Кризис с ускорением

Публікації

По итогам января-апреля текущего года промышленное производство в стране сократилось на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом спад постепенно набирает обороты: в 2013 году он составил 4,5%, а в первом квартале текущего года – 5,0%. Впрочем, основные проблемы украинской индустрии, очевидно, только начинаются. В середине мая Европейский банк реконструкции и развития спрогнозировал для Украины на текущий год падение ВВП на 7%, но эта оценка может оказаться еще и оптимистичной.

Трудности экспортной ориентации

Безусловно, главная проблема украинской экономики находится в политической сфере. "Пушки вместо масла" – сейчас мы видим исполнение этого принципа на собственном печальном опыте, причем здесь все еще только начинается.

Кто сегодня вспоминает об экономике Сирии, Ливии или Южного Судана, где гражданская война тянется уже несколько лет? Эти страны живут, вернее, выживают только благодаря иностранной помощи, в меньшей степени – экспорту минеральных ресурсов. Но даже если в Украине в ближайшее время каким-то чудом наступит мир, а процессы ее дезинтеграции каким-то образом приостановятся, экономическая ситуация от этого не слишком улучшится. Страна вступила в период системного кризиса, отражением которого является, в частности, обстановка в промышленности.

Спад в украинских индустриальных отраслях начался еще в прошлом году, так что нынешние проблемы в значительной степени представляют собой достаточно долгосрочную тенденцию. При этом основная причина трудностей, которые сейчас испытывает отечественная промышленность, заключается в экспортной ориентации большинства украинских предприятий.

Некоторые из них, в частности, производители проката или азотных удобрений, пострадали от спада в мировой экономике, приведшего к падению цен на данные товары и общему ухудшению внешнеэкономической конъюнктуры. Но для машиностроительной отрасли сильнейшим ударом стало решение еще предыдущего правительства о форсировании европейской интеграции. Это привело к резкому ухудшению отношений с Россией – покупателем порядка 52% экспортируемой из Украины машиностроительной продукции – и наложилось на общие неблагоприятные изменения, вызванные переполнением российского рынка.

Уже в прошлом году значительно сократились поставки в Россию украинских автомобилей и железнодорожных вагонов. Нынешние власти сами потребовали прекращения или радикального уменьшения экспорта продукции оборонного либо двойного назначения. Да и в целом обстановку на границе сейчас трудно назвать дружественной. В результате по итогам первого квартала украинский экспорт в Россию снизился, по данным Госкомстата, на 24,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Дальнейшие перспективы для украинских предприятий, ориентированных в основном на рынки России и других стран СНГ, выглядят откровенно неблагоприятными. По крайней мере, если в ближайшем будущем украинская политика не претерпит существенных изменений. Спрос на украинские автомобили и железнодорожные вагоны остается ограниченным в силу объективных причин, прежде всего конкуренции со стороны местных производителей. К поставкам в Россию украинских авиационных двигателей и прочей авионики отрицательно относятся уже киевские власти и их западные покровители. Экспорт прочей украинской продукции – трансформаторов, силовых установок, насосов, железнодорожных локомотивов – подвержен политическим рискам.

Правительство в последнее время советует производителям искать альтернативные рынки сбыта в других регионах, прежде всего в Евросоюзе, с которым вскоре ожидается подписание экономической части соглашения об ассоциации. Однако уже состоявшееся открытие европейского рынка для украинских предприятий пока что не принесло ощутимых выгод отечественным промышленникам. Как и предупреждали ранее специалисты, камнем преткновения стала необходимость перехода украинских предприятий на европейские стандарты и технические регламенты. Для их внедрения нужны значительные средства и немало времени, так что как минимум в текущем году особого прогресса на этом направлении не предвидится.

Пока что говорить о заметном увеличении украинских поставок в ЕС можно только для стальной продукции, экспорт которой (по тоннажу) по итогам первого квартала вырос на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако основной причиной этой прибавки стал высокий курс евро, создавший благоприятные условия для поставок плоского проката и катанки из Украины на европейский рынок. Что касается таможенного режима, то он для украинских металлургов совершенно не изменился.

В целом по итогам первых четырех месяцев текущего года украинский товарный экспорт сократился на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом поставки сельскохозяйственного и минерального сырья существенно превысили прошлогодние показатели, в то время как экспорт продукции химической промышленности упал почти на 30%, а в машиностроительном секторе прибавка была зарегистрирована только в группе морских и речных судов.

Судя по всему, в дальнейшем отставание будет только увеличиваться. В прошлом году поставки в Россию машин и оборудования (без учета комплектующих) были примерно в 15-17 раз больше, чем в страны ЕС. Поэтому компенсировать потери на российском рынке за счет Евросоюза в обозримом будущем не представляется возможным. Это означает продолжение спада в ряде отраслей украинской промышленности вследствие сокращения экспортных заказов.

Поворот вниз

Впрочем, проблемы украинской промышленности отнюдь не исчерпываются неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. И даже если абстрагироваться от боевых действий, затрагивающих один из важнейших промышленных регионов страны, на усиление экономического спада продолжают работать ряд немаловажных внутренних факторов.

В первую очередь девальвация гривны, с начала года потерявшая порядка 40% своей прежней стоимости по отношению к доллару, практически не оказала благоприятного воздействия на объемы украинского экспорта промышленной продукции. У предприятий заметно сократились затраты разве что на добываемое в нашей стране сырье, а также на рабочую силу. В то же время большинство украинских производителей в той или иной степени зависят от валютного финансирования и импорта оборудования, комплектующих или же сырья. Например, пластиков либо химических веществ, не выпускающихся отечественными предприятиями.

Пока что выиграли от падения гривны в основном украинские автомобилестроители, по итогам января-апреля нарастившие выпуск легковых машин почти в два раза по сравнению с первыми четырьмя месяцами прошлого года, до 18,3 тыс. штук. При этом импорт автомобилей в первом квартале сократился более чем на 40% (по стоимости) по сравнению с показателями годичной давности.

Дешевая гривна способствует сокращению резко подорожавшего импорта оборудования или потребительских товаров, но этот процесс отражает скорее сужение платежеспособного спроса, чем импортозамещение. В украинской промышленности слишком мало конкурентоспособных производств, способных полноценно заменить импорт, а, значит, положительный эффект девальвации национальной валюты для экономики будет минимальным и, судя по всему, не перекроет потери.

Отдельный и очень больной вопрос – энергия и энергоносители. Цены на природный газ для промышленных предприятий поднялись в апреле на 29,1% и в мае на 17,5%, достигнув 4724 грн./тыс. куб. м (то есть немногим менее 400 долл. по текущему курсу) без НДС, целевых надбавок и тарифов на транспортировку. По данным ассоциации "Металлургпром", только во втором квартале украинским металлургам придется заплатить за газ на 1,7 млрд грн. (включая НДС) больше, чем в первом, а по итогам всего года дополнительные затраты даже при условии сохранении цен на нынешнем уровне составят около 5 млрд грн.

Между тем украинские газовые перспективы представляются совершенно безотрадными. Платить за газ Украина, очевидно, не может, поэтому весьма вероятно, что в июне поставки из России могут вообще приостановиться на неопределенный срок. Если же какое-либо решение по данному вопросу будет найдено, то предполагаемое снижение стоимости российского газа до около 380-400 долл./тыс. куб. м не даст существенного выигрыша промышленникам. Внутренние цены на газ придется держать на высоком уровне, чтобы уменьшить плановые убытки "Нафтогаза Украины" и нагрузку на государственный бюджет. Это ставит под сомнение будущее украинской химической промышленности, для которой природный газ является основным сырьем.

Вполне вероятно, что в Украине будут расти и тарифы на электроэнергию. Основные проблемы здесь, судя по всему, возникнут у атомных станций, использующих импортное ядерное топливо. Но и угольные ТЭС в среднесрочной перспективе могут столкнуться с удорожанием сырья и перебоями с его поставками в случае дальнейшего обострения внутренней обстановки в стране. В то же время даже незначительное, 4,8% повышение тарифов на электроэнергию с 1 мая, по оценкам "Металлургпрома", обойдется украинским металлургам в 700 млн грн. (с НДС) дополнительных платежей до конца текущего года.

Конечно, высокие цены на энергию являются мощным стимулом для внедрения энергосберегающих технологий, однако такие проекты, как правило, отличаются достаточно высокой стоимостью. Чтобы сэкономить газ или электроэнергию, нужно сначала вложить немалые средства, а именно с этим у отечественных промышленников в последнее время возникли существенные проблемы. В частности, как сообщает "Металлургпром", сталелитейная отрасль завершила первый квартал 2014 года с 12,7 млрд грн. совокупных убытков, что примерно в 4 раза превосходит финансовый результат аналогичного периода годичной давности. При этом около 9 млрд грн. предприятия потеряли вследствие переоценки валютных кредитов с учетом удешевления гривны. Убытки от операционной деятельности по итогам первого квартала составили 1,5 млрд грн. против 2,1 млрд грн. годом ранее.

В похожем положении находятся и многие другие украинские промышленники. К тому же, в последнее время они сталкиваются с усилением налогового давления. Как сообщает бывший министр доходов и сборов Александр Клименко, апрельский план по поступлениям в бюджет удалось выполнить лишь за счет авансовых сумм по налогу на прибыль и переплат прочих налогов. Проведение такой финансовой политики возможно лишь в качестве временной меры, использовать ее как постоянный инструмент по наполнению бюджета нельзя. То же самое относится и к невозврату НДС или покрытию этих выплат малоликвидными ценными бумагами.

Между тем, как сообщал в начале мая Международный валютный фонд (МВФ), в 2014 году доходы государственного бюджета должны достигнуть 677,3 млрд грн., что на 42,5% больше, чем изначально было заложено еще прежним правительством. При этом налоговые поступления должны увеличиться почти в три раза по сравнению с 2013 годом, до 601,9 млрд грн. При том, что перечисление НДС в бюджет, по прогнозу МВФ, несколько уменьшится, основная нагрузка ляжет на налог на прибыль, налог с доходов, единый социальный взнос, акцизы, рентные платежи, которые увеличатся на десятки процентов или в разы. Все это снова ляжет на плечи предприятий.

Учитывая, что деньги, которые Украина получит в этом году от МВФ, пойдут на уплату старых долгов, именно украинской промышленности предстоит стать основным донором бюджета. Это, в свою очередь, резко сокращает объем возможных инвестиций в развитие и модернизацию производства именно в тот момент, когда они больше всего нужны. На средства же из-за рубежа в нынешней нестабильной политической и экономической ситуации рассчитывать по меньшей мере наивно.

Правительство, со своей стороны, на ближайшие полгода официально отказалось от финансирования промышленных программ. В бюджете на текущий год на эти цели предполагалось выделить почти 70 млрд грн. И хотя в немалой степени финансируемые государством проекты имели лоббистский характер, в эту сумму входили, например, затраты на ремонты дорог или на обновление подвижного состава "Укрзализныци", а также другие капиталовложения государственных предприятий. То, что эти средства не поступят в экономику, безусловно, скажется на ее состоянии не лучшим образом.

Таким образом, в ближайшие месяцы украинским промышленникам придется столкнуться с проблемами, вызванными ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры, девальвацией гривны, подорожанием энергии и энергоносителей и возможными перебоями с их поставками, усилением налогового давления и дефицитом финансовых средств. И это не считая военных действий! При этом любая из этих проблем сама по себе может стать причиной серьезного экономического спада. А уж всё вместе…

Виктор Тарнавский

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

Тігіпко придбав вагонобудівний завод в Австрії

Відсутність продажу брухту Укрзалізниці негативно позначається на діяльності компанії

НКРЕКП відмовилася скасовувати прайс-кепи для промисловості

В лютому імпорт напівфабрикатів з України становив 100 тисяч тонн

США вперше за 40 років розпочнуть виробництво ядерних боєголовок

У Києві вже відновили 70% енергообладнання, пошкодженого російськими обстрілами

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

ВСІ НОВИНИ ⇢