят налоги, создают занятость населения, позволяя гражданам зарабатывать на жизнь у себя дома, а не в соседней Польше. Поэтому если депутаты Верховной Рады все же примут законопроект №1210 без учета предложений бизнеса – у нас будет реализован иранский сценарий с прекращением железорудного экспорта. И последствия для украинской экономики будут самые печальные.

Как подсчитали в Федерации металлургов Украины, в таком случае вместо дополнительных поступлений бюджет получит снижение на 3-4 млрд грн. за год – с учетом негативного влияния на работу смежных отраслей и неизбежного падения объемов добычи и экспорта железной руды.

Индия: последствия запретов

Правительство Индии уже много лет назад ввело пошлины на экспорт железной руды и постепенно повышало их до нынешнего значения в 30%. Мотивы у официального Дели примерно те же, что и в Тегеране: сохранить имеющуюся ресурсную базу под будущее развитие национальной металлургической промышленности. К 2030 г. в стране хотят выплавлять 300 млн т стали ежегодно.

Учитывая потенциал индийской экономики, обеспечивающей потребности населения в 1,373 млрд чел., цифра кажется не такой уж и фантастической. И тогда стремление тамошнего правительства остановить экспорт ЖРС выглядит логично. Но это только на первый взгляд, без учета реалий.

Дело в том, что сегодня добывающие мощности в Индии существенно превышают сталеплавильные. Поэтому в условиях фактического отсутствия экспорта из-за действия заградительной пошлины на площадках местных ГОКов скопились гигантские запасы готовой товарной продукции. По состоянию на начало октября текущего года они достигли 163 млн т.

В индийской Федерации горнодобывающей промышленности FIMI справедливо опасаются, что эти запасы станут препятствием для продления действующих лицензий на разработку железорудных месторождений. Срок их действия у большинства компаний заканчивается в марте 2020 г.

Со своей стороны, Министерству металлургической промышленности Индии в конце сентября удалось протолкнуть через местный Кабмин постановление, обязывающее власти штатов продлить действие разрешений по железорудным месторождениям – но только для госкомпаний. Таким образом, под вопросом остается дальнейшая судьба частных добытчиков.

Тем не менее у центрального правительства появилось понимание, что ситуацию завели в тупик (сами министры) и без восстановления железорудного экспорта разрулить ее никак не удастся. Поэтому для железорудной мелочи пошлину обнулили. Это позволило крупнейшему добытчику, госкомпании NMDC, в конце сентября снизить отпускную цену железорудной мелочи по зарубежным контрактам на 3 долл./т, до 35 долл./т. Ее примеру последовали остальные компании.

Таким образом индийским производителям ЖРС удалось восстановить конкурентоспособность на мировых рынках, отмечают эксперты. Данный пример наглядно иллюстрирует, насколько критичной для железорудной компании является дельта даже в 2-3 долл./т. И в случае принятия законопроекта №1210 повышение ренты фактически равносильно введению заградительной пошлины на экспорт ЖРС, одного из важнейших источников валютных поступлений для Украины.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

2 Травня 2024

Запоріжкокс з початку року збільшив обсяги виробництва

Україна в квітні збільшила імпорт електроенергії на третину

ArcelorMittal очікує на відновлення попиту на сталь у ЄС

Аграрії просять уряд на три місяці продовжити чинне бронювання працівників

ДТЕК Енерго спрямував прибуток за минулий рік на відбудову ТЕС

В Брюселі пройде форум ЄС-Україна з питань оборонної промисловості

Через активну роботу СЕС вдень в Україні зафіксований профіцит електроенергії

Іспанська Tubos Reunidos заявляє про намір стати першім у світі виробником труб без викидів вуглецю

ArcelorMittal закрил коксохімічне виробництво у місті Зениця

Проблеми з судноплавством у Червоному морі можуть тривати до кінця року

Австралія має намір побудувати 25 ГВт вітроенергетичних потужностей

Індійські металурги занепокоєні зростанням імпорту сталі

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

ВСІ НОВИНИ ⇢