Железнодорожная отрасль: рикошет

Публікації

Двукратное падение объемов перевозок в 2009 г., привело к существенному сокращению доходов "Укрзализныци". Это, в свою очередь, рикошетом ударило по смежным промпредприятиям, для которых госмонополия является основным заказчиком.

Снижение поступлений от перевозок грузов и пассажиров железнодорожники компенсируют пропорциональным уменьшением капитальных затрат. В результате основной поставщик шпал для "Укрзализныци", ОАО "Спецжелезобетон" (г. Гнивань, Винницкая обл.) вынуждено по сравнению с прошлым годом уменьшить производство с 850 до 300 тыс. шт. При этом предприятие отгружает для госмонополии 90% своей продукции. А ведущий в Украине производитель рельсовых креплений, львовская корпорация "Путевые ремонтные технологии", сообщила о сокращении законтрактованных на текущий год объемов поставок для "Укрзализныци" на 30% по сравнению с 2008 г. Результатом стало сокращение персонала на львовском заводе на 27%, до 1500 чел. Соответственно уменьшились и закупки "Укрзализныцей" рельсов у мариупольского комбината "Азовсталь".

При этом в период кризиса железнодорожники экономят не только на путевом хозяйстве, но и на своем подвижном составе. На это указывают показатели работы ряда отраслевых предприятий по итогам 9 мес. 2009 г. Так, Днепропетровский тепловозоремонтный завод за отчетный период сократил чистую прибыль с 8,15 до 1,0 млн. грн. При этом выполнение работ в денежном эквиваленте уменьшилось с 236,14 до 74,29 млн. грн. А Львовский локомотиворемонтный завод за январь-сентябрь вообще получил чистый убыток в размере 1,13 млн. грн. по сравнению с чистой прибылью 5,8 млн. грн., полученной за тот же период годом ранее. Объемы выполнения работ были уменьшены с 152,9 до 88,76 млн. грн. Запорожский электровозоремонтный завод также показал ухудшение показателей: выполнение работ уменьшилось с 251,54 до 120,41 млн. грн., чистая прибыль с 3,13 до 0,28 млн. грн. Но наибольшую динамику падения продемонстрировал Изюмский тепловозоремонтный завод, который только за I квартал сократил производство с 6,5 млн. грн. до 69 тыс. грн. Это привело к чистому убытку в 1,98 млн. грн., тогда как в 2008 г. предприятие имело пусть и небольшую, но все же позитивную рентабельность. По сравнению с ним относительно неплохо обстоят дела на Киевском электровагоноремонтном заводе им. Январского восстания: там за 9 мес. производство уменьшилось "всего" с 166,47 до 106,78 млн. грн., а чистая прибыль с 2,03 до 1,35 млн. грн. Как говорится, могло быть и хуже. Тем не менее, общая тенденция по всем видам подвижного состава "Укрзализныци" просматривается однозначно: существенное сокращение ремонтных работ.

Уменьшились и закупки "Укрзализныци" на Днепропетровском и Керченском заводах стрелочных переводов – а это примерно 50% от общего объема их производства. Всего, по оценкам Ассоциации производителей оборудования железнодорожной инфраструктуры, входящие в ее состав предприятия в 2009 г. утратили две трети заказов. Вместе с тем следует отметить, что вагоностроители Крюковского и Стахановского заводов, а также "Днепровагонмаша" и "Азовмаша", сталкиваются с аналогичными проблемами. Однако они уже не первый год успешно решают их за счет расширения продаж в страны СНГ – прежде всего в Российскую Федерацию, Казахстан и Беларусь. Тогда как большинство производителей железнодорожной инфраструктуры заявляет о невозможности выхода на внешние рынки из-за своей узкой специализации, не предусматривающей перепрофилирования.

Несмотря на некоторый рост объемов грузоперевозок в IV квартале, смежникам "Укрзализныци" не приходится ожидать улучшения в обозримом будущем. Поскольку значительным риском для железнодорожников по-прежнему остаются курсовые колебания. Всего в текущем году "Укрзализныця" выплатила 7 млрд. грн по внешним займам, которые предоставлялись в долларах и евро, тогда как свои доходы железные дороги получают преимущественно в гривне. Кроме того, как отмечают в Государственной администрации железнодорожного транспорта, правительство и местные власти очень неаккуратно рассчитываются по компенсации за льготные пассажироперевозки. То есть, попросту говоря, платят не в полном объеме, накапливая задолженность. Этими факторами главным образом и обусловлен прогнозируемый по итогам 2009 г. дефицит оборотных средств "Укрзализныци" в размере 1,6 млрд. грн. В таком случае железным дорогам действительно не до капитальных инвестиций.

Тем не менее, ряд смежных предприятий видит выход из ситуации в своем возвращении в состав "Укрзализныци". Напомним, что из ее структуры смежники были выведены в апреле 2008 г. по инициативе тогдашнего главы транспортного ведомства Иосифа Винского. Позднее, после его отставки, данный приказ был отменен Кабмином, однако это коснулось не всех заводов. Поэтому, в частности, правление ОАО "Гниванский завод "Спецжелезобетон" в конце октября направило в Минтранссвязи обращение с просьбой о включении предприятия в состав "Укрзализныци"». По мнению топ-менеджмента, таким образом можно будет покрыть понесенные убытки. Между тем в транспортном ведомстве с ответом не спешат, поскольку включение в ее структуру убыточных заводов еще больше ухудшит финансовое положение самой "Укрзализныци".

Игорь Воронцов

Новини

3 Травня 2024

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

Ferrexpo скоротила викиди вуглецю на 32%

Тарифи на електроенергію швидко та суттєво зростуть – НБУ

Нафтогаз запропонував Туреччині зберігати газ в українських підземних сховищах

Інфляція в єврозоні у квітні 2024 року зросла на 2,4%

ВСІ НОВИНИ ⇢