Д.Мовер: В Кривом Роге выгодно строить ГОК

Публікації

В 2010 году корпорация Black Iron, входящая в финансово-промышленную группу Forbes & Manhattan, стала владельцем лицензии на разработку Шимановского железорудного месторождения в Украине. Ввести новый ГОК в эксплуатацию компания планирует уже через два с половиной года. О мероприятиях по реализации проекта, его ожидаемой рентабельности и направлениях деятельности будущего ГОКа МинПрому рассказал главный операционный директор Black Iron, канадец "с советскими корнями" Джордж Мовер.

– Господин Мовер, в конце прошлого года корпорация Black Iron объявила о том, что уже до конца 2015 года на базе Шимановского месторождения будет построен ГОК. Какова сметная стоимость данного проекта и когда на территории месторождения развернутся первые строительные работы?

– Да, такие планы были обозначены в банковском технико-экономическом обосновании (ТЭО) нашего проекта, которая выполнила компания с мировым именем WorleyParsons Canada Services, уже имеющая опыт работы в Украине. В декабре прошлого года канадцы закончили банковское ТЭО. Согласно ему общая расчетная стоимость реализации проекта строительства ГОКа на территории Шимановского месторождения определена в 1 млрд 094 млн долл. Из них 654 млн будут затрачены на строительство рудообогатительной фабрики и общей инфраструктуры, 62 млн – на предоплату по лизингу горнотранспортного парка и 61 млн – на проведение вскрышных работ. Ранние работы по строительству, в первую очередь земляные (снятие чернозема и подготовка площадок под промышленные объекты), мы планируем начать в конце текущего года. А вскрышные работы, по нашим планам, должны стартовать в 3 квартале 2014 года. В IV квартале 2015 мы рассчитываем ввести построенный ГОК в эксплуатацию, который в І квартале 2016 должен выйти на производственную мощность.

– Имеет ли ваша компания полный пакет разрешительных документов на возведение ГОКа?

– Основной документ – это лицензия на разработку Шимановского месторождения, опираясь на который, мы проводим работы по получению остального пакета разрешительных документов. Этот процесс непростой и длительный, с большим числом промежуточных этапов. Некоторые виды работ мы уже выполнили, например по экологии и археологии. По экологии мы провели так называемое фоновое измерение по всем параметрам (поверхностные и подземные воды, воздух, шумы, запыленность), чтобы понимать, с чем мы имеем дело. Для этого при участии канадской WorleyParsons мы привлекли харьковскую компанию "Тяжпромавтоматика". Мы определили фоновое содержание, чтобы обозначить отправную точку. Мы установили, что основной вопрос для Кривого Рога – это понижение запыленности.

– На какую мощность производства продукции будет рассчитан будущий ГОК?

– Наша производительность составит 9,2 млн тонн концентрата с высоким содержанием железа в 68%.

– Ранее в компании сообщали, что помимо выпуска концентрата изучалась возможность выпуска железорудных окатышей с более высоким содержанием железа. Можно ли говорить о том, что в Black Iron уже окончательно определились с видом продукции?

– Этот вопрос до конца еще не решен. Последнее банковское ТЭО было рассчитано на концентрат. Тому есть свои причины: нынешний рынок крупных покупателей прежде всего находится в Азии и на Ближнем Востоке. В данном случае мы говорим о Китае, Индии, Сингапуре, Южной Корее и Тайване, а также ряде стран Ближнего Востока и Турции. В этих странах в основном покупают концентрат и используют технологию доработки железорудного сырья до уровня окатышей на собственных предприятиях. А в Европе, наоборот, предпочитают закупать именно окатыши, а не концентрат.

Вполне возможно, что часть выпускаемой нами продукции составят окатыши – в пределах 15-20 % от общего объема производства. Все зависит от запросов конечного покупателя.

– Если ваш проект будет успешно реализован, на какие мировые рынки направится продукция Зеленовского и Шимановского месторождений?

– Мы ведем переговоры с 19 потенциальными долевыми участниками и партнерами-потребителями. Это крупные металлургические предприятия (в Индии, Китае, Тайване, в других странах Восточной Азии и Ближнего Востока), которые будут заинтересованы в участии в нашем проекте и получении концентрата.

Мы изучали довольно плотно эти рынки и ориентируемся на них. Наши президент и вице-президент по маркетингу уже побывали в ряде стран Юго-Восточной Азии и провели переговоры с потенциальными партнерами. Заниматься выплавкой стали в Украине мы не намерены, наша продукция будет идти на экспорт. Конечно, мы будем не против, если у нас появятся партнеры в Украине, ведь наша продукция будет довольно экономичной. Шимановское месторождение дает нам уже на старте определенное преимущество, так как пласт руды залегает начиная с глубины в 19 м, что резко снижает затраты на вскрышные работы и последующие размеры территории для хранения вскрышных пород. В то время как некоторые украинские горные предприятия вынуждены преодолевать до 70 м вскрыши.

– Какая рентабельность и чистая годовая прибыль закладывается в проект разработки месторождений? В течение какого срока планируется окупить проект?

– Доходность нашего проекта значительная – она делает его одним из самых привлекательных проектов в мире. Наша внутренняя норма доходности – 45,9%, NPV (чистая приведенная стоимость) при 8% ставке инфляции – 3,5 млрд долл. Окупаемость проекта – 2,2 года. Среднегодовая прибыль до уплаты налогов – 590 млн долл. Время разработки Шимановского месторождения рассчитано на 16 лет. 

– Вы рассчитываете разрабатывать Шимановское месторождение только 16 лет, в то время как ваши соседи эксплуатируют свои месторождения по 30-40 и более лет…

– Этим вопросом у нас занимаются квалифицированные специалисты. Естественно, мы учитываем будущую рентабельность разработки месторождения. Возможно, во время самой разработки будет происходить доразведка ископаемых, и срок жизни ГОКа будет продлен. Дополнительное разведочное и заверочное бурение могут увеличить оценку существующих запасов и перевести дополнительно 188,3 млн тонн предполагаемых минеральных ресурсов в категорию измеренных и подсчитанных. В таком случае работа ГОКа на Шимановском месторождении продлится еще на 5 лет.

– Каковы ваши ближайшие действия по Зеленовскому месторождению?

– Зеленовское месторождение еще не доразведано, и оно изначально отстает по своему развитию от Шимановского. Если еще несколько лет назад Шимановское месторождение было достаточно исследовано, и предыдущие собственники получили лицензию на добычу руды, то на Зеленовском мы пока имеем только лицензию на геологоразведку. После доразведки планируем обращаться в Государственную службу геологии и недр Украины и получить лицензию на добычу. Этот процесс займет не менее 1,5 года. Много будет зависеть от того, какие у нас будут партнеры, каковы их запросы и сколько средств потребуется на разработку второго месторождения. Одновременная разработка обеих месторождений принесла бы определенные экономические преимущества, поскольку они расположены совсем рядом.

– Строить ГОК будут украинские или иностранные компании?

– Мы будем привлекать и тех, и других. Скорее всего, система будет следующей: общее управление будет осуществлять компания, имеющая мировой опыт строительства горных предприятий. Последние несколько десятков лет в горной промышленности Украины практически никто не строил предприятия, что называется, "с нуля". Поэтому мы будем рассчитывать на строительные компании и инжиниринговые фирмы, которые имеют современный опыт строительства похожих предприятий, хоть в Европе, хоть в Америке или даже в Азии и Африке. Тем не менее мы будем привлекать и местные строительные и инжиниринговые компании в качестве субподрядчиков. Мы уже это делаем: я уже называл "Тяжпромавтоматику", у нас также были контракты с "Южгипроруда", "Механобрчермет" и другими украинскими предприятиями.

– Какова заинтересованность мировых и украинских инвесторов в реализации проекта разработки Шимановского и Зеленовского месторождений? Какую сумму инвестиций вам уже удалось привлечь?

– Как я уже говорил, мы проводим переговоры с 19 компаниями. Но украинских среди них нет. На сегодняшний день мы привлекли для реализации проекта 50 млн долл. 20% от этой суммы составили наши личные средства, остальные – привлеченный капитал через биржу в Торонто. Эту сумму мы использовали для буровых, экологических и археологических работ, банковского ТЭО и лабораторных исследований, которые мы продолжаем проводить. Мы проводим эти исследования в западных лабораториях, которые имеют репутацию в мире. Результаты их оценки пользуются высоким уровнем доверия. А без их привлечения сложно заинтересовать международные компании. В целом, планируем привлекать инвестиции через биржу или напрямую.

– Какие способы доставки руды из карьера и ее обогащения вы планируете использовать?

– Доставлять руду из карьера наверх будем самосвалами Caterpillar, грузоподъемностью не менее 220 тонн. Использовать внутренний железнодорожный транспорт пока не планируем. При работе обогатительной фабрики будет использоваться конвейерная система. При разделении и обогащении руды будут применяться валки высокого давления, флотационный метод и грохочение. 

– Если проект строительства нового ГОКа будет успешно воплощен в жизнь, есть ли планы у компании Black Iron по приобретению собственного терминала в одном из украинских портов, как это было сделано ArcelorMittal Кривой Рог в Николаеве?

– Приобретения пока не планируем. Думаем, что будет просто заключен контракт на оказание услуг с одной из стивидорных компаний. Полученные расценки уже заложены в наше банковское ТЭО. Во взаимоотношениях с портом мы не видим никаких проблем. Начальная оценка рассматриваемого порта отгрузки показывала, что на данный момент для планируемого нами производства существует достаточная пропускная способность.

– Как будут решены вопросы логистики, учитывая, что рядом с Шимановским месторождением проходит всего одна железнодорожная ветка, которая используется для нужд ЧАО "АМКР"?

– Да, та ж/д ветка используется для вывоза пустых пород. Но чуть дальше проходит ветка "Укрзализныци", на которой мы планируем сделать примыкание. Мы уже проводили переговоры с "Укрзализныцей", у них есть мощности по перевозке нашей руды и они готовы это делать.

По опыту работы в Украине я знаю, что некоторые затруднения могут возникать с недостатком свободных вагонов, так как железорудный бизнес – это бизнес, требующий значительных объемов перевозок. А потому мы пока еще не решили, будем ли приобретать собственные железнодорожные вагоны. Хотя "Укрзализныця" выразила уверенность, что сможет выполнять все необходимые перевозки с использованием собственного подвижного состава.

– Какова прогнозная численность занятых работников при эксплуатации одного или двух месторождений одновременно?

– В соответствии с банковским ТЭО строительства Шимановского ГОКа штат персонала составит 1004 человека. Из них 450 – рабочих-горняков, 209 человек будут заниматься ремонтным и прочим обслуживанием и оказывать технические услуги, 270 работников будут заняты на обогатительной фабрике и 75 специалистов станут выполнять административные функции. В штатную численность не включены работники непрофильных направлений предприятия – для западной компании это противоестественно. Мы будем заниматься своим корневым бизнесом, а социальную сферу отдадим подрядчикам.

Если же мы будем разрабатывать одновременно и Зеленовское месторождение (а этот вопрос еще далеко не решен), то общая численность работников достигнет 1900-2000 человек, напрямую задействованных в проекте.

– Сегодня мировой рынок стали переживает не лучшие времена. И желание вашей компании реализовать проект по ГОКу в Кривом Роге больше зиждется на ценовой конкуренции или прогнозах по улучшению ситуации в металлургической отрасли в долгосрочном периоде?

– Мнение экономистов сегодня однозначно: в странах Азии производство стали уже сейчас таково, что им не хватает сырья, им нужен концентрат! Поэтому компании из Азии, наши возможные долевые партнеры, и смотрят на нас с таким интересом. И уже сейчас намечаются ознакомительные визиты представителей этих компаний в Кривой Рог. Поэтому ситуация не так уж и плоха на металлургическом рынке, несмотря на определенные колебания.

Мы с оптимизмом смотрим на нашу конкурентоспособность на мировом рынке. Так, себестоимость нашего сырья (включая добычу, обогащение и перевозку) ожидается на уровне 43,97 долл./тонн. По мнению ряда аналитиков, успешными будут те производители железорудного сырья и стали, себестоимость добываемого сырья у которых не превысит 80 долл./тонн.

На Криворожье есть развитая инфраструктура, квалифицированная и недорогая рабочая сила, действует привлекательная налоговая система, в частности ставки по налогу на прибыль в Украине ниже, чем в Канаде и ряде других стран. С точки зрения потенциала Украина ничем не хуже Казахстана, России или Азербайджана. Конечно, нам бы хотелось видеть большую политическую и законодательную стабильность в Украине. Но Forbes & Manhattan не боится вызовов и входит с проектами в те страны, куда не решаются войти другие. В настоящее время строительство ГОКа в Кривом Роге – это самый крупный украино-канадский проект. А с точки зрения экономики и технических показателей – один из самых привлекательных и выгодных в мире. 

Ярослав Скиба

МинПром

Новини

24 Квітня 2024

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

Постачальник китайсьих труб Vorex зриває програму буріння Укргазвидобування

Для відновлення енергосистеми треба запровадити графік підвищення тарифів на електрику – експерт

У березні Україна імпортувала 8,44 тис тонн довгого прокату

Фонд підтримки енергетики України зібрав 410 млн євро

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

ВСІ НОВИНИ ⇢