ГМК может стать локомотивом декарбонизации

Екологія Металургія Технології Точка зору
ГМК может стать локомотивом декарбонизации

Украинский ГМК сегодня генерирует 26% выбросов СО2. Это значит, что декарбонизация, в первую очередь, касается этого сектора экономики. Климатический саммит в Глазго подвел черту под климатическими обязательствами Украины, которые она взяла на себя в рамках Парижского соглашения по климату. На саммите украинская делегация презентовала обновленный Второй национально-определенный вклад (НОВ2), согласно которому наша страна обязуется до 2030 года снизить выбросы СО2 на 65% от уровня 1990 года. Кроме того, мы взяли на себя обязательство до 2060 года сделать украинскую экономику углеродно-нейтральной.

В Украине ведутся различные дискуссии относительно реалистичности наших климатических обязательств перед международным сообществом. Например, часть бизнеса вопрошает, почему ЕС пообещал снизить до 2030 года парниковые выбросы на 55%, а Украина на 65%, зачем «бежать впереди паровоза»? Ведь финансовые возможности ЕС и нашей страны несопоставимы. Вопрос действительно непростой, ведь за каждым процентом снижения выбросов стоят миллиарды долларов, которые промышленники должны инвестировать в экомодернизацию производства.

Как бы то ни было, декарбонизацию необходимо начинать уже сегодня. Эксперты подсчитали, что внедрение наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ) по снижению выбросов обойдется предприятиям ГМК в 6,6 млрд долл, а для достижения углеродной нейтральности потребуются инвестиции в объеме 25,5 млрд долл. Суммы колоссальные. Опыт Евросоюза показывает, что реализация таких масштабных инвестиций возможна лишь при участии государства. Пока этого участия, к сожалению, нет, как, впрочем, и понимания того, как власть должна помогать бизнесу проводить экомодернизацию производства.

Тем не менее украинский ГМК, не дожидаясь государственной помощи, наращивает капитальные инвестиции во внедрение экотехнологий. В 2017 году на эти цели было направлено 4,1% (55 млн долл) всех капитальных инвестиций, в 2020 году – 8,3% (138 млн долл). Власти важно понять, что ГМК может стать настоящим локомотивом декарбонизации национальной экономики. При этом необходимо учитывать, что инвестиционный цикл в металлургии составляет 20 лет, а перестройка отрасли «на зеленые рельсы» займет 30-40 лет.

Поэтому уже сегодня нужно создавать Государственный фонд декарбонизации (соответствующий законопроект зарегистрирован в парламенте), предоставлять компаниям ГМК фискальные и кредитные стимулы для технического перевооружения. Декарбонизация работает только так, доказано ЕС.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢