Яценюк и МВФ: игра в наперстки

Публікації

"Кручу-верчу, запутать хочу" – обычная присказка наперсточников в начале игры. Чем-то похожим сейчас занимается правительство Украины под руководством Арсения Яцеюнка. Об этом свидетельствует содержание меморандума о сотрудничестве с Международным валютным фондом.

Документ предусматривает уменьшение бюджетного дефицита в 2014 на 2,6% от номинального ВВП страны. Цель вполне благородная и очень даже реальная. Вот только как ее достичь? Половину этого показателя, то есть 1,3% от ВВП, власти и МВФ хотят обеспечить за счет сокращения государственных расходов. Итак, урезание зарплат в бюджетной сфере принесет 0,5%, пенсий и социальных выплат – еще по 0,2%. Это очень жестокое решение, учитывая, что уже в 2010 году 78% украинцев и так жили за чертой бедности, ежедневно тратя менее 17 долл. на свои нужды. А за прошедшие годы так называемого покращання стало только хуже.

Понять, насколько оно беспощадно, помогают официальные данные Государственной службы статистики, согласно которым в 2013 в структуре доходов украинцев 37% пришлось на социальные трансферты от государства – все те же пенсии, пособия, субсидии. Как выживать этим нуждающимся в условиях роста цен, который нынешняя власть раскрутила обвалом гривны? Ну, МВФ, допустим, все равно: там за сухой цифирью людей не видят, изначально привыкли мыслить более глобальными категориями. Плюс-минус пару миллионов населения Украины для Вашингтона, в котором находится центральный офис МВФ, особой роли не играют.

Другое дело – представитель правящей партии "Батькивщина" премьер Арсений Яценюк, молодой талантливый экономист-реформатор, который очень патриотичен и хочет, чтобы все граждане жили в достатке. По крайней мере, так он говорит, и такие благородные цели декларирует сейчас в ходе избирательной президентской кампании лидер ВО "Батькивщина" Юлия Тимошенко. Как же он мог на такое пойти?

Да, еще 27 февраля в своем первом выступлении в Верховной Раде при назначении на премьерскую должность Арсений Петрович говорил о принятии непопулярных экономических решений, необходимых для получения нового кредита МВФ. "У нас просто нет другого выхода", – подчеркнул тогда будущий глава правительства. Но так ли это на самом деле? Действительно, без рефинансирования внешних долгов дефолт Украины был неминуем. Но неужели сократить дефицит госбюджета можно только за счет отказа власти от своих социальных обязательств? Оказывается, нет. Читаем дальше меморандум МВФ и правительства Украины. Еще 0,2% ВВП даст уменьшение субсидий предприятиям. Очевидно, в данном случае речь идет о снижении дотаций для НАК "Нафтогаз Украины" и предприятий коммунальной теплоэнергетики, которые используют импортный дорогой газ.

Сокращение дотаций "Нафтогаза" и ТКЭ обеспечат за счет повышения тарифов для населения в общей сложности в два раза за 2 года. Не забудем, что оно произойдет на фоне сокращения соцвыплат и зарплат. Хотя вопрос о необходимости роста тарифов ЖКХ остается открытым. Для сравнения можно взять ситуацию в КП "Киевский метрополитен". С осени прошлого года его руководство жаловалось, что возит жителей и гостей столицы в убыток и настаивало на повышении платы за проезд с нынешних 2 грн. до 3 грн., а лучше сразу до 5 грн. Да, согласно официальной отчетности, по итогам 2013 убыток киевской подземки вырос на 4,8%, до 362,1 млн грн. Эти суммы тоже из года в год покрываются из бюджета, в данном случае из городского.

Но, как показал аудит, проведенный уже при новой власти, убыток формировался искусственно. Например, в среднем на 35% завышалась стоимость запчастей, закупаемых для подвижного состава. Отдельного упоминания заслуживает закупка 75 новых вагонов, которые в 2013 при отпускной цене 4,5 млн грн. после прогонки через цепочку компаний с признаками фиктивности обошлись киевскому метрополитену уже в 8 млн грн. за вагон. Очевидно, что при таком подходе и тарифы на проезд никогда не будут экономически обоснованными, сколько их не повышай, и дыра в бюджете будет только расти. Между тем ситуация в "Нафтогазе" ничем не отличается от столичной подземки, если верить главе МВД Арсену Авакову.

По его данным, только по трем эпизодам расследуемых сейчас художеств прежнего руководства "Нафтогаза" ущерб государству составил порядка 4 млрд долл. А это уже 2,2% ВВП Украины за 2013 по тогдашнему обменному курсу. Какие действия предпринимаются для возвращения похищенного? Ведь указанные средства исчезли не бесследно, и даже без диплома магистра экономики Гарвардского университета понятно, что начинать надо с этого, а не с повышения тарифов для потребителей услуг компаний-монополистов. Тогда и бюджетный дефицит сократится даже больше, чем хотелось бы МВФ, и стоимость услуг ЖКХ, по крайней мере, не поднимется. Ведь и это еще далеко не все, что можно раскопать в "Нафтогазе" усилиями правоохранительных органов.

Между тем еще на 0,2% ВВП бюджетные расходы предлагается уменьшить за счет экономии при госзакупках. Из формулировки не совсем понятно, что имеется в виду: то ли для высокопоставленных чиновников купят меньше лимузинов и черной икры за деньги налогоплательщиков, то ли просто не будут при этом так безбожно воровать, как это делалось до сих пор вот уже много лет. В любом случае есть смысл обратиться к датированной июлем 2013 года аналитической записке СБУ, по оценкам которой в Украине при закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства через завышение стоимости ежегодно расхищается 10-15% расходной части госбюджета. Скорее всего, на самом деле цифры еще больше, но даже в таком случае получаем 32-52,5 млрд грн. в денежном эквиваленте, или 2,2-3,61% ВВП.

То есть реальные возможности экономии расходов при госзакупках более чем в 10 раз превышают те, которые берутся обеспечить А.Яценюк и его Кабинет министров. Это означает только одно: коррупционные аппетиты у нынешней власти не меньше, чем у предыдущей. Подтверждением может служить заявление нового начальника налоговой службы Украины Игоря Белоуса о том, что при прежнем руководстве 25% всего возмещенного НДС было украдено через формирование фиктивного налогового кредита. Всего в 2013 предприятия получили 53,4 млрд грн. из бюджета в качестве возмещения НДС. Значит, похищено 13,35 млрд грн., или 0,92% ВВП. Это столько же, сколько власти хотят сэкономить в нынешнем году на замораживании зарплат в бюджетной сфере, соцпособий и пенсий.

При этом И.Белоус особо подчеркнул, что у налоговой службы есть все для того, чтобы предотвратить фиктивное возмещение НДС. "Мы легко находим все налоговые ямы, поскольку у нас есть вся информация", – сказал он в комментарии СМИ 22 апреля. Тогда в чем проблема? Прекратите хищения под видом возмещения НДС из бюджета, и не понадобится принимать непопулярные решения, о неизбежности которых так проникновенно рассказывал А.Яценюк. Но поскольку указанные решения все же приняты, вывод напрашивается один: завязывать с воровством нынешнее руководство страны не намерено. Точно так же дела обстоят и с коррупционной составляющей властной кормушки.

Это видно из части меморандума с МВФ, посвященной планируемому увеличению доходов госбюджета. За счет отмены налоговых льгот при экспорте зерна – всего 0,3% ВВП, так как норма начинает действовать только с 1 октября. Что мешает отменить ее с 1 апреля – вопрос риторический. Еще 0,1% ВВП даст введение НДС при импорте лекарств и 0,3% – увеличение земельного налога. Ранее мы подробно анализировали хитросплетения при повышении рентной платы за недропользование, которое должно дать еще 0,1% ВВП в доходную часть госбюджета.

Самое интересное, что оставшиеся 0,4% ВВП дополнительных доходов правительство по согласованию с МВФ хочет получить путем борьбы с теневым сектором экономики и уклонением от уплаты налогов. Поскольку министр экономического развития Павел Шеремета сказал, что, по его оценкам, в тени сейчас находится 40-60% украинской экономики, получается, что как таковой борьбы и не предвидится. Пчелы не способны победить мед. Хотя получается, что одна только детенизация позволила бы Украине вообще отказаться от новых внешних займов и выплатить накопленные долги. И жить действительно по-европейски. Не только на территории отдельно взятого "Межигорья" или "Серебряного залива" в Конча-Заспе, где обитает Ю.Тимошенко. А по всей стране.

А так все разговоры А.Яценюка и его министров о тяжелых, но нужных реформах, от которых населению сначала будет очень плохо, а потом очень хорошо, выглядят как манипуляции наперсточника, ловко дурящего доверчивых прохожих.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

15 Квітня 2024

ЄС має надати Україні обладнання для децентралізації генерації електроенергії

Україна збільшила експорт ЗРС у 2,5 раза

Voestalpine зробив першу у світі катанку із зеленої сталі

Герус обіцяє, що тариф на е/е піднімуть не до ринкового рівня

З початку війни в Україні релокувалися майже 19 тис компаній

Усі шість блоків ЗАЕС переведені в холодний зупин

Українські підприємства наростили експорт брухту чорних металів на 52,2%

Українські підприємці отримали понад 27 млрд грн доступних кредитів

Україна у березні експортувала 92 тис тонн чавуну

Імпорт залізної руди в Китай зріс на 5,5%

Thyssenkrupp Steel планує скоротити виробництво на заводі в Дуйсбурзі

Укргідроенерго отримало кошти на захист ГЕС

Україна скоротила експорт феросплавів

Україна наростила імпорт міді на 47%

Металурги у березні скоротили експорт чавуну на 27,6%

В Україні створять перше виробництво водню та аміаку з ВДЕ

ВСІ НОВИНИ ⇢