Скандинавская прописка Жеваго

Публікації

Покупка 51% в норвежском холдинге Bergen Group ASA позволяет владельцу украинской бизнес-группы "Финансы и кредит" Константину Жеваго значительно упрочить позиции в сфере судостроения. Правда, добиться полной вертикальной интеграции по образцу одного из мировых лидеров отрасли, южнокорейской корпорации Hyundai, пусть и в уменьшенном виде, ему все равно не удастся. Мешает отсутствие собственных металлургических мощностей.

Рискованная инвестиция

Сообщение о новом стратегическом партнере Bergen Group появилось на фондовой бирже Осло 19 июля этого года. Согласно информации компании, 51% ее акций обошлись керченскому судостроительному заводу "Залив" К.Жеваго в 18,2 млн долл. Сделку можно было бы назвать удачной для покупателя: ведь это – мизер для компании с годовым оборотом в 582,3 млн долл. за 2012 год. Для сравнения: выручка "Залива" за данный период составила 38,6 млн долл. За это время керченский завод построил 6 корпусов и отремонтировал 35 судов.

Но в том-то и дело, что он делает только корпус, а его дальнейшей начинкой занимаются на судоверфях Бергена. Поэтому и доходы Bergen Group гораздо выше, чем у "Залива". Именно желанием продавать продукт с большей прибавочной стоимостью К.Жеваго объяснил свое решение стать мажоритарным акционером норвежской компании. Другое дело, что она сейчас не в самом лучшем положении, как и все европейское судостроение. По итогам прошлого года финансовый результат Bergen Group был отрицательный – 116,5 млн долл. Это в 6,4 раза больше, чем в 2011.

Таким образом, мотивы норвежцев понятны: они ищут любые пути для спасения и готовы хвататься за соломинку. Что же касается К.Жеваго, его игра представляется рискованной. Достаточно вспомнить, что в свое время вертикальную интеграцию бизнеса от металла и кокса до конечного потребителя пыталась построить корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты и Виталия Гайдука. С этой целью, помимо металлургических комбинатов Dunaferr в Венгрии и Huta Czestochowa в Польше, они купили в 2007 году 83% судоверфи Stocznia Gdanskа.

Опыт ИСД оказался неудачным: в польском суде сейчас рассматривается дело о банкротстве Stocznia Gdanskа, общая задолженность которой перед кредиторами в июле этого года оценивалась в 54,18 млн долл. Последний крупный заказ предприятие, специализирующееся на выпуске автомобилевозов и контейнеровозов, выполняло несколько лет назад. Таким образом, гарантированный сбыт своего толстолистового проката, который украинская корпорация рассчитывала обеспечить покупкой Stocznia Gdanskа, так и не удалось наладить.

Между тем С.Тарута и его украинский партнер по ИСД Олег Мкртчан еще и обязались вложить 24,08 млн долл. в развитие судоверфи в Гданьске. Соответствующий договор был подписан нынешней весной. Отметим, что и К.Жеваго, помимо покупки контрольного пакета акций, взял на себя дополнительные обязательства внести 8,36 млн долл. на пополнение оборотного капитала Bergen Group и предоставить 40 млн долл. в виде кредита для финансирования достройки судна.

Норвежская компания, в отличие от поляков, специализируется на изготовлении плавучих буровых платформ для морской нефтегазодобычи. Как известно, Норвегия занимает 7 место в мире по добыче нефти и 2 место по объемам экспорта газа в Европу после российского "Газпрома". Весь этот объем получается за счет добычи в Северном, Норвежском и Баренцевом морях. Однако это удовольствие – не из дешевых, и при снижении мировых цен на углеводороды местная добывающая отрасль вынуждена тоже сбавлять обороты.

А ценовые тренды в этом сегменте, несмотря на обилие прогнозов, характеризуются двумя словами: волатильность и турбулентность. Правда, выручить норвежских судостроителей К.Жеваго мог бы, разместив у них пару-тройку заказов на изготовление рудовозов для своей Ferrexpo, контролирующей Полтавский ГОК. Ранее Ferrexpo взяла в аренду балкер для перевалки ЖРС на океанские суда класса capesize и логично было бы теперь обзавестись собственной грузовой флотилией.

Вероятно, на это рассчитывают и норвежцы, поскольку исполнительный директор Bergen Group Эсли Солхейм, комментируя сделку с К.Жеваго, упомянул о том, что тот владеет британской Ferrexpo. Но ее возможности расширения также ограничены мировыми ценами на железную руду. А они только в III квартале снизились на 7-15% по отношению ко II кварталу для поставок по долгосрочным контрактам. И это на фоне растущих производственных издержек, в том числе у ПГОКа. В таких условиях амбициозные проекты развития приходится откладывать в долгий ящик до лучших времен.

Туманное будущее

К.Жеваго в интервью СМИ отметил, что 40% строительства нефтегазового флота в мире приходится на Норвегию. Однако даже беглого взгляда на ситуацию в отрасли достаточно, чтобы убедиться: праздник сегодня на улице азиатских корабелов. Так, 98% новых заказов в последние годы приходится на этот регион, по оценкам профильного издания Worldyard. В период кризиса 39% новых заказов получает Китай, у Южной Кореи – 32%, у Японии – 24%. Эти же страны являются мировыми лидерами по вводу плавсредств в эксплуатацию. Только в другой последовательности: Южная Корея, Япония и Китай с долей 38%, 30% и 24%.

По мнению аналитиков, Германия и Турция, которые с объемом новых построенных судов 1,5% и 1,1% занимают 4 и 5 места в мировом табеле о рангах, будут вытеснены Индией и Филиппинами, имеющими 2,1% и 1,1% новых заказов. Долгосрочные прогнозы тоже выглядят неутешительно для Европы. Базовый сценарий предполагает, что к 2030 году основная масса грузового тоннажа и шельфовых инженерных сооружений будет строиться верфями Китая, Вьетнама, Бразилии, Индии, Филиппин, Ирана. За Южной Кореей, Японией и Европой останется производство судового оборудования, строительство пассажирских, исследовательских и иных судов.

При этом в Испании, Хорватии, Болгарии, Турции судостроение полностью исчезнет. Для Украины, например, остается строительство только самых простых по начинке судов. Это означает, что и для норвежских судоверфей будущее довольно неопределенно. Рост мировой добычи сланцевого газа и развитие технологий по транспортировке СПГ, например, железнодорожными цистернами, несут значительные риски для нефтегазодобывающей промышленности в Норвегии. Последний фактор связан с тем, что себестоимость добычи в Персидском заливе намного ниже, чем в Баренцевом море.

Поэтому пока норвежцы держатся только за счет географической близости к потребителю. Но и ближневосточные конкуренты не сидят, сложа руки, думая над снижением логистических затрат. А работать для той же Бразилии, активно развивающей морскую нефтегазодобычу с помощью национальной компании Petrobras, не особо выгодно из-за протекционизма. Так, к участию в ее тендерах допускаются иностранные компании только в консорциуме с бразильскими судоверфями. При этом они должны выполнять не менее 60% объема работ.

Возвращаясь к опыту ИСД в Гданьске, следует отметить, что корпорации С.Таруты и О.Мкртчана так и не удалось создать полную вертикальную интеграцию. В частности, у нее отсутствуют сырьевые ресурсы по железной руде и коксующемуся углю. У К.Жеваго, как уже отмечалось, нет проблем с ЖРС. Зато нет сталеплавильного и прокатного производства. Планы по его созданию владелец группы "Финансы и кредит" вынашивает давно, но пока что они отодвинуты на неопределенный срок из-за глобального кризиса.

Речь идет о строительстве электрометзавода "Ворскла-сталь" в Полтавской области и металлопрокатного завода Vorskla Steel в Венгрии. При их наличии стоимость продукции "Залива" удалось бы существенно снизить. Но пока К.Жеваго далек от повторения опыта южнокорейской корпорации Hyundai, имеющей собственный металлургический дивизион Hyundai Steel, а также судостроительное подразделение Hyundai Heavy Industries.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

Ferrexpo скоротила викиди вуглецю на 32%

ВСІ НОВИНИ ⇢