Украина: транзитный реквием

Публікації

Стабильное падение объемов транзита газа через Украину заставило официальный Киев впервые за 3,5 года в диалоге с Брюсселем прибегнуть к жесткой риторике о перспективах украинской газотранспортной системы. Премьер Николай Азаров потребовал от Евросоюза четкого и однозначного ответа на этот вопрос 10 октября – в ходе визита в Киев еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера. Тот, в свою очередь, отделался традиционным набором деклараций о готовности участвовать в модернизации ГТС Украины. Насколько же реальным в связи с этим является обещание Н.Азарова урезать пропускную способность украинской газовой трубы до 50 млрд куб. м в год?

Неоправданный оптимизм

Поводов задуматься о таком варианте у Кабинета министров Украины более чем достаточно. Так, в январе-сентябре газовый транзит через Украину составил 62,5 млрд куб. м, в т.ч. 61 млрд куб. м. – в Евросоюз. В таком случае, если не будет аномально суровых морозов в начале нынешней зимы и показатель за октябрь-декабрь окажется в пределах среднего за квартал в текущем году, по итогам 2013 получим 83,33 млрд куб. м протранспортированного ресурса. Это на 1,1% меньше фактического значения за 2012 год.

Между тем Министерство энергетики и НАК "Нафтогаз Украины" прогнозировали 110 млрд куб. м. Данная цифра внесена в закон о госбюджете-2013, который таким образом теперь недосчитается 526 млн грн. рентой платы за транспортировку газа. Еще большие потери несет "Нафтогаз", который недополучит как минимум 1,094 млрд долл., если брать ставку транзита 3,11 долл./тыс. куб. м, которая действовала в прошлом году. Другое дело, насколько реальным был официальный прогноз министра Эдуарда Ставицкого и его подчиненных? На чем основывался их оптимизм – сложно сказать.

Ведь за последние годы единственный клиент "Нафтогаза", российский госконцерн "Газпром", существенно уменьшил поставки через Украину. Максимальное значение было в 2011 – 104,198 млрд куб. м, да и то лишь благодаря небывалым холодам в Европе в отопительный сезон. А так особо похвастаться нечем: в 2010 транзит составил 95,426 млрд куб. м, в 2012 – и вовсе 84,261. Для сравнения: в 2005 было 133,576 млрд куб. м, в 2006 – 128,5, в 2007 – 112,1 млрд куб. м. Рекордная загрузка ГТС зафиксирована в 2008, когда за январь-апрель прокачано 45,1 млрд куб. м, что соответствует 135,3 млрд куб. м в годовом исчислении.

Конечно, конкуренты "Газпрома" из Норвегии и Ближнего Востока не дремлют, поэтому поставки россиян в Европу тоже снизились: со 154,3 млрд куб. м в 2005 до 138,8 в 2012. Итого имеем снижение на 10,1%. Транзит через Украину за эти годы упал на 36,9%. Поэтому сколько бы не уверяли Н.Азаров и министр энергетики Э.Ставицкий, а заодно с ними некоторые отраслевые эксперты из Киева, что проложенный "Газпромом" по дну Балтики обходной газопровод "Северный поток" не угрожает украинской ГТС, – вышеприведенная статистика упрямо свидетельствует об обратном.

Ведь транзит через Беларусь все это время держался на одном уровне: 40,4 млрд куб. м в 2005 и 44,3 млрд в 2012 году. Также не оправдался скептицизм Кабинета министров Украины относительно реальности нового обходного проекта "Южный поток", теперь уже по дну Черного моря. Аргументы здесь были те же, что и по "Северному потоку": строительство и эксплуатация морского газопровода несоизмеримо дороже, чем модернизация и использование украинской ГТС. Если точнее, то 16 млрд евро против 4,5 млрд евро. Поэтому тариф на транспортировку по "Южному потоку" получится слишком высоким для европотребителей. Которые, дескать, не захотят покупать газ с такой накруткой.

Да и надежность морского транзита под вопросом, ведь здесь не предусмотришь резервных мощностей – по аналогии с подземными хранилищами газа, которые являются частью украинской ГТС. Тем не менее "Северный поток" все же построен и газ по нему в Европу пошел. Хотя с точки зрения чистой экономики действительно сложно поверить, что "Газпром" готов выбросить на ветер дополнительные 11,5 млрд евро. Но тут надо учесть значительное ухудшение политических и торговых отношений между Киевом и Москвой за последний год. Если в ноябре на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе будет подписан договор об ассоциации Украины с ЕС, можно не сомневаться, что строительство подводной части "Южного потока" начнется во II квартале 2014 года, как и обещал ранее глава "Газпрома" Алексей Миллер.

Тендер на поставку труб для этого проекта "Газпром" намерен провести до 1 декабря текущего года. И тот факт, что Еврокомиссия в сентябре не включила "Южный поток" в перечень приоритетных для ЕС "проектов общего интереса" PCI, кажется, нисколько не умерил энтузиазм россиян. Отсюда и неожиданная категоричность украинского премьера в разговоре с Г.Эттингером 10 октября в Киеве. Все предыдущие 3,5 года, по крайней мере, в публичных выступлениях Н.Азаров неизменно выражал уверенность, что необходимые договоренности с Россией и Европой по газовым вопросам будут достигнуты.

Между двух огней

В самом деле: если "Газпром" проложит все 4 линии "Южного потока" общей пропускной способностью 63 млрд куб. м в год до 2018, мощности украинской ГТС свыше 50 млрд куб. м автоматически переходят в разряд избыточных. И, наверное, Киеву тогда придется свою трубу не просто консервировать, а вообще сдавать в металлолом за ненадобностью. Позиция Брюсселя подтверждает, что именно так и произойдет. Ведь иного объяснения, почему Евросоюз не желает инвестировать в модернизацию ГТС Украины, просто не существует.

Напомним, технические консультации с Европейским банком реконструкции и развития по этому вопросу велись с 2007 года. Декларация о модернизации ГТС между КМУ и Еврокомиссией подписана в 2009 году. Документ предусматривает предоставление через ЕБРР кредита на 2,5 млрд долл. С тех пор европейцы регулярно кормят украинские власти завтраками, но денег не дают. Хотя, казалось бы, выдвинутые для этого условия выполнены. Так, Брюссель настаивал на либерализации украинского газового рынка, так это сделано.

Если ранее государственная НАК "Нафтогаз Украины" была единственным импортером в Украину, то сегодня этим также занимаются OstChem Group Дмитрия Фирташа, ВЕТЭК Сергея Курченко и ДТЭК Рината Ахметова. Доступ альтернативных поставщиков к магистральным мощностям, таким образом, обеспечен. Чем не конкурентный рынок? Второе условие ЕС заключалось в разрушении вертикальной интеграции "Нафтогаза" с разделением на добывающую, транспортирующую и сбытовую составляющие. И это практически сделано: ДК "Укртрансгаз" реорганизовано в ПАО.

Оба этих требования не отвечают государственным интересам Украины, но КМУ пошел на их выполнение, чтобы, так сказать, достичь более высокой цели. Но денег в итоге не получил. Теперь европейцев не устраивает финансовое состояние "Нафтогаза". Хотя какое значение имеет его прибыльность/убыточность, если кредит берется под госгарантии? Неофициально же в ЕБРР признаются: есть сомнения в окупаемости инвестиций. В переводе с дипломатического языка это означает, что Брюссель рассчитывает на строительство "Южного потока". В этом случае доходы "Нафтогаза" от транспортировки падают до минимальных значений, и рассчитывать на рентабельность работы ГТС действительно не приходится.

Кстати, уже сейчас технические параметры ГТС Украины постепенно снижаются. Так, на 1 января 2006 ее пропускная способность на выходе составляла 178,5 млрд куб. м. А в сентябре нынешнего года Н.Азаров на форуме "Ялтинская европейская стратегия" сообщил, что мощность ГТС – 120 млрд куб. м в год. Очевидно, что "Укртрансгаз" уменьшал ее естественным путем параллельно с падением объемов прокачки: просто на станциях не заменялись отработавшие свое газоперекачивающие агрегаты.

Конечно, тут вместе с украинскими политиками прозападной ориентации можно было бы посетовать на имперские замашки Кремля, совершенно не по-братски душащего "неньку" в медвежьих объятиях. Но объективности ради следует заметить, что и ЕС реально палец о палец не ударил для сохранения украинского транзитного маршрута – даже после присоединения Киева к Европейскому энергетическому сообществу. Вот и все плоды политики многовекторности, заложенной вторым украинским президентом Леонидом Кучмой и продолженной было нынешним главой государства Виктором Януковичем. Пресловутое сидение на двух стульях неизбежно заканчивается падением на пол, когда они вдруг разъезжаются в разные стороны.

Ранее, правда, звучали нотки оптимизма у вице-премьера по ТЭК Юрия Бойко: мол, кризис в Европе не вечен, вот начнется там новый подъем экономики, сопровождаемый ростом потребления газа. Тогда и волки будут сыты, и овцы целы. То есть и оба "потока" будут загружены, и ГТС Украины сможет гарантированно перекачивать 80-100 млрд куб. м газа. Такой прогноз содержится и в долгосрочной стратегии "Газпрома". Но, как показывает жизнь, аналитики тоже имеют свойство ошибаться. Кризис в Европе не только не заканчивается, даже предпосылок для этого в обозримой перспективе не видно.

К тому же, если так далеко заглядывать в будущее, не стоит сбрасывать со счетов появление новых технологий по сжижению природного газа, дающих возможность его перевозки на длинные расстояния в железнодорожных цистернах. Сейчас такой вид транспортировки был бы "золотым", однако новые технические решения могут сделать его вполне рентабельным. Соответствующие научные работы ведутся, и в случае успеха ЕС получит дополнительные варианты поставок газа из стран Ближнего Востока и Персидского залива. Плюс – проекты строительства газопроводов TANAP и Nabucco, получившие статус приоритетных для ЕС. Все это вместе взятое нивелирует гипотетический рост потребления газа в Европе.

Директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар полагает, что заявление Н.Азарова не стоит воспринимать буквально. "Это не значит, что завтра транзитную трубу кто-то начнет резать и сдавать в металлолом", – подчеркнул он. По словам эксперта, при объемах транзита на уровне 2012 года ГТС Украины может эксплуатироваться в штатном режиме. Но если объем падает ниже 60 млрд куб. м, встает вопрос о снижении пропускной способности за счет остановки газоперекачивающих агрегатов, сказал М.Гончар.

"Ничего катастрофического здесь нет, эта возможность рассматривается и может быть реализована", – отметил эксперт. По его словам, по такому пути решили идти и в Словакии, через которую газ из России транспортируется далее в Европу. "Поскольку уменьшение транзита через Украину автоматически снижает загрузку словацкой ГТС", – пояснил М.Гончар. По его словам, необходимо только решить вопрос украинских потребителей, подключенных непосредственно к транзитным трубопроводам.

"Но данный вопрос решается, поскольку эти потребители не являются крупными промышленными предприятиями", – уточнил М.Гончар. Он также отметил, что транзит российского газа в любом случае не уменьшится резко, сразу в два раза. "Когда вопрос перейдет в практическую плоскость по независящим от нас обстоятельствам, тогда может начаться консервация мощности ГТС по примеру Словакии", – сказал директор энергетических программ "Номоса".

Вместе с тем он напомнил о старте ряда крупных проектов, направленных на увеличение газодобычи в Украине: голландско-британской корпорации Shell на Юзовской площади, американских Chevron – на Олесской, а также ExxonMobil – на украинской части черноморского шельфа. "Поэтому даже при сокращении транзита российского газа мощности нашей ГТС будут востребованы для транспортировки полученного ресурса. В любом случае она нам еще понадобится", – резюмировал эксперт.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

6 Лютого 2025

США оголосили про скасування зборів у Панамському каналі

Мита Китаю на нафту можуть вдарити по американському експорту

На продаж виставлено гранітний карʼєр і щебеневий завод у Житомирській області

Європа може сильно програти від торговельної війни між США та Китаєм

Укренерго запровадило аварійні відключення у 8 областях

Китай і США мають 60 днів, щоб врегулювати без суду суперечку щодо мит – СОТ

5 Лютого 2025

Імпорт значно перевищує експорт: Зеленський повідомив про велику проблему в Україні

Voestalpine завершила продаж німецької компанії Buderus Edelstahl

Корисні копалини України для США: Сибіга пояснив, як можна досягти миру

Україна збереже контроль над титановою галуззю навіть після приватизації ОГХК

Українці вивезли $35 млрд за перший рік повномасштабної війни, що обвалило економіку – Зеленський 

Ціни на нафту відреагували на торгову війну між США та Китаєм

Український підрозділ Ferrexpo звинуватили у незаконному видобутку копалин

Відключень світла в Україні через морози бути не може – міністр Галущенко 

4 Лютого 2025

У 2024 році глобальні інвестиції у чисту енергетику вперше перевищили $2 трлн

Трамп має намір отримати рідкоземельні метали з України як умову подальшої підтримки США

ВСІ НОВИНИ ⇢