Конец Сильной Украины как начало политического сезона

Точка зору

Анонсированное еще летом слияние политпроекта Сергея Тигипко с «материнской» Партией регионов стало реальностью. Даже с 4% рейтинга его партия могла оттянуть на себя голоса избирателя Юго-востока. Теперь, возглавив на пару с Азаровым, первую пятерку Партии регионов, былая «надежда нации» должен превратиться из безжалостного «урезателя» социальных льгот в распорядителя благотворительной помощи от президента.

Добровольно-принудительная зачистка

Мотивы, которые побудили Сергея Тигипко фактически уступить свою партию по заниженной цене, комплексны. Но главным из них можно считать желание остаться во власти и не ввязываться в политическую борьбу в условиях, когда ПР стремится к монополизации влияния на юго-восточного избирателя. Именно на возвращение былых симпатий социально зависимых слоев и сделана ставка президентом. В эту же канву – реабилитации имиджа партии в среде базового электората – вписывается и очередное заявление Виктора Януковича о скором принятии закона о статуе русского языка. Мешать «аукциону невиданной щедрости» от «регионалов» на их родных просторах не должен никто. Даже максимально утративший своих симпатиков былой третий по рейтингу кандидат в президенты. 4% оказались его ядерным электоратом. Сама Партия регионов имеет от 16,8 до 18,2% симпатий. Так что лишние проценты ей не помешают. Может ли объединение партий создать кумулятивный эффект, при котором 4% Тигипко автоматически плюсуются к рейтингу ПР?

Социолог Евгений Копатько в этом не уверен. Он считает, что прямолинейного кумулятивного эффекта не будет. В то же время Копатько думает, что не Тигипко, не Партия регионов не потеряют от объединения. То есть суммарного приращения негатива также не будет. «Те, кто хорошо относился к Тигипко, и будут продолжать хорошо относиться – подчеркивает он. – Власть таким шагом только усиливается, и показывает той же оппозиции, что силы, придерживающиеся примерно одного идеологического течения, могут действовать сообща, дополняя друг друга».

Амбиции былого главы «Сильной Украины» озвучены им самим: он не против возглавить Партию регионов«Сергей Тигипко с удовольствием шел бы на выборы, и мог бы даже преодолеть 5%, – считает политолог Виктор Небоженко – но ПР ему этого не дает. Потому он принял оптимальное решение – продал свою политсилу».

Но не исключено, что уже после выборов Тигипко снова проведет какой-нибудь съезд, и скажет, что готов начать собственный политпроект, высказывает предположение Небоженко. «У него такая стратегия. Он – банкир, торговец. И собственным политическим брендом торгует весьма успешно. Для себя», – афористично замечает аналитик.

На грош – амуниции, на рубль – амбиции

Что бы не произошло в будущем, на данный момент более чем двухлетние гадания на тему того, какую стратегию изберет Тигипко, окончены. Амбиции былого главы «Сильной Украины» озвучены им самим: он не против возглавить Партию регионов. Однако вряд ли это произойдет до выборов. Прежде всего, ПР с ее жесткой донецко-клановой структурой не сможет возглавить «ушлый днепропетровец».

«Такие амбиции не могут иметь отклика в ПР», – уверен политолог Тарас Березовец. Он лишний раз напоминает, что «обновление кадров» Партии регионов, о котором твердят уже несколько лет, так и не произошло. Структура партии, в том числе ее руководящих органов, остается старорежимной. «Тигипко возглавит публичный выборный штаб ПР. То есть, повторится ситуация 2004 года. Теневым же штабом будут руководить иные люди», – уверен Березовец.

Вторая причина, почему Тигипко вряд ли возглавит Партию регионов в ближайшее время, заключается в том, что премьер-министру и лидеру ПР Николаю Азарову пока ничего не угрожает. Он «должен пахать», как выразился президент. Пахать до выборов. И раздавать теперь крупицы того, что было забрано у населения в результате жесткой неолиберальной политики за два последних года. Теперь Янукович, Азаров и Тигипко, которые ассоциируются с пенсионной реформой, урезанием льгот и падением уровня жизни, будут исправлять свой имидж раздачей «Витиной тысячи» и повышением пенсий.

Новая социальная политика Януковича – это и есть лейтмотив предвыборной кампании Партии регионов (достаточно было послушать, о чем бравурно вещали на внешнем съезде ПР, проходившем 17 марта в Киеве). Реабилитирует ли это Азарова и Тигипко в глазах социально несамостоятельного электората, в первую очередь, на Юго-востоке? Лично их – вряд ли, хотя «регионалам» 5-6 дополнительных процентов принесет. Тем более что политическая альтернатива для жителей этого «электорального гетто» (по выражению В. Небоженко) сузилась до минимума.

Юго-восток в предвыборных раздумьях

Теперь на политическом поле Юго-востока ситуация вернулась к состоянию на конец 2009 года. Электорату, отошедшему от ПР, остается голосовать либо за коммунистов, либо «ногами» – вовсе не идя на выборы. У него есть вариант также голосовать за «русские партии», но, во-первых, в число сторонников последних входят совсем уж русофилы-фанатики, а, во-вторых, вряд ли эти партии выпустят на «вольный выпас» в условиях, когда все прочие альтернативы, кроме КПУ, целенаправленно нивелируются.

И тут стоит обратить внимание вот на что. В свое время Тигипко воспринимали как выразителя интересов среднего класса. Как нынешняя власть относится к среднему классу, она показала еще во времена подготовки Налогового кодекса в 2010 году. По сути, с тех пор ничего кардинально не изменилось. И если ныне регионалы вынужденно озаботились симпатиями социально-зависимого электората, то среднего класса их «новый курс» никак не касается. И это может вынудить былых избирателей Тигипко уходить к Яценюку, Тимошенко или же, опять-таки, голосовать ногами.

Двухпартийный тренд

Конец «Сильной Украины» служит уроком и для оппозиции. Изменение избирательного законодательства, запретившее партийные блоки, вынуждает партии либо согласовывать «пакты о ненападении», либо объединяться. Мелкие политсилы могут выжить только в случае их прямой прикормки со стороны власти, но в нынешних условиях содержание множества политических проектов с целью раздробления сил оппозиции уже не является главной тактикой власти. Это затратно, и не гарантирует результат. Намного легче договориться с лидерами ведущих попозиционных политсил, дабы они контролировали «братьев меньших», нивелируя и поглощая их, либо же вытесняя на маргинес и вынуждая к фактической самоликвидации.

Такая тенденция уже была продемонстрирована во время изменения закона о выборах. Теперь же, если восторжествует принцип единого списка от оппозиции во главе с лидером «Фронта перемен» Арсением Яценюком (даже при формальном главенстве в списке сидельцев Тимошенко и Луценко), можно будет говорить о фактическом формировании в Украине двухпартийной системы. Иное дело – насколько контролируем будет объединенный оппозиционный список, и насколько он будет стабилен. Пока что оппозиционеры продолжают выяснять отношения, выталкивая из своих рядов тех, кто, по их словам, активно сотрудничает с Банковой. Хотя доказательств привести не могут, равно как и не могут доказать, что сами не участвуют в проектах, разрабатываемых в стенах Администрации президента.

Слияние крупнейших оппозиционных партий в одну, естественно, имеет и иные недостатки, с точки зрения власти. Такая партия становится достаточно мощной для того, чтобы поколебать вожделенный монополизм ПР, и поставить под сомнение второй президентский срок Виктора Януковича. Слить абсолютно все значимые оппозиционные партии в едином котле сложно уже в силу того, что существует такой партийный феномен, как «Свобода», который явно необходим для работы в «автономном режиме», и с учетом возможного использования Олега Тягнибока на президентских выборах как «пугала» для Юго-востока. Также пока неясна перспектива УДАРа, который теперь рассматривается как очередной выразитель «третьей силы» – за неимением иных аналогичных альтернатив.

Ликвидация «Сильной Украины» является мощнейшим ударом по самой концепции «третьей силы». Этот пример более чем показателен и для тех, кто рассчитывал на создание «полуторопартийной» системы власти в Украине, когда правящая партия опиралась бы на «костыль» в виде союзного политпроекта. Теперь окончательно ясно, что Партия регионов сделала ставку на тотальную мобилизацию ресурсов и сторонников. Что в условиях серьезного падения ее рейтинга делает такие усилия воистину авральными, драматическими, и оттого – завязанными на возможные манипуляции, провокации и даже насилие.

Павел Серов

Новини

2 Травня 2024

ArcelorMittal очікує на відновлення попиту на сталь у ЄС

Аграрії просять уряд на три місяці продовжити чинне бронювання працівників

ДТЕК Енерго спрямував прибуток за минулий рік на відбудову ТЕС

В Брюселі пройде форум ЄС-Україна з питань оборонної промисловості

Через активну роботу СЕС вдень в Україні зафіксований профіцит електроенергії

Іспанська Tubos Reunidos заявляє про намір стати першім у світі виробником труб без викидів вуглецю

ArcelorMittal закрил коксохімічне виробництво у місті Зениця

Проблеми з судноплавством у Червоному морі можуть тривати до кінця року

Австралія має намір побудувати 25 ГВт вітроенергетичних потужностей

Індійські металурги занепокоєні зростанням імпорту сталі

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

Після розблокування кордону держбюджет додатково отримав 2,5 млрд грн

Свириденко прогнозує зростання економіки на рівні 4,6%

ВСІ НОВИНИ ⇢