Под грифом РН-Украина
Публікації
Запуск "Роснефтью" Лисичанского НПЗ, намеченный на весну 2014 года, может вызвать вторую волну экспансии российских нефтяных компаний на украинский топливный рынок. В частности, такая волна способна накрыть в будущем заводы в Кременчуге и Херсоне. Россияне уже пытаются внести коррективы в правила игры на этом рынке.
Наследие "танкистов"
Каждый год в конце осени участники отечественного топливного рынка традиционно собираются в Киеве на крупном специализированном форуме – Petroleum Ukraine. Показательная деталь: в текущем году на это мероприятие "Роснефть" привезла огромную делегацию в составе почти 30 человек. Такой многочисленный десант лучше любых слов доказывает непраздный интерес крупнейшей в РФ нефтяной компании к Украине. Сегодня "Роснефть" активно формирует свое украинское подразделение под названием "РН-Украина", костяк которого составляют бывшие сотрудники ТНК-ВР.
Концептуально украинское направление будет курировать бельгийский спец Дидье Казимиро, работающий с 2012 года в "Роснефти" на должности вице-президента по вопросам нефтепереработки. До этого он возглавлял украинскую компанию "ТНК-ВР Коммерс". Вполне возможно, что в ближайшее время к этой команде присоединится и Феликс Лунев, который ранее почти 10 лет проработал на разных руководящих должностях в украинских структурах ТНК-ВР. Лисичанский НПЗ с марта текущего года возглавляет Игорь Данчук, работавший там в бытность "танкистов" коммерческим директором. Как видим, принимая от ТНК на баланс ее украинский завод, "Роснефть" решила не разбрасываться и кадрами, знакомыми с реалиями украинского рынка. Поскольку для ее центрального офиса он во многих местах все еще terra incognita.
На границе 2012-2013 годов в "Роснефти" определенное время колебались, что делать с Лисичанским НПЗ, остановленным их предшественниками. Но сейчас решение принято уже бесповоротное: завод не продается, он будет возвращен в строй под флагом РН. Вице-президент "Роснефти" Игорь Павлов в ноябре в Киеве очертил временные контуры запуска – весна 2014 года. На самом предприятии в Лисичанске неофициально даже называют точную дату – 20 апреля. Согласно внутреннему плану, к этому сроку все заводские установки должны быть в рабочем состоянии. По словам Игоря Павлова, сейчас над их восстановлением бьется около 800 человек из подрядных организаций. Сам же завод начал открывать новые вакансии.
Только толлинг?
Создание дополнительных рабочих мест – дело хорошее. Но вот о создании новых производственных мощностей в Лисичанске речь пока не идет. С нынешним же технологическим арсеналом продукция этого НПЗ по качеству не сможет конкурировать с качественным импортным топливом, ввозимым в Украину со стран Евросоюза и Беларуси. В "Роснефти" это тоже понимают. Поэтому экономической основой возвращения завода в эксплуатацию видят его ориентацию преимущественно на российский рынок. То есть речь идет о возврате к тем же толлинговым схемам, которые применяла и ТНК-ВР в последний период владения Лисичанским НПЗ. Их суть в том, что российская нефть беспошлинно ввозится в Украину на переработку, после чего готовый продукт в полном объеме отправляется в Россию на реализацию. У "танкистов", правда, часть толлингового горючего "терялась" по дороге и оседала на украинских просторах.
Власти и в Киеве, и в Москве подобную схему не очень жаловали, поскольку она чревата уменьшением налоговых поступлений. Но, учитывая, что "Роснефть" считается самой прокремлевской во всей российской "нефтянке", ей вряд ли откажут в давальческом коридоре. Правда, для Лисичанского НПЗ толлинг – это тупиковый путь развития. Он позволит предприятию продержаться еще несколько лет на плаву, но он не дает ему никакой перспективы. Тем не менее толлинговую практику как единственно обеспечивающую рентабельность переработки в Лисичанске всячески поддерживал еще в ТНК-ВР Дидье Казимиро. Сейчас он ратует за нее и в "Роснефти". В 2011 году, согласно заявлениям того же Д.Казимиро, на давальческой переработке завод имел примерно 2,3 долл. маржи на тонне. Не больно много, но лучше, чем минусы, которые НПЗ получал, когда ориентировался исключительно на украинский рынок.
Как считает директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар, после возобновления работы завод в Лисичанске опять же будет ориентироваться главным образом на рынок южного региона России. Там фиксируются одни из самых высоких показателей потребления нефтепродуктов в РФ, и в летний сезон эти области периодически сталкиваются с дефицитом горючего. А у "Роснефти" там работает только небольшой и неэффективный Туапсинский НПЗ. Поэтому бензин и ДТ с Лисичанска, по качеству вытягивающие на твердую "еврочетверку", могут пойти на "югах" нарасхват. ТНК отправляла в Россию до 400 тыс. тонн лисичанских нефтепродуктов в год. При "Роснефти" этот объем вполне может превысить даже 1 млн тонн годовых. Но все равно одним толлингом сыт не будешь. Если не сразу после запуска, то в краткосрочной перспективе часть готовой продукции Лисичанский НПЗ вынужден будет продавать в Украине. Перерабатывать менее 2 млн тонн нефти в год на этом крупном предприятии просто нецелесообразно.
Согласно подсчетам "Роснефти", у украинского рынка топлива перспектив для роста даже больше, чем в сопредельных государствах. Так, суммарный объем потребления топлива в Украине сейчас составляет порядка 10 млн тонн в год, В Польше и Центральной России этот же показатель достигает 16 млн тонн, в Казахстане – 8 млн тонн. В пересчете на душу населения Украина потребляет только 0,22 тонн топлива в год, тогда как в остальных трех вышеназванных регионах на человека приходится 0,41-0,47 млн тонн моторных топлив. Соответственно, прогнозируют в "Роснефти", украинский рынок в ближайшие годы должен расти быстрее – почти на 4% за год, тогда как у соседей – в пределах 2-3%. Впрочем, в течение пяти последних лет роста потребления нефтепродуктов в Украине так и не наблюдалось. Поэтому возвращать свою долю в отечестве Лисичанский НПЗ попытается не так за счет увеличения спроса, как за счет оттирания от потребителя конкурентов.
"Светлые" на выход
Проектная мощность Лисичанского НПЗ – 8 млн тонн перерабатываемого сырья в год, реальная на сегодня – 6-7 млн тонн. В 2011 году (это был последний год, который завод отработал полностью) он получил 4,9 млн тонн нефти. Для "Роснефти" это легкий вес. Компания добывает вдвое больше сырья, чем перерабатывает. И даже после воплощения в жизнь своей программы по масштабной реконструкции корпоративных НПЗ у нее будут оставаться сырьевые излишки. Так, в первом полугодии-2013 "Роснефть" добыла около 93 млн тонн нефти, а переработала 47 млн тонн. Представители компании уже провели переговоры с "Транснефтью" и "Укртранснафтой" о включении ее нефти в график прокачки по магистральному трубопроводу "Самара-Лисичанск". Предварительно речь идет о ресурсе в пределах от 2 до 4 млн тонн, начиная со второго квартала 2014 года.
Еще один козырь украинского актива – его возраст. У "Роснефти" на родине имеется 7 нефтеперерабатывающих предприятий, но Лисичанский НПЗ моложе любого из них. И, соответственно, эффективнее. По крайней мере, если сравнивать с теми, что расположены в европейской части России. Выход светлых нефтепродуктов (т.е. бензина и ДТ) в Лисичанске даже сейчас выше 60%. У упомянутого выше Туапсинского НПЗ – 52%, у Саратовского – вообще 42%, у группы самарских заводов – 54-56%. Хотя если поставить в этот же ряд западные заводы, то уже Лисичанск будет пасти задних.
По словам вице-президента "Роснефти" Игоря Павлова, Лисичанский НПЗ сегодня получает на выходе в два раза больше мазута, чем сходный с ним по проектным параметрам Мажейкяйский НПЗ. По технологическим причинам отказаться от выпуска мазута невозможно, поэтому приходится отправлять его на экспорт с низким нетбэком, по цене фактически ниже, чем цена сырой нефти. Парадокс в том, что "Роснефть" имеет желание бороться с этой проблемой, но при этом новых установок строить на украинском заводе пока не собирается. Получается что-то вроде бега на тренажере. Движение вроде как в Лисичанске наблюдается. Но в гонке за лидерами нефтепереработки он продолжает накапливать усталость.
"Последний раз новую установку в Лисичанске запустили в 2005 году, – отметил на конференции Petroleum Ukraine -2013 директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн. – Для современной нефтепереработки это смерть. Посмотрите на Мозырьский НПЗ – там каждый год делают новую установку, а то и две". ТНК-ВР, по мнению Сергея Куюна, была не слишком рачительным хозяином для завода, поскольку у нее на первом месте всегда стоял ритэйл, а переработка – на втором. "Роснефть", возможно, поменяет местами эти приоритеты. Сигналы о том, что она планирует строить АЗС-сеть в Украине, пока не наблюдались. Возможно, потому, что до сих пор никому из россиян (ни той же ТНК, ни "Лукойлу", ни "Газпром Нефти") не удалось построить в Украине по-настоящему эффективную заправочную сеть. А, может быть, потому, что к заправкам, перешедшим к "Роснефти" по наследству от "танкистов", приторговывается группа ВЕТЭК. Об этом продолжают судачить на рынке. И, вообще, развитие отношений между двумя новыми крупными игроками на украинском топливном поле – это одна из главных интриг следующего года.
Попутчики и подражатели
Если бы ВЕТЭК и "Роснефть" во всем стояли заодно, они могли бы создать довольно сильное перерабатывающее лобби внутри страны. Но хотя каждая из компаний имеет в своей структуре по НПЗ – в Одессе и Лисичанске соответственно – их маркетинговые векторы торчат не в параллельных направлениях. Для ВЕТЭК Одесский НПЗ – это пока лишь дорогая игрушка, которая в бизнесе группы не имеет практического значения. За октябрь он выпустил всего лишь 50 тыс. тонн совершенно убыточных нефтепродуктов. Тогда как в целом группа Курченко поставляет сегодня на рынок примерно по 200 тыс. тонн топлива в месяц, являясь уже крупнейшим игроком в оптовом сегменте. При этом ВЕТЭК ориентируется в основном на ввоз морских партий топлива с юга (происхождением из Румынии, Болгарии и даже Италии) и от периодически возникающих инициатив закрыть внутренний рынок для ввозных нефтепродуктов держится в сторонке.
У "Роснефти" на Лисичанский НПЗ более серьезные ставки. Компания действительно горит желанием запустить завод. Но, как отмечалось выше, сбыт она нацеливает на российского потребителя. Поэтому украинский топливный рынок ей пока тоже глаз мозолит не сильно. До поры, до времени. Рано или поздно часть продукции ей придется все-таки реализовать в Украине. И тогда "Роснефть" попробует более напористо вернуться к теме заградительных пошлин. К примеру, относительно белорусских топлив, чью нишу легче всего занять продукции как Лисичанского, так и Одесского НПЗ. В этом моменте ВЕТЭК и "Роснефть" могут проявить солидарность.
Так же как и в вопросе фискальных поблажек для компаний, которые, громко говоря, возрождают украинскую нефтепереработку. По мнению вице-президента "Роснефти" Игоря Павлова, нефтеперерабатывающему заводу следует предоставить льготы по налогу на прибыль (вплоть до нулевой ставки) на весь период модернизации и еще на 5 последующих лет. В таком теплично-налоговом режиме и владельцы Одесского НПЗ смогут чувствовать себя весьма комфортно. И если "Роснефти" удастся продавить в Киеве такую схему, то это способно побудить и другие нефтяные компании из РФ опять обратить внимание на Украину. В частности, уже до конца 2013 года ожидается решение международного арбитража по иску "Татнефти" относительно восстановления своих прав акционера на Кременчугском НПЗ. А по Херсонскому НПЗ группа "Континиум" Игоря Еремеева ищет партнера-соинвестора и в среде российских нефтяников. В общем, поле для маневра есть. А это означает, что 10 лет спустя вполне может повториться ситуация начала 2000 годов, когда украинский топливный рынок более чем на 50% зависел от поставок российской нефти. Хотя сейчас эта нефть здесь практически отсутствует.
Ярослав Ярош
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram