Возвращение старых членов в Набсовет Укрзализныци поставит крест на реформе компании
Точка зору ТранспортРеформа «Укрзализныци» вновь забуксовала. На этот раз – на назначении нового состава наблюдательного совета, без решений которого провести реформу невозможно. На сегодняшний день полномочия 6 из 7 членов НС «УЗ» прекращены. Для бизнеса и экспертов это хорошая новость, так как работа прошлого состава НС была провальной почти по всем направлениям.
Однако намерение Мининфраструктуры вернуть в набсовет уволенного блогера Лещенко вызывает много вопросов. В бытность членом НС «УЗ» он отвечал за борьбу с коррупцией, но с этой задачей не справился. Согласно отчету ВСК ВР в 2020 году потери ж/д монополиста от коррупции составили не менее 8 млрд грн.
Лояльность Лещенко к действующей власти не должна стать главным критерием его возвращения в «УЗ». Правительство должно отказаться от услуг людей, которые не имеют необходимых профессиональных знаний и опыта для работы в наблюдательном совете «Укрзализныци». Содержание таких людей слишком дорого обходится Украине.
Вот лишь несколько фактов, иллюстрирующих крайне неэффективную работу предыдущего состава НС «УЗ». Во-первых, Набсовет своим решением запретил правлению проводить какие-либо структурные преобразования компании. Именно таким образом было заблокировано разделение «УЗ» на несколько самостоятельных филиалов, на котором настаивали в Евросоюзе и Кабинете министров. Без реформы стало невозможным провести финансовое оздоровление «УЗ».
Именно НС отменил пролонгацию кредитного договора с ЕБРР на строительство и обновление вагонного парка. В результате была заблокирована инвестиционная программа «Укрзализныци», а государству пришлось выплатить 85 млн грн комиссии за неиспользованный кредит.
Несмотря на полный провал реформы компании и хронические убытки, наблюдательный совет «УЗ» не забывал платить себе высокие зарплаты. Прошлый 2020 год ж/д монополист закончил с убытком 11,7 млрд грн, в первом полугодии 2021 года убыток составил еще 1,4 млрд грн. Тем не менее, все это время члены НС «УЗ» получали зарплаты в пределах 300-600 тыс грн в месяц. Похоже, что за счет государственной компании члены набсовета чувствовал себя как вельможи: в прошлом году на их питание было потрачено 2 млн грн, а на авиаперелеты — 5 млн грн.
При этом, согласно отчету ВСК ВР, каждое пятое запротоколированное заседание набсовета «УЗ» в реальности не проходило. Это очень похоже на служебный подлог, поэтому я считаю, что этим вопросом должны заняться правоохранительные органы.
Возвращение Лещенко — это, по сути, возвращение ко всем «грехам» старого состава НС. Призываю правительство как можно быстрее назначить в набсовет «УЗ» профессионалов и начать структурную реформу компании. Это станет первым шагом к спасению украинской железной дороги.
Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram