Черная металлургия: между прошлым и будущим

Публікації

Мировая черная металлургия многие десятилетия считалась депрессивной отраслью. Ее преследовали сокращение действующих производств, отказ от ввода новых мощностей; устойчивое снижение удельного веса продукции отрасли в валовом национальном продукте и экспорте стран; неуклонное сокращение числа занятых; постепенное вытеснение товарами-субститутами традиционной продукции. Поэтому к мировому финансовому кризису она подошла с "букетом" острых, хоть и не бросавшихся в глаза проблем…

За послевоенный период в европейских странах с высокоразвитой металлургической промышленностью (ФРГ, Франции, Бельгии, Италии и других) количество продуцентов сократилось в несколько раз. Вначале этому способствовали волны банкротств в периоды кризисов перепроизводства. Затем оставшиеся фирмы (как правило, средние по размерам) были поглощены крупными национальными и транснациональными металлургическими корпорациями. В странах Западной Европы и США число занятых в металлургии стремительно падало: за последние 25 лет в металлургической промышленности Великобритании сокращено 82% рабочих мест, Франции – 75%, США – 66%.

Разнообразные товары химической промышленности, композиционные материалы и сплавы, керамические изделия вытесняли металлопродукцию из строительной отрасли, авиа- и автопрома, тяжелого машиностроения. Новые технологии промышленного и гражданского строительства существенно снизили расход арматуры. Использование экономичных (в частности гнутых) профилей металлопроката, замена в станкостроении чугунного и стального литья на сварные конструкции и другие технологические сдвиги привели к уменьшению расходных коэффициентов металла и общего объема его использования в металлопотребляющих отраслях.

Так было до тех пор, пока в Юго-Восточной Азии (особенно в Китае и Индии), Южной и Центральной Америке (Бразилии, Аргентине, Мексике) и на Ближнем Востоке не начался индустриальный и строительный бум. Рост металлообработки, машиностроения, строительного бизнеса требовал все возрастающих объемов металлопродукции – катанки, арматуры, крупносортового проката, листа для судостроения и автопрома. Все это позволило старым металлургическим гигантам ("Ю.С. Стил", "Тиссен", "Круп" и др.) преодолеть застой, нарастить объемы производства, продаж и прибылей. Появились и активно развились индийские группы "Миттал" и "Тата", а в последние годы – и крупные китайские продуценты. Стараются не уступать своей доли на мировом рынке стали японские производители. И, бесспорно, появились шансы на возрождение черной металлургии в постсоветских странах, и в первую очередь в РФ и Украине. Бурный рост цен на металлопродукцию, продолжавшийся до лета 2008 года, позволил всем им существенно увеличить физические объемы производства и реализации.

В период подъема отрасли наблюдалось несколько ключевых тенденций. Это, прежде всего, интернационализация бизнеса и глобализация рынков; ускоренная концентрация отрасли; создание вертикально интегрированных холдингов, охватывающих все стадии производственно-сбытового цикла в металлургии – от добычи сырья до обслуживания конечного потребителя; активное технологическое обновление в "новых индустриальных странах" – Южной Корее, Китае, Индии.

Указанные тенденции настолько взаимосвязаны и взаимообусловлены, что целесообразно рассмотреть их в комплексе. Начиная с 90-х гг. черная металлургия оказалась вовлеченной в общемировые процессы интернационализации бизнеса и глобализации рынков. Металлургические компании и группы активно участвовали в международных слияниях и поглощениях.

Вот лишь несколько примеров слияний крупнейших металлургических предприятий в Европе, произошедших в конце 90-х гг. Объединившиеся в 1987 г. французские компании "Юзинор" и "Сасийор" приобрели бельгийский завод "Сокериль Самбре". В 1997 г. на основе двух крупнейших металлургических предприятий Германии был образован концерн "Тиссен-Крупп Сталь". Под влиянием кризиса в Юго-Восточной Азии в 1999 г. произошло слияние "Бритиш Стил" и голландской компании Koninklijke Hoogovens, сформировавших корпорацию "Корус Груп". Крупнейшей сделкой 2001 г. было создание группы "Арселор", объединившей люксембургскую "Арбед", французскую "Юзинор" и испанскую "Асэралиа".

С 2003 года участниками национальных и транснациональных интеграционных сделок становятся и ведущие американские корпорации. Уже в начале 2003 года было объявлено о том, что "Ю.С. Стил" купит компанию "Нэшнл Стил", войдя, таким образом, в десятку крупнейших мировых металлургических корпораций. Еще более амбициозный план укрупнения отрасли стала осуществлять молодая американская компания "Интернейшнл Стил Груп" (ИСГ), возглавляемая В. Россом. Еще в сентябре 2002 года ИСГ приобрела одну из крупнейших американских металлургических компаний "ЛТВ Стил" и небольшую "Экми Стил". А в январе 2003 года Росс начал переговоры о покупке еще одного металлургического гиганта-банкрота "Бетлэхем Стил". В 2004 году американские корпорации стали объединяться с азиатскими и европейскими компаниями, причем, как правило, на правах "младших партнеров". Самое крупное слияние провела все та же ИСГ. Она заключила соглашение о слиянии с компанией Л. Миттала "Испат". Сделка была оценена в 4,5 млрд долл., а 88 % акций новой компании – "Миттал Стил" оказалось в руках индийского бизнесмена и членов его семьи.

К слову сказать, транснациональные объединения, инициированные индийскими группами, выглядят наиболее масштабными. В 2005 году "Миттал Стил" за 4,8 млрд долл. приобрела на приватизационном аукционе лидера украинской металлургии ОАО "Криворожсталь". Следующая сделка Лакшми Миттала стала самой крупной в истории мирового металлургического бизнеса. Летом 2006 года "Миттал Стил" объединилась с группой "Арселор" в компанию "Арселор-Миттал". Общая стоимость сделки – 33,7 млрд долл. Объем выплавки стали объединенной компании составил 116 млн тонн, а выручка – порядка 64 млрд евро. Старается не отставать от группы Л. Миттала и другая индийская группа – "Тата Стил". Весной 2007 года общее собрание акционеров "Корус Груп" одобрило сделку по слиянию с "Тата Стил" стоимостью 12 млрд долл. После слияния с британско-голландской компанией "Тата Стил" объявила еще о трех приобретениях в странах Азии. Сингапурская компания "НэтСтил Эйша", контролируемая индийцами, приобрела два сортопрокатных завода во Вьетнаме. Также "Тата Стил" стала владельцем индийской ферросплавной компании "Ромет Индастрис".

В 2004-2006 гг. наметилась еще одна интересная тенденция. На мировой рынок начали выходить российские и украинские финансово-промышленные группы, но уже не в качестве металлотрейдеров, а в роли покупателей зарубежных металлургических активов. Так, ныне "Индустриальный союз Донбасса" является основным владельцем польского металлургического комбината "Гута Ченстохова" и венгерского "Дунафер". Группа «Приват» владеет контрольным пакетом акций африканской "Гана Манганес", принимает участие в управлении румынским заводом "Тулча", грузинскими Зестафонским заводом ферросплавов и марганцевым рудником "Чиатурмарганец", российским Алапаевским металлургическим заводом, американской "Хайлендерс Еллойс". Поистине стратегическое приобретение этой группы – австралийская горнодобывающая компания "Консолидейтед Минералс", производящая руду с высоким (свыше 48%) содержанием марганца. «Метинвест Холдинг» является владельцем контрольного пакета акций итальянских сталепрокатных предпритяий "Ферриера Валсидер", «Траметал» и английского «Спартан Ю.Кей.». В ближайших планах "ИстВан" – приобретение активов за рубежом и снижение доли украинских активов в бизнес-портфеле с 90 до 50%.

Среди причин интеграционных процессов в мировой черной металлургии следует назвать следующие.

Во-первых, исторически так сложилось, что черная металлургия достаточно хорошо развита во многих странах мира. Даже "Миттал Стил" и "Aрселор" после своего объединения реально контролируют лишь 10% мирового рынка, а доля остальных крупных компаний и альянсов не превышает 2-3%. Другими словами, перспективы консолидации отрасли в мировом масштабе достаточно велики.

Во-вторых, в последние годы наблюдается реальное смещение центров мировой металлургии в две азиатские страны – Китай и Индию. Металлургическая отрасль этих стран благодаря непрерывно расширяющемуся спросу на внутренних рынках развивалась ускоренными темпами, соответственно выросла финансовая мощь и влияние азиатских бизнесменов.

В-третьих, обостряется дефицит сырьевых и топливно-энергетических ресурсов (в первую очередь, железной руды и коксующихся углей) вследствие их исчерпания на европейском и североамериканском континентах. Это обстоятельство стимулирует создание вертикально интегрированных металлургических групп и альянсов. Особую активность здесь проявляют индийские, российские и японские компании.

В-четвертых, компании, идущие на слияние активов, рассчитывают получить синергический эффект. Так, по предварительным оценкам, объединение "Арселор" и "Миттал" должно было дать эффект синергии, который в трехлетней перспективе оценивался в 1,6 млрд долл. Впрочем, синергический эффект далеко не всегда сопровождает сделки по слиянию активов, особенно если речь идет о создании конгломератов. Многие серьезные исследования свидетельствуют о том, что корпорации, опирающиеся на внутренние ресурсы, функционируют эффективнее корпораций, расширяющихся путем слияний и поглощений.

В-пятых, эти сделки позволяют снизить экономические риски участников объединений и расширить рынки сбыта продукции. К примеру, именно после объединения с голландцами "Бритиш Стил" получила возможность выхода на континентальный европейский рынок.

В-шестых, идя на слияние активов, крупнейшие игроки мирового металлургического бизнеса рассчитывают получить дополнительные доходы за счет значительного снижения конкуренции.

Нельзя не сказать несколько слов и о технологическом прорыве наших ближайших конкурентов – стран Юго-Восточной Азии. К примеру, южнокорейская компания "ПОСКО" в своей стратегии продвижения на зарубежные рынки делает акцент на новых технологиях производства. Они позволяют сократить расходы на 15%, а уровень загрязнения уменьшить более чем на 95%. За последние три года компания инвестировала в развитие новых технологий 1,14 млрд долл. Следует сказать, что практически все производственные мощности в новых индустриальных странах строятся по современным проектам. К примеру, 70% нововведенных сталеплавильных мощностей КНР оснащено самым передовым оборудованием.

Старается не отставать от этих стран в технологическом отношении и Россия. За последние пять лет РФ нарастила мощности с 63 до 75 млн тонн стали. Из этого объема 25 млн тонн приходятся на новые производства, отвечающие современным стандартам в металлургии. По свидетельству президента Украинской ассоциации металлотрейдеров Андрея Федосеева, побывавшего на Магнитогорском металлургическом комбинате, уровень технологии, культуры производства и качества продукции на нововведенных мощностях иногда даже превышает европейские стандарты.

Впрочем, все вышесказанное было характерно для докризисного периода. Кризис ипотечного строительства в США и последовавший за ним глобальный финансовый кризис внес существенные коррективы в развитие отрасли. Что будет происходить в мировой черной металлургии в ближайшей перспективе – это тема отдельного исследования…

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢