Банковский кризис в Украине: пациент скорее жив

Публікації

Информационная паника, подогретая как безосновательными слухами, так и тревожными экономическими показателями деятельности, создала у большинства граждан Украины устойчивое представление об обреченности банковской системы страны. Между тем, украинские банки, несмотря на комплекс обострившихся проблем, чувствуют себя не так уж и плохо. При этом, главная опасность их стабильности заключается не столько в возникших дисбалансах сугубо экономического содержания, сколько в развернувшейся информационной истерии, которая, похоже, начинает жить собственной жизнью.

В Украине продолжается информационная паника вокруг деятельности банковской системы. Только в январе этого года население и предприятия изъяли 18,3 млрд. грн., сузив депозитные ресурсы банков более чем на 5%. Очевидно, что в феврале на фоне ежедневных сообщений о введении временных администраций в очередном банке, а также тотальном снижении кредитных рейтингов украинских банков и Украины в целом, отток депозитов из банковской системы только усугубиться. Это в свою очередь, только увеличит количество проблемных банков, а также вынудит международные кредитные агентства снова пересмотреть уровень надежности украинских банков. Таким образом, в банковской сфере создается замкнутый цикл, которые с каждым новым витком все сильнее подрывает ее основы. Ситуация становиться парадоксальной (точнее, плачевной) если учитывать, что разрушительный импульс имеет в основании не столько экономические предпосылки, сколько информационные шоки.

Опасения относительно способности украинских банков пережить финансовые пертурбации появились еще в средине 2008 г., и касались в основном сугубо экономических факторов. Среди них наиболее серьезными являются:

• резким ростом задолженности банковского сектора перед иностранными кредиторами, при этом, долги в большинстве случаев, были зафиксированы в долларах США. По состоянию на 1 октября, украинские банки задолжали 42 млрд. долл, что составляет около 40% всего валового внешнего долга Украины. Стоит отметить, что пик активности украинских банков на внешних долговых рынках пришелся именно на 2008 г., за который эта сама почти удвоилась.

• сужения ликвидности на мировых рынках из-за глобального финансового кризиса, что отрезало доступ к дешевым длинным деньгам для украинских банков. Стоит отметить, что это не только отобразилось на ограничении кредитной экспансии, которая в условиях кризиса охлаждается автоматически, а и на способности обслуживать внешние валютные обязательства;

• строчные диспропорции между активами и пассивами банков, отображающиеся в превалировании краткосрочных обязательств в структуре ресурсной базы и долговременными кредитами в структуре активов. В частности, коэффициент соотношения долгосрочных депозитов и долгосрочных кредитов, направленных в украинскую экономику по состоянию на октябрь 2008 г. (предкризисный период) составил только 0,35, тогда как в 2004 г. (в преддверии банковского кризиса в начале 2005 г.) он достигал 0,81.

• валютные дисбалансы в структуре активов и пассивов, проявляющиеся в чрезмерно большом разрыве между валютными ресурсами и объемами валютных кредитов. В частности, коэффициент долгосрочных депозитов и долгосрочных кредитов в иностранной валюте на октябрь 2008 г. составил 0,37 (в 2004 г. – 0,56);
• сомнительное качество активов.

Без сомнения, названные проблемы вызвали определенную нервозность как у населения, так и предприятий Украины. Однако, зная о наличии этих дисбалансов, и население и бизнес все же верили в стабильность украинской банковской сферы. Скорее всего, этот оптимизм подкреплялся удачным недавним опытом по решению проблем банковского сектора в 2004-2005 гг. При этом, запас прочности украинских банков, сформированный в предыдущие годы своей деятельности, позволял им свернуть активность, «осесть в наличке» и спокойно пережить возникшие трудности. Очевидно, что не обошлось бы без нескольких банкротств слишком авантюрных учреждений, и болезненного процесса очищения банковских активов, однако все эти процессы реструктуризации банковской сферы уже давно являются необходимыми, поэтому это было скорее даже позитивным фактором.

Ситуацию усугубили два фактора, которые не имеют ничего общего ни с мировым финансовым кризисом, ни с экономической рецессией в Украине. Во-первых, подчинение в 2008 г. НБУ политическим решениям правительства. В прошлом году в деятельности НБУ произошли поистине революционные изменения, которые имели под собой политическую подоплеку. После длительного сопротивления, НБУ все таки был втянут в малоэффективную и бесполезную борьбу с инфляцией. Для этого, с начала 2008 г. он начал связывать инфляцию и внедрять более гибкий курс гривны.

Иными словами целям борьбы с инфляцией был пожертвована курсовая стабильность национальной валюты. Забегая наперед необходимо отметить, что именно это стало причиной колебания розничного курса гривны с 4,50 в августе до 10 грн. в октябре-ноябре. Однако, в IV квартале прошлого года, НБУ вынужден был бросить политику инфляционного таргетирования и взялся спасать отечественные банки, чем перечеркнул все свои достижения и по стабилизации курса и по укрощению инфляции. Между тем, если бы Национальный банк продолжал свою линию и в 2008 г., то он, очевидно, был бы более готов к возникшим проблемам. К слову, этот пример наглядно иллюстрирует, что НБУ необходимо дать возможность работать автономно, и не втягивать его для решения конъюнктурных политических задач. Бросание НБУ с одной стороны в другую, как и следовало ожидать закончилось пробуксовуванием по всем направлениям.

Вторым «неэкономическим» фактором, который подтолкнул банковскую систему Украины к грани кризиса стала спланированная информационная истерия вокруг «Проминвестбанка». Сугубо корпоративный конфликт между акционерами одного из крупнейших банков страны стоил банковской системе свыше 70 млрд. грн снятых депозитов.

Проблемы «Проминвестбанка», которые стала следствием заказной информационной кампании, подорвали доверие у населения ко всей банковской системе. Для тушения пожара НБУ и правительство сразу же заявили о своей поддержке банка, кроме того к покупке данного учреждения проявили интерес сразу несколько крупных инвесторов, поэтому угроза по невыплате обязательств была оперативно снята. Однако, большинство чиновников, квази(псевдо)экспертов, и СМИ этот посыл не услышали, продолжая экстраполировать проблемы отдельно взятого банка на всю банковскую систему в Украине. В итоге информационная паника сузила ресурсную базу банков за последний квартал 2008 г. на 60 млрд. грн. Однако, дыру в указанную сумму, банки компенсировали путем переоценки валютных активов, поэтому ее масштаб оказался намного меньше. Более того, уже в ноябре формально сменился на прирост. Другими словами, продолжали снимать вклады, однако из-за роста стоимости доллара, объем депозитов продолжил увеличиваться.

Очевидно, что если бы властям удалось оперативно погасить панические информационные всплески, а также нейтрализовать их источники, банковская система прошла бы IV квартал с меньшими потерями. Однако, НБУ и правительство, по непонятным соображениям, наоборот, затеяли еще и словесную перепалку, что только усилило нагнетание панических настроений. Именно они остаются самым разрушительным фактором для банковской системы Украины.

Если же смотреть на банковскую сферу объективно, то экономических предпосылок для ее кризиса на данный момент нет. Основная проблема заключается в способности обслужить внешнеэкономический долг. Как видим из графика, пик платежей придется на второй квартал текущего года, который станет тестом для украинской банковской системы. Если же она пройдет спокойно и третий квартал, то с уверенностью можно будет говорить о ее высокой жизнестойкости.

В то же время, уже сейчас можно прогнозировать, что украинская банковская система имеет хороший запас прочности, что позволит ей пройти этот этап с наименьшими потерями. Позитивным фактором является присутствие иностранного капитала. Большинство валютных заимствований осуществлены в рамках международных банковский групп, поэтому материнские банки, вряд ли, оставят в беде украинские дочки, тем более учитываю тот факт, что многие из них переплатили за украинские банки в 2-4 раза. Кроме того, стоит отметить, что и украинские инвесторы, как правило, располагают ресурсами для поддержки своих учреждений.

Оптимистические настроения дают итоги деятельности банковской сферы первый месяц 2009 г. В частности, по оперативным данным НБУ в январе доходы украинских банков составили 12,5 млрд. грн., а расходы – 10 млрд. грн. Таким образом, прибыль банков увеличилась по сравнению с январем 2008 года почти в два раза – с 1,3 млрд. грн. до 2,5 млрд. грн. Кроме того, стоит отметить, что структура пассивов банков в Украине сбалансирована, что отображается в адекватном соотношении депозитов юридических и физических лиц, иностранных займов и собственного капитала.

Таким образом, банковская система находиться в гораздо более устойчивом положении, нежели том, которое рисуют СМИ под воздействием панических настроений. Высока вероятность того, что она выйдет из состоянии пертурбации с относительно небольшими потерями, при этом говорить о кризисе и вовсе не приходиться. В то же время, масштаб ущерба будет определяться в большей мере неэкономическими факторами, и чем больше виртуальные панические прогнозы будут доминировать в обществе, тем сильнее они будут приближать к себе объективную действительность.

Новини

16 Квітня 2024

Майже 19 тисяч компаній переїхали по Україні від початку великої війни

Споживання сталі в Україні впало на чверть у 1 кварталі

Нафтогаз готовий викупити весь газ, запропонований українськими видобувниками

Запоріжкокс сплатив до бюджетів понад 225 млн грн податків і зборів

Торговий дефіцит України за перші два місяці 2024 року становив понад 3 млрд дол

Україна вийшла з переговорів з судноплавства в Чорному морі, які вела з РФ та Туреччиною

Україні потрібно інвестувати у енергозбереження – експерт

ЄС схвалила умови для виділення Україні 50 млрд євро 

15 Квітня 2024

ЄС має надати Україні обладнання для децентралізації генерації електроенергії

Україна збільшила експорт ЗРС у 2,5 раза

Voestalpine зробив першу у світі катанку із зеленої сталі

Герус обіцяє, що тариф на е/е піднімуть не до ринкового рівня

З початку війни в Україні релокувалися майже 19 тис компаній

Усі шість блоків ЗАЕС переведені в холодний зупин

Українські підприємства наростили експорт брухту чорних металів на 52,2%

Українські підприємці отримали понад 27 млрд грн доступних кредитів

ВСІ НОВИНИ ⇢