Донбасс на балтийском фарватере

Публікації

Несмотря на то, что европейская нефтепереработка переживает сегодня не лучшие времена, Эстония лелеет планы обзавестись собственным современным НПЗ. Воплощать мечту в жизнь самая северная из стран Балтии намерена с помощью российских нефтяников и украинских строителей.

По стопам Мажейкяя

Инициатором строительства НПЗ в Эстонии в последние годы выступает компания Tallinna Sadam – акционерное общество со стопроцентной государственной долей, управляющее рядом портов на балтийском побережье страны. Один из них – Палдиски, в районе которого и задумано строительство нового завода. Этот проект эстонские портовики рассматривают, в первую очередь, как средство для удержания объемов перевалки нефтяных грузов, и уже во вторую – как орудие для игры на европейском топливном рынке.

Сама идея строительства в Эстонии НПЗ средней мощности была затронута представителями Tallinna Sadam еще в 2010 году. Но тогда она прозвучала, скорее, в риторическом ключе. Три года спустя компании пришлось не только вспомнить об этой затее, но и предпринимать шаги к ее реализации. За прошедшее время значительно изменилась конъюнктура на рынке транспортных перевозок в регионе. Из-за запуска Россией трубопроводной системы БТС-2 и нового порта в Усть-Луге только за 2012 год Таллинский порт потерял порядка 6 млн тонн нефтяных грузов и с беспокойством ожидает продолжения прискорбной тенденции в 2013. В данной ситуации новый НПЗ мог бы стать неплохим шлюзом, останавливающим отток нефтеналива. Раз российским нефтяным компаниям уже не так важна Эстония при транзите нефти, то, возможно, она станет им интересной с точки зрения переработки сырья. Ориентировочная мощность будущего завода в Палдиски заявлена на уровне 6 млн тонн нефти в год. Получается примерно тот же объем, который Tallinna Sadam потеряла из-за запуска Усть-Луги.

Другое дело, что на строительство завода даже при самых ударных темпах потребуется 4-5 лет, т.е. сегодня "ловить" российскую нефть уже все равно поздно – вот в 2010 было в самый раз. Но в ракурсе долгосрочной перспективы поздно все же лучше, чем никогда. К тому же, у эстонцев перед глазами стоит пример Мажейкяйского НПЗ в соседней Литве, которому удалось найти свои ниши и на восточно-, и на западноевропейском рынках, и даже в США. А в балтийском регионе он вообще является монополистом по поставкам, удерживая примерно три четверти всего опта. Вместе с тем с точки зрения логистики Палдиски находится в более выгодной позиции, чем Мажейкяй, у которого нет прямого выхода к морю, а в доступе к трубе, ведущей из России, ему отказано уже несколько лет назад. Поэтому экономика переработки на эстонском НПЗ может оказаться даже лучше, чем у его литовского коллеги. Дело за малым – построить вожделенный объект в Палдиски, а на это потребуется, согласно предварительным расчетам, 4.2 млрд долл., т. е. около половины годового бюджета Эстонии. Правда, с первой очередью можно вложиться и в 1,5 млрд долл.

Такие суммы подъемны только для российских компаний, у которых пока не пропало желание рубить окно в Европу. Для них НПЗ в Эстонии – это вступительный билет на рынок ЕС. Впрочем, не обязательно в Эстонии. Именно российские нефтяники выступили в качестве главных претендентов на покупку 5 нефтеперерабатывающих заводов обанкротившейся в 2011 году швейцарской компании Petroplus. Два из них в прошлом году уже выкупила компания Gunvor, принадлежащая российскому бизнесмену Геннадию Тимченко. И в то же время исполнительный директор Gunvor Торбьерн Торнквист считает, что европейский рынок сегодня перенасыщен НПЗ, поэтому многим из них в ближайшее время придется бороться за выживание и даже закрыться. Частично его слова подтверждаются и динамикой снижения маржи предприятий нефтеперерабатывающей промышленности ЕС. В четвертом квартале 2012 года, согласно подсчетам British Petroleum, она упала более чем на 20% от показателя третьего квартала. Правда, маржа все еще выше, чем была в 2011 году. К примеру, в регионе Северо-Запада (куда входит и Эстония) средняя маржа НПЗ на конец 2012 года составляла 15 долл. на барреле, тогда как на протяжении 2011 она держалась в интервале 11-12 долл./барр.

Против проекта в Палдиски играет и тот факт, что процесс строительства новых нефтеперерабатывающих мощностей в Европе практически прекращен. Зачем что-то строить с нуля, если легко можно купить готовый НПЗ? Предложение довольно велико. Те два завода, которые приобрела Gunvor, – в Антверпене (Бельгия) и Ингольштадте (Германия) – обошлись ей даже меньше, чем в 1 млрд. долл. По сути, единственный крупный проект, заявленный в последнее время к реализации, – это строительство азербайджанской компанией SOCAR нового НПЗ в турецком Измире (перерабатывающая мощность – 10 млн тонн в год, капиталовложения – 6 млрд долл.). Но это уже не совсем Европа. Да и сам измирский завод будет больше с нефтехимическим, чем с топливным уклоном.

Монтажники-нефтяники

Планируемый же к строительству НПЗ в Палдиски имеет четкую топливную ориентацию, причем с выраженным дизельным акцентом. Концепцию его строительства, функционирования и окупаемости разработала украинская корпорация "Донбассмонтажспецстрой" (ДМСС), с которой Tallinna Sadam подписала договор о намерениях по совместному продвижению этого проекта. Почему именно с ней, остается загадкой. Эстонская пресса воспринимает ДМСС как инвестора с тугим кошельком. Но ее деловые партнеры в Таллине должны понимать, что донецкая прописка еще не означает неограниченность финансовых ресурсов. В области промышленного строительства "Донбассмонтажспецстрой" является довольно известной фирмой, но не до такой степени, чтобы ворочать миллиардами. Опыт операционного управления инвестиционными проектами у нее отсутствует, да и преимущественное большинство выполненных ранее корпорацией монтажно-строительных работ касалось объектов металлургии, а не нефтехимии.

Тем не менее, в декабре 2012 генеральный директор ДМСС Олег Суханов презентовал перед представителями Tallinna Sadam, мэрии Палдиски, эстонскими отраслевыми экспертами план строительства нового НПЗ, который был воспринят с большим воодушевлением. По словам руководителя Tallinna Sadam Айна Кальюранда, этот проект важен не для одной компании, а для всей эстонской экономики, поскольку затронет значительную часть логистического сектора страны. Портовики готовы обеспечить своими силами дноуглубительные работы и сооружение нового причала в южной бухте Палдиски для обслуживания танкеров. В то же время коммерческий директор Tallinna Sadam Эрик Рингмаа заметил, что компания ведет переговоры по поводу строительства НПЗ и с альтернативным инвестором, если "с украинцами что-то не получится".

Олег Суханов убежден, что получится. Во время визита в Таллин он заявил, что в скором времени донецкая корпорация намерена открыть свое эстонское представительство и уже в этом году начать строительные работы на площадке возле Палдиски. Согласно расчетам украинской стороны, если приступить к строительству сейчас, то уже в 2016 году завод начнет приносить прибыль, а полностью вложения в проект окупятся на седьмом году его реализации. На первом этапе ДМСС предлагает построить на НПЗ блок атмосферной трубчатки (ЭЛОУ АТ-6), эксплуатация которого позволит получать дизтопливо, прямогонный бензин и мазут. Постепенно доукомплектовывая предприятие новыми блоками, предлагается выйти и на производство товарных бензинов, сжиженного газа и специальных топливных компонентов, доведя глубину переработки до 92-94%. Однако ДТ всегда будет оставаться ключевым продуктом для завода. Проектная мощность его выпуска составляет около 2 млн тонн в год, но при наличии спроса может быть увеличена вдвое. По мнению инициаторов стройки, "дизелизация" транспорта в Европе будет усугубляться, и с учетом этого следует проектировать НПЗ. На это же указывает и статистика на рынках стран Балтии: в прошлом году там потребление дизтоплива более чем в два раза превышало потребление бензина.

ДМСС сообщила, что к участию в проекте строительства нового завода намерена привлечь 6 украинских и 1 российскую компании, но, судя по всему, имеются в виду дочерние структуры самой корпорации (их примерно 7 штук и набирается). Из сторонних организаций приглашены пока лишь северодонецкий "Химпроект" на роль главного проектанта и специалисты из немецко-австрийской проектно-инжиниринговой группы EDL. Однако реального инвестора, который и будет оплачивать все их задумки, ни эстонцы, ни украинцы не называют. Либо его нет, либо он предпочитает прикрываться ширмой "Донбассмонтажспецстроя". По одной из версий, проектом нефтепереработки удалось заинтересовать самого богатого эстонца по версии Forbes Хиллара Тедера. Но прямых доказательств у этого предположения нет. Можно разве что вспомнить, что в 2011 году Тедер неожиданно был назначен членом наблюдательного совета Tallinna Sadam. При этом до сих пор он никак не светился среди нефтяных игроков. Основа его бизнеса – управление недвижимостью, но, что любопытно, костяк этой недвижимости находится как раз в Украине.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

29 Листопада 2022

ДТЕК готовий відновити роботу Трифонівської сонячної електростанції

28 Листопада 2022

Польща пропонує направити на допомогу Україні заарештовані російські активи

При екстрених відключеннях мешканці столиці будуть зі світлом по 2-3 години на добу

Продажі сталі в Німеччині впали до 10-місячного мінімуму

З початку року до ЄС спрямували 63% українського експорту

Криворізькі підприємства Метінвесту передали військовим 300 пічок

Німецькі компанії посилять допомогу енергетичному сектору України

Добудова вітряних електростанцій допоможе зробити енергосистему більш стійкою до обстрілів

В Британії заохочуватимуть мешканців споживати менше енергії 

Енергетична компанія України планує тестовий імпорт е/е з Румунії

По всій Україні запровадили режим аварійних відключень електроенергії - Укренерго

Газпром передумав скорочувати транзит газу в Молдову через Україну

Ціни на нафту падають на тлі протестів у Китаї

Німеччина готова відмовитись від російської нафти з 1 січня

Україна має запасів ядерного палива  на два роки

Сентравіс короткостроково зупинявся через відсутність електроенергії

ВСІ НОВИНИ ⇢