Реформа УЗ – это вопрос экономической безопасности

Економіка Точка зору Транспорт
Реформа УЗ – это вопрос экономической безопасности

Украинская железная дорога – это логистический базис, на котором строится национальный экспорт. Можно сколько угодно рассматривать альтернативные транспортные решения в виде речных и автотранспортных грузоперевозок. Но они не смогут в полной мере заменить железную дорогу. К сожалению, действия правления и наблюдательного совета “Укрзализныци” погрузили компанию в глубокий кризис.

Год 2020-й УЗ закончила с убытком в 11,9 млрд грн, реструктуризация долга перед российским “Сбербанком” закончилась ежегодной переплатой 14 млн долл, отказ продлить кредитный договор с ЕБРР на обновление парка вагонов привел к выплате банку штрафных санкций в размере 85 млн грн. Эти и ряд других решений топ-менеджмента создали для ж/д монополиста угрозу дефолта. Ситуация усугубляется процветающей в компании коррупцией. По данным временной следственной комиссии ВРУ ущерб от коррупции в 2020 году в УЗ составил 8 млрд грн.

Это больше, чем “Укрзализныця” получила от повышения тарифов на грузоперевозки в 2019 году. Тогда тарифы повысили на 14%, дополнительно собрав с бизнеса 7 млрд грн, однако инвестиционный план УЗ был выполнен лишь на 51%. Такая же ситуация наблюдалась и в предыдущие годы: в 2016-м инвестплан выполнен на 62%, в 2017-м – на 68%, в 2018-м – на 67%. Очевидно, что из-за коррупции и неэффективного управления УЗ не может развиваться. Большая часть доходов “съедается” за счет кросс-субсидирования убыточного пассажирского направления или разворовывается.

Таким образом УЗ превратилась в “черную дыру”, где бесследно исчезают деньги украинских налогоплательщиков. В выигрыше остаются только коррупционеры и топ-менеджмент. Грузоперевозчики же несут убытки из-за низкого качества услуг украинской ж/д и постоянно растущих тарифов на грузовые перевозки. Последнее решение Мининфраструктуры повысить их стоимость еще на 30% – глубоко ошибочный шаг. Это никак не поможет поправить финансовое положение УЗ, однако заметно снизит конкурентоспособность украинского экспорта.

Считаю, что правительство должно как можно скорее начать реформу “Укрзализныци”. Компанию следует разделить на несколько самостоятельных филиалов. Общую реформу ж/д логистики необходимо также дополнить принятием закона о железнодорожном транспорте и учреждением независимой Нацкомиссии по тарифам на транспорте. Только так можно сформировать прозрачные и экономически обоснованные тарифы и спасти «УЗ» от банкротства.

Сергей Магера, народный депутат Украины

Новини

2 Травня 2024

Запоріжкокс з початку року збільшив обсяги виробництва

Україна в квітні збільшила імпорт електроенергії на третину

ArcelorMittal очікує на відновлення попиту на сталь у ЄС

Аграрії просять уряд на три місяці продовжити чинне бронювання працівників

ДТЕК Енерго спрямував прибуток за минулий рік на відбудову ТЕС

В Брюселі пройде форум ЄС-Україна з питань оборонної промисловості

Через активну роботу СЕС вдень в Україні зафіксований профіцит електроенергії

Іспанська Tubos Reunidos заявляє про намір стати першім у світі виробником труб без викидів вуглецю

ArcelorMittal закрил коксохімічне виробництво у місті Зениця

Проблеми з судноплавством у Червоному морі можуть тривати до кінця року

Австралія має намір побудувати 25 ГВт вітроенергетичних потужностей

Індійські металурги занепокоєні зростанням імпорту сталі

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

ВСІ НОВИНИ ⇢