Украина поедет на китайском?

Публікації

Минэнергоугля анонсировало договоренность с китайской PetroChina International Corporation Limited о создании в Украине нового нефтеперерабатывающего предприятия. Это подразумевает строительство полностью нового предприятия (в Одесской области) или как вариант реконструкцию существующего Херсонского НПЗ. По словам министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого, дальнейших договоренностей по данному вопросу планируется достигнуть в І полугодии 2014 года. Проект оценивается в 1,5-2 млрд долл.

Важные детали

Эксперты отмечают, что PetroChina – одна из крупнейших нефтяных корпораций планеты, входящая в мировой Топ-10, и ее приход в страну вполне мог бы быть позитивом. Тем более что отечественная нефтеперерабатывающая отрасль по-прежнему в кризисе. В прошедшем году переработка сырья снова упала, в этот раз на 26,1%, до 3,4 млн тонн (в 2012 это было минус 50,8%). Работают только Кременчугский НПЗ и недавно запущенный Одесский, а также Шебелинский газоперерабатывающий завод, которые загружены украинским сырьем, импорт же прекращен в начале 2012 года. Простаивает 4 предприятия – Дрогобычский, Надворненский, Лисичанский и Херсонский НПЗ. Совокупная мощность национальных производителей составляет 34 млн тонн, и даже частичное возобновление их работы могло бы ослабить рыночные позиции импорта, уже достигшие 70%.

Совладелец контролирующей Херсонский НПЗ группы "Континиум", народный депутат Игорь Еремеев в комментарии МинПрому допускает, что реконструкция может включать строительство установки гидрокрекинга (каталитический крекинг в присутствии водорода) и современные западные технологии управления, тогда как базовые металлоконструкции и стройматериалы могут быть закуплены внутри страны. Нынешние собственники не подтверждают возможность продажи актива, да и реконструировать его намерены самостоятельно. По их оценкам, проект займет 3-3,5 лет. При этом в варианте "Континиума" ежегодная мощность предприятия достигнет 4,5 млн тонн при полной производительности до 8,6 млн тонн, глубина переработки составит 95%, а специализацией станет дизельное (около 2 млн тонн в год) и авиационное топливо. И.Еремеев уточняет, что это должен быть не просто НПЗ, а нефтехимический комбинат: "Такой профиль позволит оперативнее и полнее реагировать на запросы потребителей, заняв на внутреннем рынке около 20%. В подобном случае вдобавок к светлым нефтепродуктам может выпускаться химпродукция: пропилен, этилен, полистиролы и др.".

Интересно, что в "Континиуме" сомневаются в возможности профинансировать проект собственными силами (своих средств хватит на 30%). Гендиректор одного из акционеров ХНПЗ – компании WOG – Сергей Корецкий в качестве одного из вариантов ранее предлагал продать долю WOG в заводе и полученные деньги направить на реконструкцию. Среди возможных инвесторов называется Дмитрий Фирташ, с которым ведутся переговоры по этому вопросу.

При этом для производственных потребностей явно будет импортироваться сырая нефть. Данная задача может быть упрощена после отмены пошлин на экспорт энергоносителей в рамках СНГ, которая возможна весной в качестве дополнения к зоне свободной торговли содружества. А, значит, предприятие способно стать вторым в Украине, которое возобновит ввоз нефти после Одесского НПЗ, который намерен сделать это в І квартале 2014 года. Впрочем, Э.Ставицкий говорит, что для переработки может поставляться нефть, добываемая на отечественном шельфе (она может появиться через 3-4 года при реализации соответствующих инвестпроектов).

В поддержку отрасли

Напомним, ХНПЗ простаивает с 2005 года, когда предыдущий собственник, компания "Альянс" (РФ), остановила завод на реконструкцию, а затем так и не запустила его, ссылаясь на низкую рентабельность. "Континиум" получил контроль над предприятием в 2007 году и с тех пор неоднократно заявлял о планах реконструкции.

Аналитики сообщают, что примерно за 1 млрд долл. может быть не только реконструирован старый, но и построен новый НПЗ, поэтому не стоит забывать и об одесском варианте. А вот насчет сроков есть сомнения. Так, директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн полагает, что на реконструкцию нужно не менее 5 лет. Что касается сбыта, то у "Континиума" есть разветвленная розничная сеть в лице WOG, но специалисты напоминают об ограниченности национального спроса на дизтопливо. По данным С.Куюна, он составляет около 5 млн тонн и вряд ли сможет поглотить дополнительные 2 млн тонн. Тем самым возникает заинтересованность в экспорте, это будет касаться и китайской версии проекта. На это эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук замечает: на черноморском и средиземноморском рынках нефтепродуктов сложился профицит, поэтому экспортные перспективы нового НПЗ остаются туманными. "У тех же Болгарии и Румынии довольно мощная нефтепереработка, способная предложить продукцию по европейским стандартам и по низким ценам. Намного интереснее было бы продавать дополнительные ГСМ на украинском рынке, но при условии, что Кабмин сможет прикрыть его от демпинга Беларуси и РФ", – сказал он.

Действительно, экономисты солидарны в том, что действенная реанимация нефтеперерабатывающей отрасли возможна только в том случае, если производители смогут предложить рынку конкурентоспособное топливо, в том числе по евростандартам. "Одна из важных задач – повысить глубину переработки нефти с нынешних 76% до 95%, что даст возможность увеличить выпуск светлых нефтепродуктов с 63% до 80% и приблизить качество наших ГСМ к нормам европейских стандартов Евро-4 и Евро-5. Чтобы прийти к этому, отрасли нужна господдержка с использованием государственно-частного партнерства, включая распространение этих механизмов на управляющие компании нефтеперерабатывающих заводов для достижения баланса их взаимных финансовых обязательств с государством. Это должно включать стимулы в виде налоговых льгот и ускоренной амортизации основных фондов предприятий, и в то же время финансовую ответственность их собственников за невыполнение обязательств. Наряду с этим поддержка может быть выражена в форме госгарантий, что позволит получать кредиты по низким ставкам, и облегчит привлечение инвестиций. Наконец, на период проведения реконструкции (но не более чем на два года) НПЗ можно освободить от налога на землю. Параллельно нужно диверсифицировать источники снабжения нефтяным сырьем: самыми перспективными поставщиками могут быть Азербайджан, Казахстан, страны Ближнего Востока, Венесуэла", – считает глава подкомитета по вопросам нефтепромышленности и нефтепродуктообеспечения комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Игорь Васюник.

Введение даже части перечисленных преференций способно дать немалый импульс возрождению отрасли. Это может коснуться и нового совместного проекта с КНР, который способен стать первой успешной комплексной реконструкцией нефтеперерабатывающего завода в независимой Украине, заключают аналитики.

Максим Полевой

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢