Бакинские миражи
ПублікаціїУкраинская нефтепереработка достигла крайней точки своего падения. В прошлом году объемы переработки нефти на отечественных НПЗ упали на 42,6% по сравнению с 2011 и составили 4,57 млн тонн, что соответствует лишь 10,5% от совокупного объема мощностей отрасли. В январе-феврале текущего года этот показатель равнялся всего 480 тыс. тонн – почти в три раза меньше, чем годом ранее. Ситуация может измениться к лучшему благодаря запуску Одесского НПЗ, недавно приобретенного группой ВЕТЭК у российского "Лукойла". Однако для рестарта предприятия нужно сырье, к поискам которого подключилось и правительство. Один из вариантов предусматривает возобновление приостановленных в 2011 году поставок в Украину азербайджанской нефти.
Надир
В украинском топливно-энергетическом комплексе нефтяная отрасль постоянно находилась в положении "бедной родственницы". Наверное, потому что наша страна удовлетворяет свои потребности в нефти за счет собственной добычи только на 7%. Поэтому с начала 1990 годов перед украинским государством и бизнесом постоянно вставал выбор – что лучше: импортировать сырую нефть для переработки на отечественных НПЗ или приобретать за рубежом готовые нефтепродукты для их перепродажи в Украине?
К началу текущего десятилетия выбор был однозначно сделан в пользу импорта нефтепродуктов. В прошлом году доля зарубежной продукции на украинском рынке достигла 70%. В то же время из 7 украинских предприятий по переработке нефтегазового сырья в начале текущего года функционировали только два – Кременчугский НПЗ и Шебелинский газоперерабатывающий завод, да и то – далеко не с полной загрузкой.
Потеря большей части украинских нефтеперерабатывающих мощностей бсолютно закономерна. Новые владельцы приватизированных в конце 1990 НПЗ не инвестировали необходимых средств в их модернизацию. А например, в один только Мозырский НПЗ в Беларуси было вложено больше, чем во все украинские предприятия, вместе взятые! В результате именно белорусские нефтепродукты заняли по итогам прошлого года примерно 45% украинского рынка.
Свою лепту в падение отрасли внесло и государство. Оно не только не сумело потребовать от собственников выполнения инвестиционных обязательств, но и постоянно "шло им навстречу", раз за разом откладывая ввод в Украине новых стандартов качества топлива. Теперь он перенесен аж на 2016 год, хотя изначально завершение этого процесса предполагалось еще в конце прошлого десятилетия.
Устаревшие, с низкой глубиной переработки, украинские НПЗ просто не могли выпускать конкурентоспособные нефтепродукты и, естественно, уступали место на рынке импорту. К тому же в последние годы отрасль постоянно сталкивалась с сырьевыми проблемами. Самый крупный в Украине Кременчугский НПЗ лишился российской нефти, после того как группа "Приват" с помощью достаточно сомнительных приемов перехватила контроль над предприятием у российского партнера "Татнефти".
Тогда предприятие вынужденно перешло на закупку азербайджанской нефти через Одесский нефтетерминал. Ради обеспечения этого маршрута в 2009 году был осуществлен реверс Приднепровских магистральных нефтепроводов, из-за чего Одесский НПЗ был вынужден получать нефть по обходному маршруту с использованием нефтепровода Одесса – Броды. Когда же последний был развернут в направлении Беларуси для прокачки венесуэльской (а реально, азербайджанской) нефти, Одесский НПЗ вообще лишился сырья, так как морские поставки были признаны нецелесообразными, и в 2010 году прекратил работу.
Кроме того, страны Таможенного союза с целью поддержки собственной нефтепереработки установили на сырую нефть более высокие экспортные пошлины, чем на нефтепродукты. В результате приобретать бензин и дизтопливо в той же Беларуси стало выгоднее, чем перерабатывать сырую нефть в Украине. В прошлом году Кременчугский НПЗ перерабатывал в основном нефть, добытую в самой Украине. За 2012 год в нашу страну поступило только 1,55 млн тонн нефти из-за рубежа: около 825 тыс. тонн из Казахстана и 725 тыс. тонн из России. Причем большая часть поставок пришлась на начало 2012 года, пока не был остановлен Лисичанский НПЗ.
Между тем сохранение дееспособной нефтеперерабатывающей отрасли является одной из важнейших задач для Украины. Закупки нефтепродуктов – вторая по величине статья украинского импорта, уступающая лишь природному газу. В прошлом году в Украину было ввезено более 7,6 млн тонн горючего на общую сумму 7,6 млрд долл. Исправно работающие НПЗ не только обеспечивают потребности страны в топливе и многих других органических веществах, но и создают высокооплачиваемые рабочие места и спрос на квалифицированный труд, а также перечисляют значительные средства в бюджет.
Правда, это относится только к достаточно современным предприятиям, способным выпускать конкурентоспособную продукцию. Таковых в Украине (не считая Шебелинского ГПЗ) всего три: Кременчугский, Одесский и Лисичанский НПЗ. И запуск одесского завода (а в перспективе, возможно, и лисичанского, принадлежащего российской "Роснефти") может значительно улучшить ситуацию в отрасли. Пусконаладочные работы на Одесском НПЗ торжественно стартовали в конце марта. К июню его обещают ввести в строй с объемом переработки 230 тыс. тонн в месяц или почти 2,8 млн тонн в год, что соответствует плановой производственной мощности. Осталось только решить, где взять эту нефть.
За горами, за морями
На прошлой неделе о возможности возобновления поставок сырой нефти в Украину заявил министр промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Алиев после встречи с главой украинского Минэнергоугля Эдуардом Ставицким. Правда, при этом Н.Алиев отметил, что для осуществления таких поставок "Украина должна создать соответствующие льготные условия".
Азербайджанский министр совершенно прав: Украина ранее уже пыталась наладить импорт азербайджанской нефти с целью переработки на отечественных НПЗ, но эти попытки завершались неудачей в силу вполне объективных причин. В последний раз воспользоваться этим источником стремилась группа "Приват", после скандальной истории с "Татнефтью" лишившаяся доступа к российскому сырью. Предполагалось, что она будет ежегодно приобретать до 4,8 млн тонн азербайджанской нефти в год для Кременчугского НПЗ и двух предприятий в Западной Украине. Однако в реальности закупки составили около 1 млн тонн в 2010 году и 640 тыс. тонн в 2011, а затем и вовсе были прекращены.
Основных проблем с поставками азербайджанской нефти в Украину было две, причем они актуальны до сих пор. Первая – высокая цена. Чтобы попасть в Украину, азербайджанская нефть должна быть доставлена по нефтепроводу в Новороссийск или грузинский порт Супса либо по железной дороге в Батуми, погружена на танкер, выгружена в Одесском порту и только потом отправлена по назначению. Две перевалки и перевозка по морю в сравнительно небольших судах значительно увеличивают стоимость азербайджанской нефти. Неудивительно, что компания "Лукойл", которой принадлежал Одесский НПЗ, предпочла в 2010 году закрыть предприятие, лишившееся источников трубопроводной российской и казахской нефти, но не везти по морю азербайджанскую.
Вторая проблема по импорту нефти из Азербайджана связана с нехваткой необходимых объемов этой нефти. В последние годы Баку очень много и охотно обещает поставки всем желающим. Например, и в прошлом году, и в марте текущего года азербайджанские представители заявляли о возможности отправки нефти не только на украинские НПЗ, но даже в страны Восточной Европы по нефтепроводу Одесса – Броды и так пока и не построенному ЕАНТК. При этом назывались совершенно фантастические объемы перекачки – до 16-20 млн тонн в год с началом поставок в 2016 году. В реальности все выглядит куда скромнее.
Добыча нефти в Азербайджане, достигнув в 2010 году пика на уровне 50,8 млн тонн (из них более 40 млн тонн было экспортировано), затем пошла на спад. В 2012 году объем добычи сократился до 43 млн тонн, а по итогам первых двух месяцев 2013 года было отмечено снижение на 4% по сравнению с прошлогодними показателями. Правительство Азербайджана, стремясь сохранить хорошую мину при плохой игре, заявляет, что и не заинтересовано в расширении добычи, которая в течение ближайших 10 лет стабилизируется на уровне несколько выше 40 млн тонн в год.
Экспорт нефти и газоконденсата из Азербайджана составил в прошлом году 36,5 млн тонн, на 6,4% меньше, чем в 2011. Из них 29,7 млн тонн было прокачано по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан", который и в обозримом будущем сохранит свой статус главной экспортной артерии для азербайджанской нефти. Британская компания BP, являющаяся оператором этого трубопровода, одновременно возглавляет консорциум, разрабатывающий крупнейшее азербайджанское газовое месторождение Шах-Дениз. Естественно, ее интересы будут учитываться в первую очередь.
Через черноморские порты (Супсу, Новороссийск и Батуми) Азербайджан экспортировал в прошлом году около 6,7 млн тонн нефти. Очевидно, данный показатель в обозримом будущем увеличиваться не будет. В принципе, для нужд Одесского НПЗ этого хватит, но ему придется конкурировать с другими покупателями азербайджанской нефти в Болгарии и Турции. Неудивительно, что Н.Алиев говорил о льготах.
Как сообщают представители Одесского НПЗ, с учетом высокого качества азербайджанской нефти и достаточной глубины ее переработки на предприятии такие поставки могут быть выгодными, хотя печальный опыт 2010-2011 годов заставляет относиться к подобным заявлениям с осторожностью. Впрочем, правительство, явно старающееся помочь новому собственнику завода, рассматривает и другие возможности. В начале апреля переговоры о возможных поставках сырой нефти велись и с Казахстаном. Но, будучи членом Таможенного союза, Казахстан недавно повысил экспортную пошлину на нефть, так что такие закупки теперь не очень выгодны – по крайней мере, морским путем.
"Укртранснафта" предложила еще один вариант с трубопроводными поставками нефти (российской или казахской) в Одессу. Причем осуществлять их планируется по Приднепровским магистральным нефтепроводам, которые, таким образом, снова начнут работать в аверсном направлении. Но это будет означать, что Кременчугский НПЗ отказывается от закупки нефти через Одессу и ограничится переработкой украинской нефти либо поставками из Казахстана. Впрочем, учитывая достаточно дружеские отношения "Привата" и ВЕТЭК, возможно, именно такой вариант окажется наиболее приемлемым для обеих групп.
Правда, при этом снова возникает вопрос о введении пошлин на импортные нефтепродукты. При нынешних ценах на бензин и дизтопливо в Украине отечественные НПЗ убыточны, а по качеству продукции часто проигрывают импорту. Поэтому установление, скажем, компенсационных тарифов на белорусские нефтепродукты и ограничение теми или иными способами импорта из Румынии или России обеспечит повышение цен на украинском рынке и повысит прибыльность работы отечественных заводов. По крайней мере, при таких условиях им и в самом деле может оказаться выгодно закупать нефть в Азербайджане.
В принципе, этот шаг можно было бы оправдать, если бы собственники украинских НПЗ воспользовались льготами для ускоренной модернизации собственных производств и налаживания выпуска качественной продукции, удовлетворяющей самым высоким евростандартам. Вот только реальная история отечественной нефтепереработки как-то не настраивает на подобные благостные ожидания.
Виктор Тарнавский
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram